Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю, судей: Богдашова Д.А, Лаврентьева В.В, с участием помощника судьи Скакун О.В, административного истца, ее представителя Кокурина В.А. и представителя Министерства обороны Российской Федерации Попова А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-226/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 29 июня 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N младшего сержанта запаса Антиповой Зинаиды Ивановны об оспаривании бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с необеспечением жилым помещением по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, объяснения административного истца и ее представителя в обоснование апелляционной жалобы и представителя административного ответчика, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, Антипова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с нереализацией ее права на получение жилья в избранном при увольнении с военной службы постоянном месте жительства, предусмотренного пунктом 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих;
- обязать Министерство обороны Российской Федерации обеспечить ее и членов ее семьи жилым помещением в избранном при увольнении с военной службы постоянном месте жительства в г. Оренбурге в порядке и форме, предусмотренной ФЗ "О статусе военнослужащих, как очередников с 12 июня 2010 года;
- взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование административного искового заявления она указала, что проходила военную службу в период с 1992 года по 2010 год. В 2008 году в период прохождения военной службы в закрытом военном городке в войсковой части N ("адрес" "адрес".) ею был написан рапорт с просьбой об отселении из закрытого военного городка, в котором ей в 2000 году предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес", и где она проживает по настоящее время. В дальнейшем, после переформирования войсковой части N в войсковую часть N она была уверена, что находится в списках на отселение из закрытого военного городка, в связи с чем в рапорте об увольнении с военной службы и в ходе проведенной с ней беседы она просила сохранить ее право на обеспечение жильем по избранному месту жительства -по месту военной службы. Приказом командира войсковой части N от 13 июля 2010 года N 136 она уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с сохранением права на получение жилой площади по избранному месту жительства и с 29 августа 2010 года исключена из списков личного состава части. При этом с рапортом о принятии ее на жилищный учет по избранному месту жительства в установленном порядке в период с 2008 года по дату исключения из списков личного состава части она не обращалась, поскольку полагала, что автоматически состоит в списках на отселение из закрытого военного городка. С рапортом о предоставлении ей государственного жилищного сертификата в период с 2008 года по 2012 год она также не обращалась. В дальнейшем, в 2012 году она обратилась в жилищную группу войсковой части N с вопросом о планируемой дате обеспечения ее жильем, на что получила разъяснения, что поскольку военный городок "адрес" в 2011 году был исключен из перечня закрытых военных городков и каких-либо документов, подтверждающих ее постановку на жилищный учет в воинской части не сохранилось, то она более не подлежит обеспечению жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации.
После этого, в 2012 году она обращалась с заявлением о восстановлении ее на жилищном учете в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения военнослужащих" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Центррегионжилье), однако по причине не представления необходимых документов и в связи с утратой в 2010 году статуса военнослужащей, решением Центррегионжилье от 13 ноября 2012 года ей в этом отказано. Указанное решение не отменено и в суде ею не оспаривалось. Далее, на протяжении с 2012 года по настоящее время она неоднократно обращалась в различные органы военного управления с просьюой о постановке - восстановлении ее на жилищном учете, однако поступившие в ее адрес ответы сводятся к тому, что она на жилищном учете не состоит и документов об обратном ей не представлено. Каких-либо требований к жилищным органам - Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) и Центррегионжилье она не имеет.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Антиповой отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы, излагая обстоятельства административного дела, указывает, что суд первой инстанции сделал неверный вывод об отсутствии доказательств ее обращения в период военной службы для постановки на жилищный учет, поскольку отсутствие таких доказательств в жилищном органе в результате его переформирования не свидетельствует о том, что она за постановкой на жилищный учет не обращалась.
Считает, что доказательством ее обращения является лист беседы, а также приказ об ее увольнении с военной службы с указанием на оставление за ней права на обеспечение жильем в избранном месте жительства, ненадлежащее исполнение обязанностей Министерством обороны Российской Федерации лишает ее такого права.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Согласно п. 26, 27, 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 (далее - Инструкция N 80), действовавшей в период прохождения Антиповой военной службы, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.
При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Кроме того, по смыслу действующих в настоящее время норм, в частности, п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, а также п. 1, 3 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, реализация гражданами Российской Федерации предусмотренного ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" права на предоставление жилых помещений по договору социального найма и в собственность бесплатно, соответственно, находится в непосредственной зависимости от своевременной подачи, а именно - в период прохождения военной службы, в уполномоченный жилищный орган соответствующего заявления по установленному образцу с приложением необходимых документов.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем носит не абсолютный характер, а заявительный, то есть данное право связано с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий. При этом, на основании приказа Министра обороны РФ от 18 ноября 2010 года N 1550 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями" Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет функции по обеспечению военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями.
В соответствии с приказами Министра обороны РФ от 7 ноября 2018 года N 621 "Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ" и от 6 июня 2012 года N 1441 "О дальнейшем совершенствовании структуры органов жилищного обеспечения Министерства обороны РФ" уполномоченный орган (ДЖО) осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ: ФГКУ "Западрегионжилье", ФГКУ "Югрегионжилье", ФГКУ "Северрегионжилье", ФГКУ "Центррегионжилье" и ФГКУ "Востокрегионжилье".
Учитывая, что последним местом военной службы Антиповой являлась войсковая часть N с местом дислокации: "адрес", то вопросы обеспечения жильем таких военнослужащих относятся к компетенции ДЖО и Центррегионжилье.
Как видно из материалов административного дела, в период прохождения военной службы 29 декабря 2000 года Антиповой по ордеру предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес", в котором она и ее сын проживают до настоящего времени.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие обращение административного истца в период военной службы или перед увольнением с военной службы в жилищную комиссию или жилищный орган с соответствующим рапортом (заявлением) по установленному образцу с приложением необходимых документов по вопросу принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по избранному при увольнении месту жительства.
Напротив, из представленных суду Центррегионжилье и ДЖО сведений видно, что нуждающейся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания административный истец не признавалась. Более того, решением Центррегионжилье от 13 ноября 2012 года Антиповой ранее уже было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по причине отсутствия документов, подтверждающих право состоять на жилищном учете. Указанный отказ Антипова не обжаловала. При этом Антипова в судебном заседании и сама пояснила, что с рапортом о принятии на жилищный учет по избранному месту жительства в период с 2008 года по 2010 год она не обращалась.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административном истце лежит обязанность доказывания факта нарушения его прав, свобод и законных интересов.
Учитывая то обстоятельство, что реализация жилищных прав военнослужащих возложена на полномочные органы Министерства обороны Российской Федерации, в которые Антипова в период прохождения военной службы не обращалась, а в 2012 году ей в восстановлении на жилищном учете было отказано и этот отказ ею не оспаривался, а в настоящее время требований к указанным органам у нее не имеется, то суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу, что Министерством обороны Российской Федерации каких-либо прав административного истца не нарушено.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, если признает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку Министерством обороны Российской Федерации каких-либо прав и законных интересов административного истца в рамках рассматриваемого дела не нарушено, а доказательств обратного суду не представлено, суд первой инстанции обоснованно отказал Антиповой в удовлетворении административного искового заявления.
Доводам административного истца о том, что она имеет право на обеспечение жильем от Министерства обороны Российской Федерации, так как в рапорте и листе беседы от 12 июля 2010 года она просила сохранить за ней право на получение жилой площади по избранному месту жительства и это отражено в приказе об увольнении ее с военной службы, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, которая сомнений у судебной коллегии не вызывает.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 29 июня 2020 года по административному исковому заявлению Антиповой Зинаиды Ивановны оставить без изменения, а ее апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.