Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Руденко Филипп Григорьевич, рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Крыловского района в интересах несовершеннолетней Цаплиной В. В. к Министерству здравоохранения Краснодарского края, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Крыловская центральная районная больница о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение мирового судьи судебного участка N 160 Крыловского района Краснодарского края от 23.12.2019 и апелляционное определение Крыловского районного суда Краснодарского края от 25.03.2019, установил:
прокурор Крыловского района в интересах несовершеннолетней Цаплиной В.В. обратился в суд с иском обратилось в суд с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Крыловская центральная районная больница (далее - ГБУЗ Крыловская ЦРБ) о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий.
Решением мирового судьи судебного участка N 160 Крыловского района Краснодарского края от 23.12.2019 исковые требования прокурора Крыловского района удовлетворены.
Апелляционным определением Крыловского районного суда Краснодарского края от 25.03.2019 решение мирового судьи судебного участка N 160 Крыловского района Краснодарского края от 23.12.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства здравоохранения Краснодарского края - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Краснодарского края просит отменить решение мирового судьи судебного участка N 160 Крыловского района Краснодарского края от 23.12.2019 и апелляционное определение Крыловского районного суда Краснодарского края от 25.03.2019, полагая, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В силу ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Крыловского района была проведена проверка на основании обращения заоконного представителя Цаплиной В.В. по вопросу необеспечения расходными материалами для инсулиновой помпы.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в период времени с января 2019 по июнь 2019 года несовершеннолетняя Цаплина В.В, которой установлена группа инвалидности по заболеванию "сахарный диабет 1 типа", не была обеспечена расходными материалами для инсулиновой помпы, в связи с их отсутствием, по этой причине законный представитель Цаплина Г.М. вынуждена была приобретать расходные материалы за свой счет, расходы составили 16 810 руб, что подтверждается кассовыми и товарными чеками.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 данного ФЗ).
Основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.
В соответствии со статьей 19 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Положением о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 742, установлено, что Министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае (п. 1.1). На Министерство возложена обязанность по реализации программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 10.12.2018 N 1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года, которая устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и в приложении N 1 к данному поста-новлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание "диабет", лекарственных средств и медицинских изделий.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулиннезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 N 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание "диабет", при оказании амбулаторно-клинической помощи лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 N 3053-р утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, куда включены, в том числе инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
В силу положений ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" обеспечение определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к организации охраны здоровья. В соответствии с ч. 2 ст.19 того же федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Доводы заявителя жалобы о неправильном толковании и применении судебными инстанциями норм процессуального права, равно как и о неверном установлении фактических обстоятельств дела, противоречат обстоятельствам, установленным судебными актами.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, сводятся к несогласию с выводами судов, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в силу ст. 379.7 ГПК РФ, основанием к отмене судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судья
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 160 Крыловского района Краснодарского края от 23.12.2019 и апелляционное определение Крыловского районного суда Краснодарского края от 25.03.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Краснодарского края - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.