Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника ОАО "РЖД" Алексеевой Н.Д., действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление судьи Слюдянского районного суда Иркутской области от 18 февраля 2020 года и решение судьи Иркутского областного суда от 2 июня 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.7.13, ст.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Слюдянского районного суда Иркутской области от 18 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 2 июня 2020 года, ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.3 ст.7.13, ст.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник ОАО "РЖД" Алексеева Н.Д. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить за отсутствием вины Общества в совершении вмененного правонарушения, указывает, что наличие пассажирской посадочная платформы на о.п. 102 км предусмотрено Правилами технической эксплуатации железных дорог, утвержденными приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286; нахождение платформы в границах объекта культурного наследия не доказано, следовательно, у ОАО "РЖД" отсутствует обязанность по согласованию каких-либо действий со Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области; с учетом местоположения перенос спорной платформы не возможен, поэтому в целях сохранения облика объекта культурного наследия, его доступности для обозрения существует возможность полностью демонтировать платформу, однако в данном случае возникает угроза жизни и здоровью пассажиров, туристов; судебными инстанциями не учтено преобладание прав и свобод граждан над интересами государства, а также то, что удовлетворение требований государственного органа не учитывает риск возникновения травм у туристов, пассажиров, иных граждан; платформа, в отношении которой проведены ремонтные работы, не является объектом капитального строительства, работы не повлекли увеличение объемно-пространственных характеристик, существующих на территории памятника; действия ОАО "РЖД" допустимы, необходимость в согласовании действий отсутствует; имеются основания для применения ст.2.9 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пп.1, 3 п.1 ст.5.1 названного Закона в границах территории объекта культурного наследия: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
В соответствии с п.2 ст.36 Федерального закона N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с пп.3, 4 п.1 ст.47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ влечет административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно ч.3 ст.7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со ст.7.14 КоАП РФ организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Из обстоятельств дела следует, что в границах территории объекта культурного наследия "Комплекс Кругобайкальской железной дороги, 1902 -1916 гг. от ж.-д. ст. "Байкал" до ж.-д. ст. "Слюдянка" (включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176), напротив входящего в его состав выявленного объекта культурного наследия "Комплекс из подпорных стенок на растворе у подножья скальной выемки: подпорно-улавливающая и припортальная арочная для неосуществленной железной галереи" (включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Иркутской области, утвержденный приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 14.02.2017 N 18-спр) ОАО "РЖД" без соответствующего разрешения проведены работы по устройству железнодорожной деревянной платформы со скамейками, расположенной вдоль железнодорожных путей, окрашенной в оранжевый цвет. Указанная платформа изменяет исторический облик, объемно-планировочные решения и загораживает собой часть объекта культурного наследия, находящегося в границах территории объекта культурного наследия "Комплекс Кругобайкальской железной дороги, 1902 -1916 гг. от ж.-д. ст. "Байкал" до ж.-д. ст. "Слюдянка".
Указанные обстоятельства выявлены 11 июня 2019 года на территории Иркутской области, от железнодорожной станции "Байкал" до железнодорожной станции "Слюдянка" комплекса Кругобайкальской железной дороги, 102 км (пикет 8-9 - примыкает к Байкальскому порталу галереи N 8) Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области по результатам систематического наблюдения за исполнением требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом N 73-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Иркутской области, в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно выписке из ЕГРН собственником объекта культурного наследия является Российская Федерация, арендатором (пользователем) ОАО "РЖД". На объект культурного наследия "Комплекс из подпорных стенок на растворе у подножья скальной выемки: подпорно-улавливающая и припортальная арочная для неосуществленной железной галереи" ОАО "РЖД" выдано охранное обязательство по сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) от 24.09.2013 регистрационный N.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 22.07.2019 N 01-01-20-08/19 по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, протоколом об административном правонарушении от 22.07.2019 N 01-01-20-09/19 по ст.7.14 КоАП РФ, заданием на проведение мероприятий по контролю от 05.06.2019, заключением по результатам систематического наблюдения от 11.06.2019, приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 07.08.2017 N 146-спр об утверждении границ территории объекта культурного наследия "Комплекс Кругобайкальской железной дороги, 1902 -1916 гг.", охранным обязательством от 24.09.2013 регистрационный N 765/2013, другими имеющимися в деле доказательствами.
Определением судьи Слюдянского районного суда Иркутской области от 31 декабря 2019 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, и дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ, на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ объединены в одно производство.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основе представленных доказательств установлено, что железнодорожная деревянная платформа со скамейками, расположенная вдоль железнодорожных путей, работы по устройству которой проведены ОАО "РЖД", изменяет исторический облик, загораживая собой часть выявленного объекта культурного наследия, находящегося в границах территории объекта культурного наследия "Комплекс Кругобайкальской железной дороги, 1902 -1916 гг. от ж.-д. ст. "Байкал" до ж.-д. ст. "Слюдянка", что противоречит пп.3, 4 п.1 ст.47.3 Федерального закона N 73-ФЗ. Строительные работы по устройству платформы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в Перечень, проведены без согласования со Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, хотя подлежали такому согласованию в силу п.2 ст.36 Федерального закона N 73-ФЗ. При таких обстоятельствах деяние ОАО "РЖД" верно квалифицировано по ч.3 ст.7.13, ст.7.14 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства об охране объектов культурного наследия.
Факт совершения вмененных правонарушений подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывает. Доказательства оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты, в связи с чем довод жалобы об отсутствии вины Общества в совершении правонарушений, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В целом доводы жалобы были предметом судебной проверки, получили надлежащую оценку в судебных актах, оснований не согласиться с которой не имеется.
Вопреки доводам жалобы границы территории объекта культурного наследия "Комплекс Кругобайкальской железной дороги, 1902 -1916 гг." определены приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 07.08.2017 N 146-спр. При рассмотрении дела судебными инстанциями установлено, что строительные работы по устройству платформы проведены в установленных границах, в связи с чем довод жалобы о том, что у ОАО "РЖД" отсутствует обязанность по согласованию каких-либо действий со Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, является несостоятельным.
Наличие пассажирской посадочной платформы на о.п. 102 км согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог, утвержденным приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, не исключает вину Общества в совершении вмененного правонарушения.
Позиция ОАО "РЖД" о невозможности переноса спорной платформы материалами дела не подтверждена.
Довод жалобы о малозначительности правонарушения, возможности освобождения Общества от административной ответственности являлся предметом проверки, при этом судьи пришли к выводу о том, что допущенные нарушения не являются малозначительными. Выводы в судебных актах мотивированы, оснований для иной оценки не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Наказание ОАО "РЖД" назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в соответствии с требованиями ч.ч.2, 3 ст.4.4 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Слюдянского районного суда Иркутской области от 18 февраля 2020 года и решение судьи Иркутского областного суда от 2 июня 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.7.13, ст.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ОАО "РЖД" Алексеевой Н.Д. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.