Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Крымкурортстрой" Осадчего В.В. на решение Севастопольского городского суда от 7 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 января 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крымкурортстрой" об оспаривании постановления правительства Севастополя в части.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение прокурора Руденко М.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года N 248-ПП (в редакции постановления от 9 августа 2019 года N 499-ПП) утверждена документация по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования".
Генеральный директор ООО "Крымкурортстрой" Осадчий В.В. обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании названного постановления не действующим в части установления красных линий улично-дорожной сети на границе земельного участка с кадастровым номером N площадью 1600 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Севастопольского городского суда от 7 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 января 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной генеральным директором ООО "Крымкурортстрой" Осадчим В.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 20 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 12 августа 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение прокурора Руденко М.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе в соответствии со статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных поименованной статьей.
Частью 9 указанной статьи предусмотрено, что утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, надлежащим образом доведен до всеобщего сведения, что не оспаривается административным истцом.
Законность процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта установлена также вступившим в законную силу апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2019 года N 117-АПА19-14.
Как следует из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 3 статьи 63 Гр РФ).
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых, помимо прочего, отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
Земельный участок административного истца согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114, по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной. Красные линии расположены на расстоянии около 5 м от границ участка.
Согласно оспариваемому проекту планировки и межевания территории спорный земельный участок в настоящее время граничит с красными линиями улично-дорожной сети.
Как усматривается из Основной (утверждаемой) части проекта планировки территории, изготовленной ГУП МО "НИиПИ градостроительства" в 2017 году, указанные проект планировки и проект межевания улично-дорожной сети и территорий общего пользования разработаны на основании нормативной документации и с учетом Генерального плана города Севастополя от 13 декабря 2005 года, а также проекта Генерального плана города Севастополя, разработанного в 2016 году. При этом существующие красные линии, рекомендованные названными Генеральными планами, были уточнены и откорректированы с учётом существующей и планируемой застройки, границ прилегающих земельных участков, охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения, а также мероприятий, предусмотренных проектом планировки.
В соответствии с представленными материалами оспариваемый истцом План красных линий (Основная (утверждаемая) часть проекта планировки территории) содержит данные о принятых решениях по установлению красных линий в отношении улично-дорожной сети города Севастополя, подлежащей строительству и реконструкции на полное развитие (таблица 1.1), согласно которым среди магистральных улиц общегородского значения значится улица Генерала Мельника, в отношении которой установлены планируемые основные параметры (ширина проезжей части, количество полос, ширина в красных линиях).
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 поименованного Кодекса на чертежах межевания территории отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, отображение местоположения на картографическом материале генерального плана может не совпадать с проектом планировки территории при детальной разработке и установлении красных линий линейного объекта (в данном случае автомобильной дороги). Ссылки апелляционной жалобы на положения Генерального плана города Севастополя в части отображения красных линий не имеют существенного значения в силу изложенного анализа норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).
Проект планировки и проект межевания улично-дорожной сети и территорий общего пользования разработаны на основании нормативной документации и с учетом Генерального плана города Севастополя, утвержденного в 2005 году, Проекта Генерального плана города Севастополя, разработанного в 2016 году, о чем указано во введении к указанному проекту.
Законность выданной проектной документации предметом рассмотрения настоящего дела не является, постановление постановления правительства Севастополя от 12 июля 2016 года N 668-ПП "О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства" не ограничивает права застройщиков, оформивших разрешительные документы до 18 марта 2014 года, а исходя из существа градостроительных отношений устанавливает особенности правового регулирования в названной сфере, закрепив право на завершение начатого строительства в соответствии с документами, перечисленными в пункте 1 названного нормативного правового акта, на земельных участках, разрешенное использование которых соответствует этим целям.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судебными инстанциями не были допущены нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Севастопольского городского суда от 7 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 августа 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Е.И. Иванов
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.