Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Деменевой Л.С.
судей Лимоновой Л.Ф.
Абрашкиной Е.Н.
при ведении протокола помощником судьи Семерневой К.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остроумовой Нины Алексеевны к Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности, по апелляционной жалобе истца на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 27.05.2020.
Заслушав доклад судьи Абрашкиной Е.Н, объяснения истца и представителя ответчика, судебная коллегия
установила:
истец Остроумова Н.А. обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным Распоряжение Главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от (/ /) N об отказе в признании нуждающимся и принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда социального использования, возложить на ответчика обязанность признать ее нуждающейся в жилом помещении и принять на учет.
В обоснование иска указано, что Остроумова Н.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны; проживает в квартире по адресу:... на основании ордера, при этом квартира является ведомственным жильем и расположена на территории закрытого военного городка в связи с чем не может быть приватизирована нанимателем.
С целью обеспечения жилым помещением, как вдовы Ветерана Великой отечественной войны, Остроумова Н.А. обратилась с заявлением в Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга о признании ее нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет.
Оспариваемым распоряжением в признании нуждающейся и постановке на учет Остроумовой Н.А. было отказано в связи с тем, что она обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы и соответственно не является нуждающейся.
Истец полагает, что оспариваемое распоряжение не законно, поскольку она обратилась к ответчику на основании Федерального закона "О ветеранах", как вдова ветерана не имеющая в собственности жилого помещения.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 27.05.2020 в удовлетворении иска отказано.
Отказывая в иске суд исходил из того, что спорная квартира площадью 54, 7 кв.м находится в бессрочном пользовании истца на условиях социального найма, в связи с чем Остроумова Н.А. обеспечена жилой площадью более учетной нормы и не является нуждающейся, при этом сам по себе факт невозможности приватизации в соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не свидетельствует об обратном, поскольку при определении нуждаемости учитываются все жилые помещения находящиеся в пользовании заявителя.
Не согласившись с решением, истец принес на него апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, принять новое об удовлетворении иска.
В доводах апелляционной жалобы указано, что суд не верно определилюридически - значимые обстоятельства, не учел положения Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714, не принял во внимание отсутствие возможности передачи жилого помещения в собственность граждан, поскольку оно относится к ведомственному фонду Министерства обороны РФ; кроме того, суд в нарушение процессуального законодательства не исследовал письменные доказательства и не дал им оценку в их совокупности, рассмотрев дело формально.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы и требования апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия на находит оснований для отмены судебного решения.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец является вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны (л.д. 42-45).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.19995 N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 года инвалиды боевых действий и ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Подобный порядок обеспечения жильем подразумевает общее правило предоставления гражданам, включая граждан указанных выше категорий, жилых помещений муниципального жилищного фонда, исходя из критериев их нуждаемости и имущественного положения, определяемых в соответствии со статьями 49 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации соответственно. Иначе говоря, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам, если они признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Указ Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" устанавливает меры по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" по договорам социального найма в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке.
20.11.2019 Остроумова Н.А. обратилась в Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга как вдова участника Великой Отечественной войны с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования составом семьи один человек (л.д. 26-27).
Отказывая в предоставлении муниципальной услуги "Принятие граждан на учет для целей предоставления жилых помещений в государственном жилищном фонде социального использования Свердловской области" Администрация Чкаловского района г. Екатеринбурга пришла к выводу об обеспеченности Остроумовой Н.А. общей площадью жилого помещения более учетной нормы, с чем согласился суд первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что с (/ /) истец зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: г. Екатеринбург, ул. Современников, 7-8, расположенной на территории закрытого военного городка N в... (л.д. 33).
Брак между истцом и (/ /)5 зарегистрирован (/ /).
(/ /) (/ /)5 умер.
Данная квартира была предоставлена супругу истца - (/ /)5 на основании ордера N от 24.12.1964 на основании решения райисполкома N от 19.12.1964 решение командования и местного комитета от 12.12.1964.
В указанном ордере имеется отметка "Военный городок N Ведомственный" (л.д. 47).
Из справки Филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО Жилищно-эксплуатационная служба N 8 (г. Екатеринбург) следует, что квартира относится к ведомственному жилищному фонду и приватизации не подлежит (л.д. 25).
Из акта N 36 к техническому соглашению от 13.09.2017 следует, что дом, в котором расположена спорная квартира, передан организацией сдатчиком (управляющая компания) ООО "Главное управление жилищным фондом" передано в управление Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление".
Согласно перечню объектов жилищного фонда указанный дом является собственностью Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Установив, что квартира не подлежит приватизации, суд верно указал, что данное обстоятельство не влияет на определение истца нуждающимся поскольку учитываются все имеющиеся в пользовании гражданина жилые помещения.
Вместе с тем, с учетом вышеприведенных норм права и фактических обстоятельств, подлежит исключению из мотивировочной части решения суда вывод о пользовании квартирой на условиях социального найма.
Приказом Министра обороны РФ от 12.09.2019 N 515 "Об утверждении Порядка и сроков формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, а также Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Министерстве обороны Российской Федерации" установлено, что в Министерстве обороны право на получение сертификата имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, указанные в подп. "б" п. 5 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", то есть граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в
течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р N военный городок в г. Екатеринбурге входит в перечень, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
Согласно уведомлению от 06.03.2020 Остроумова Н.А. признана участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по категории пп. "б" п. 5 "граждане подлежащие переселению из закрытых военных городков" (л.д. 36).
Министерство обороны РФ, включив истца, по его заявлению, в список лиц участников указанной программы признало наличие обязательств по обеспечению Остроумовой Н.А. другим жилым помещением.
Таким образом, истцом был избран способ обеспечения жильем, в связи с чем оснований для принятия истца на учет с целью обеспечения жильем по иному основанию - как вдовы ветерана... не имеется.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 27.05.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
Председательствующий Деменева Л.С.
Судьи Лимонова Л.Ф.
Абрашкина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.