Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ниязова Ахроржона Ахмаджоновича, Ниязова Акмалжона Ахмаджоновича, поданную 21 июля 2020 года, на решение Кировского районного суда города Иркутска от 2 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 февраля 2020 года
по административному делу N 2а-3008/2019 по административному исковому заявлению Ниязова Акмалжона Ахмаджоновича, Ниязова Ахроржона Ахмаджоновича о признании незаконными решений ГУ МВД России по Иркутской области об отказе в продлении срока предоставления временного убежища, возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, установила:
Ниязов Ак.А, Ниязов Ах.А. обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании незаконными
решения ГУ МВД России по Иркутской области от 5 апреля 2019 года об отказе в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданину Республики Узбекистан Ниязову Акмалжону Ахмаджоновичу, решения ГУ МВД России по Иркутской области от 25 марта 2019 года об отказе в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданину Республики Узбекистан Ниязову Ахроржону Ахмаджоновичу, о возложении обязанности на ГУ МВД России по Иркутской области устранить нарушение их прав на предоставление временного убежища и продления его срока при наличии оснований, установленных статьей 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 N 4528-1 "О беженцах" (далее - Федеральный закон "О беженцах"), и права не быть лишенными временного убежища в произвольном порядке, права на обращение за разрешением на временное проживание, которого они фактически лишились.
В обоснование заявленных требований ссылались на то, что 16 апреля 2019 года административные истцы ознакомлены с принятыми в отношении них решениями, считают их незаконными и подлежащими отмене.
Им отказано в продлении срока предоставления временного убежища по мотивам устранения обстоятельств, послуживших основанием для предоставления временного убежища. Решения об отказе в продлении срока предоставления временного убежища являются незаконными. Административные истцы не смогут легализовать свое правовое положение в обычном режиме, обратиться с заявлением о предоставлении вида на жительство в отсутствие свидетельств о предоставлении временного убежища, сроки действия их национальных паспортов истекли.
Получение разрешения на временное проживание не является основанием для утраты временного убежища, которое утрачивается при получении права на постоянное проживание (вида на жительство). Настаивают, что риск негуманного обращения с ними в Узбекистане остается, убедительных доводов в решении об изменении ситуации в Узбекистане не содержится. Правовая позиция Европейского Суда по правам человека о недопустимости высылки в Республику Узбекистан граждан, которых власти этой страны считают причастными к антигосударственной деятельности или членов их семей, остается неизменной (постановление Европейского Суда по правам человека от 22 января 2019 года "U.A. против России").
Решением Кировского районного суда города Иркутска от 2 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 февраля 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Ниязовым Ак.А, Ниязовым Ах.А. ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. Судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено, что Ниязов Акмалжон Ахмаджонович является гражданином Республики Узбекистан, узбек по национальности.
Личность Ниязова Ак.А. удостоверена национальным паспортом гражданина Узбекистан, выданным ОВД г. Кува Ферганской области 16 ноября 2009 года, срок действия паспорта истек 2 декабря 2010 года.
21 июля 2011 года Ниязов Ак.А. впервые обратился в УФМС России по Иркутской области с обращением о признании беженцем па территории Российской Федерации, в связи с опасением преследования властей страны, пыток и негуманного обращения, указав, что в Узбекистане незаконно преследуют его отца и он тоже опасается стать жертвой преследования, лично властями Узбекистана не разыскивается, в инциденты с принятием физического насилия в Узбекистане не вовлекался, уголовному преследованию не подвергался, судим не был, в политических, религиозных, военных и общественных организациях не состоял. Решением УФМС России по Иркутской области от 27 октября 2011 года Ниязову Ак.А. отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах".
Председателем Палаты Европейского Суда принято решение о применении по жалобе N 42317/11 "Ниязовы против Российской Федерации" правила 39 Регламента Суда (обеспечительные судебные меры). Европейский Суд предписал властям Российской Федерации воздерживаться от каких-либо действий по высылке/экстрадиции/депортации или иному принудительному перемещению Акмалжона и Ахроржона Ниязовых в Республику Узбекистан вплоть до последующего уведомления.
22 июля 2011 года в отношении Ниязова Ак.А. применено правило 39 Регламента Суда, предписывающее российским властям приостановить какие-либо действия в отношении его принудительной высылки в Республику Узбекистан.
17 марта 2012 года УФМС России по Иркутской области принято решение о предоставлении Ниязову Ак.А. временного убежища на территории Российской Федерации. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ежегодно продлевалось до 26 марта 2019 года.
Решением ГУ МВД России по Иркутской области от 16 ноября 2018 года Ниязову Ак.А. оформлено разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.
5 марта 2019 года Ниязов Ак.А. обратился в УВМ ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, указав, что в Республике Узбекистан сохраняется серьезный риск подвергнуться пыткам в связи с тем, что узбекские власти осуществляют в отношении него уголовное преследование по сфабрикованным обвинениям религиозного характера.
Решением ГУ МВД России по Иркутской области от 5 апреля 2019 года отказано в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданину Республики Узбекистан Ниязову Ак.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии с Федеральным законом "О беженцах" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления временного убежища.
Также гражданином Республики Узбекистан является Ниязов Ахроржон Ахмаджонович, узбек по национальности.
Личность Ниязова Ах.А. удостоверена национальным паспортом гражданина Узбекистан, выданным ОВД г. Кува Ферганской области 25 апреля 2007 года, срок действия паспорта истек 7 февраля 2012 года.
21 июля 2011 года Ниязов Ах.А. впервые обратился в УФМС России по Иркутской области с обращением о признании беженцем па территории Российской Федерации, в связи с опасением преследования властей страны, пыток и негуманного обращения, указав, что в Узбекистане незаконно преследуют его отца и он тоже опасается стать жертвой преследования, лично властями Узбекистана не разыскивается, в инциденты с принятием физического насилия в Узбекистане не вовлекался, уголовному преследованию не подвергался, судим не был, в политических, религиозных, военных и общественных организациях не состоял. Решением УФМС России по Иркутской области от 27 октября 2011 года Ниязову Ах.А. отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах".
22 июля 2011 года в отношении Ниязова Ах.А. применено правило 39 Регламента Суда, предписывающее российским властям приостановить какие-либо действия в отношении его принудительной высылки в Республику Узбекистан.
17 марта 2012 года УФМС России по Иркутской области принято решение о предоставлении Ниязову Ах.А. временного убежища на территории Российской Федерации. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ежегодно продлевалось до 26 марта 2019 года.
Решением ГУ МВД России по Иркутской области от 5 декабря 2018 года Ниязову Ах.А. оформлено разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.
25 февраля 2019 года Ниязов Ах.А. обратился в УВМ ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, указав, что в Республике Узбекистан сохраняется серьезный риск подвергнуться пыткам в связи с тем, что узбекские власти осуществляют в отношении него уголовное преследование по сфабрикованным обвинениям религиозного характера.
Решением ГУ МВД России по Иркутской области от 25 марта 2019 года отказано в продлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданину Республики Узбекистан Ниязову Ах.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии с Федеральным законом "О беженцах" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 N 4528-I "О беженцах", устанавливая правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Иностранный гражданин вправе попросить временное убежище, которым признается возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О беженцах", с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Кроме того, по своей правовой природе временное убежище является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П, определение от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Исходя из предписаний пункта 4 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" правовое положение лица, которому предоставлено временное убежище в Российской Федерации, определяется названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В пункте 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" повторяются положения Федерального закона "О беженцах", касающиеся предоставления временного убежища, в частности указывается, что решение о предоставлении временного убежища принимается при существовании гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации, до устранения таких причин или изменения правового положения лица. В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации временное убежище предоставляется на срок до одного года, и срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища.
Лицо утрачивает временное убежище в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежищ (пункт 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах").
Отказывая в продлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Республики Узбекистан Ниязову Ах.А. и Ниязову Ак.А. в соответствии с Федеральным законом "О беженцах" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", ГУ МВД России по Иркутской области в оспариваемых решениях указало, что граждане Республики Узбекистан Ниязов Ах.А. и Ниязов Ак.А. урегулировали свой правовой статус, получив разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации сроком до 5 декабря 2021 года и 16 ноября 2021 года соответственно, в связи с чем не усматривается существование гуманных причин для продления временного убежища на территории Российской Федерации. По результатам полученных проверок компрометирующие сведения в отношении заявителей отсутствуют.
Руководствуясь указанными нормами права, оценивая доводы административных истцов и представленные доказательства, суды пришли к обоснованному выводу, что ГУ МВД России по Иркутской области обоснованно приняты решения об отказе в продлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Республики Узбекистан Ниязову Ах.А. и Ниязову Ак.А. в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления временного убежища, поскольку временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Получив разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации Ниязов Ах.А. и Ниязов Ак.А. в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" урегулировал правовой статус на территории Российской Федерации. Объективных доказательств и убедительных аргументов, подтверждающих опасения Ниязовых Ах.А. и Ак.А. стать жертвами или быть подвергнутыми наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности, реальных и обоснованных опасений заявителей за свою жизнь в стране гражданской принадлежности и неспособности властей обеспечить безопасность своим гражданам не представлено. Судами исследованы справки о ситуации с правами человека в Узбекистане. Режим предоставления временного убежища фактически рассматривается административными истцами как способ легализации нахождения на территории Российской Федерации. Подобное понимание заявителями порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища противоречит понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-I "О беженцах".
Суды также правильно указали, что оспариваемые решения уполномоченного органа вынесены с соблюдением установленного порядка в пределах полномочий и компетенции органа, прав административных истцов не нарушают, не противоречат нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в том числе международному законодательству (Конвенции ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протоколу к ней, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года) и практике Европейского Суда по правам человека (пункт 88 постановления от 12 декабря 2013 года по делу "Латипов (Latipov) против Российской Федерации", пункт 78 постановления от 3 марта 2011 года по делу "Эльмуратов (Elmuratov) против Российской Федерации").
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, приведенным в административном исковом заявлении в обоснование заявленных требований и в апелляционной жалобе, были подробно исследованы судами, приведенным доводам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по совокупности представленных доказательств. Из представленных доказательств, в частности следует, что обеспечительные меры в отношении административных истцов были приняты в соответствии с правилом 39 Регламента (Правила процедуры) Европейского суда по правам человека до рассмотрения жалобы и принятия по ней окончательного решения. Доводы фактически направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда города Иркутска от 2 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 21 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.