Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Амеличевой С.А, судей Евсютиной Е.И, Коротковой И.Д, при секретаре Колесниченко А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евсютиной Е.И. дело по апелляционной жалобе инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому округу города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 18 февраля 2020 года по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому округу города Калуги к Храмченкову Евгению Алексеевичу о взыскании транспортного налога и пени, УСТАНОВИЛ:
22 января 2020 года инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому округу города Калуги (далее - ИФНС по Московскому округу г. Калуги) обратилась в суд с административным иском к Храмченкову Е.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 3 500 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 2 299 рублей 86 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0, 75 рублей.
Представитель административного истца Синдеева О.А. в судебном заседании требования административного иска поддержала.
Административный ответчик Храмченков Е.А, будучи уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Заинтересованное лицо Храмченкова М.М. в судебном заседании полагала требования административного иска подлежащими удовлетворению.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 18 февраля 2020 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ИФНС по Московскому округу г. Калуги ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Исследовав письменные материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В абзаце 1 пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Пунктом 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по данным налогового органа за Храмченковым Е.А. в период с 16 июня 2013 года по 11 марта 2017 года значилось зарегистрированным транспортное средство "Скания 549130" государственный регистрационный знак N.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 02 ноября 2015 года, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 15 февраля 2016 года, по гражданскому делу по иску Храмченковой М.М. к Храмченкову Е.А. о разделе совместно нажитого имущества и по встречному иску Храмченкова Е.А. к Храмченковой М.М. о разделе совместно нажитого имущества, транспортное средство "Скания 549130" государственный регистрационный знак Н741 РЕ 40 передано в собственность Храмченковой М.М.
Налоговым органом в адрес Храмченкова Е.А. было направлено требование N по состоянию на 01 декабря 2017 года, согласно которому Храмченкову Е.А, в связи с неуплатой транспортного налога в размере 21 000 рублей начислены пени в размере 2 250, 50 рублей, в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц в размере 68 рублей начислены пени 0, 75 рублей, установлен срок исполнения требования по уплате пени в размере 2 251, 25 рублей до 08 февраля 2018 года.
ИФНС по Московскому округу г. Калуги в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление N от 08 июля 2018 года об уплате транспортного налога за транспортное средство марки "549130" государственный регистрационный знак Н741 РЕ 40 за январь-февраль 2017 года в размере 3 500 рублей в срок не позднее 03 декабря 2018 года.
В связи с неуплатой Храмченковым Е.А. транспортного налога в установленный срок, налоговым органом административному ответчику были начислены пени в общей сумме 49, 36 рублей и направлено требование N по состоянию на 28 января 2019 года о необходимости уплаты транспортного налога в размере 3 500 рублей и пени, установлен срок исполнения до 26 февраля 2019 года.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 1 Калужского судебного района Калужской области от 15 июля 2019 года с Храмченкова Е.А. взыскана задолженность по транспортному налогу в размере 3 500 рублей, пени по транспортному налогу в размере 2299, 86 рублей, пени по налогу на имущество в размере 0, 75 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
По заявлению Храмченкова Е.А. определением мирового судьи от 30 июля 2019 года судебный приказ от 15 июля 2019 года отменен.
22 января 2020 года ИФНС по Московскому округу г. Калуги обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что на основании решения Калужского районного суда Калужской области от 02 ноября 2015 года, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 15 февраля 2016 года, по гражданскому делу по иску Храмченковой М.М. к Храмченкову Е.А. о разделе совместно нажитого имущества и по встречному иску Храмченкова Е.А. к Храмченковой М.М. о разделе совместно нажитого имущества, объект налогообложения по транспортному налогу передан в собственность Храмченковой М.М, что обеспечительные меры, наложенные судом в отношении указанного транспортного средства, были сняты 23 августа 2016 года, пришел к выводу, что Храмченков Е.А. не мог быть надлежащим субъектом обращения в регистрирующий орган для снятия с регистрационного учета транспортного средства, в связи с чем отказал в удовлетворении требований административного иска в части взыскания задолженности по уплате транспортного налога за 2017 года и пени за неуплату транспортного налога.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0, 75 рублей, суд, установив, что в связи с неисполнением требования N по состоянию на 01 декабря 2017 года об уплате пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0, 75 рублей в установленный срок до 08 февраля 2018 года, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по истечении установленного законом шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения указанного в требовании, пришел к выводу о пропуске налоговым органа срока обращения в суд с данным требованием.
Однако, с указанными выводами судебная коллегия согласиться не может поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года N 1069-О указано, что федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362). При этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605 и действовавший на момент спорных правоотношений) предусматривал возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4).
Такое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 02 ноября 2015 года по гражданскому делу по иску Храмченковой М.М. к Храмченкову Е.А. о разделе совместно нажитого имущества и по встречному иску Храмченкова Е.А. к Храмченковой М.М. о разделе совместно нажитого имущества, транспортное средство "Скания 549130" государственный регистрационный знак N передано в собственность Храмченковой М.М.
Исполнительное производство, возбужденное 14 апреля 2016 года, предметом которого являлась передача транспортного средства Скания 549130 (тягач седельный) государственный регистрационный знак Н741РЕ40 окончено 26 июля 2016 года, в связи с фактическим исполнением.
Обеспечительные меры в отношении транспортного средства - объекта налогообложения, наложенные судом, сняты определением суда 23 августа 2016 года.
Регистрационные данные в отношении транспортного средства - объекта налогообложения переоформлены 11 марта 2017 года в связи с изменением нового собственника Храмченковой М.М. на основании решения Калужского районного суда. 13 марта 2017 года транспортное средство переоформлено в связи с изменением собственника по договору купли-продажи на Потолова А.М.
Согласно представленным в суд апелляционной инстанции ответов на запросы суда Храмченков Е.А. в ИФНС по Московскому округу г. Калуги, а также в МРЭО ГИБДД УМВД России по Калужской области с заявлением об изменении регистрационных данных в отношении транспортного средства Скания 549130 (тягач седельный) государственный регистрационный знак N не обращался.
Учитывая изложенное, у административного ответчика имелась возможность совершить действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащего ему транспортного средства, однако, доказательств, подтверждающих совершение указанных действий, суду не представлено.
Рассчитывая транспортный налог, инспекция Федеральной налоговой службы руководствуется сведениями, предоставляемыми органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Поскольку нормы налогового законодательства, регулирующие правоотношения по уплате транспортного налога, являются императивными, решение суда без снятия административным ответчиком автомобиля с регистрационного учета не освобождает его от обязанности по уплате транспортного налога до внесения изменений в реестр регистрации транспортных средств.
Разрешая требования административного иска о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу статьи 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировыми судьями в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В случае отмены судебного приказа взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из налогового уведомления N от 29 июля 2016 года направленного Храмченкову Е.А, принятого судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства, следует, что оно содержит расчет транспортного налога за 2015 год в размере 21 000 рублей, налога на имущество физических лиц (квартиры с кадастровым номером N по адресу: "адрес" размере 68 рублей, установлен срок уплаты налога не позднее 01 декабря 2016 года.
В требовании N по состоянию на 01 декабря 2017 года налоговым органом указано о необходимости уплаты пени в общей сумме 2251, 25 рублей, в связи с неуплатой транспортного налога в размере 2 250, 50 рублей, в связи неуплатой налога на имущество физических лиц в размере 0, 75 рублей, установлен срок исполнения до 08 февраля 2018 года.
В требовании N по состоянию на 28 января 2019 года налоговым органом указано о необходимости уплаты транспортерного налога в размере 3 500 рублей и пени в размере 49, 36 рублей, установлен срок исполнения до 26 февраля 2019 года.
Судебный приказ о взыскании с Храмченкова Е.А. налоговых платежей был вынесен 15 июля 2019 года, в последующем отменен определением мирового судьи от 30 июля 2019 года, в суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился 22 января 2019 года.
Таким образом, срок обращения налоговым органом в суд с требованием о взыскании пени в размере 0, 75 рублей пропущен не был, поскольку административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в течение шести месяцев со дня, когда сумма взыскания превысила 3 000 рублей.
Ввиду изложенного, решение суда об отказе ИФНС по Московскому округу г. Калуги о взыскании с Храмченкова Е.А. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 3 500 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 2 299 рублей 86 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0, 75 рублей подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении требований административного иска.
Расчет налога и пени, представленный административным истцом, не оспорен, судебная коллегия принимает как верно исчисленный.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 310 (часть 2 пункт 4), 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 18 февраля 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым взыскать с Храмченкова Евгения Алексеевича в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому округу города Калуги транспортный налог за 2017 год в размере 3 500 рублей, пени в размере 2 299, 86 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0, 75 рублей.
Взыскать с Храмченкова Евгения Алексеевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.