Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой А.В.
судей
Вологдиной Т.И, Луковицкой Т.А, при помощнике судьи
Сергееня О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2020 года по гражданскому делу N 2-655/2020 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к Обществу об обязании выполнить требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Петровой А.В, объяснения представителя истца - Алешиной Ю.В, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) обратилось в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями в защиту неопределенного круга потребителей к Обществу с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее - ООО "Агроторг"), в которых просило обязать ООО "Агроторг" в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства при эксплуатации предприятия-магазин "Пятерочка", расположенного по адресу: г. "адрес", а именно:
- оборудовать зону приема и разгрузки товара в соответствии требованиями СП 2.3.6, 1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов";
- провести мероприятия по устранению шума от вентиляционного оборудования, превышающего нормативные показатели в соответствии,, с требованиями СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"; СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки";
-оборудовать контейнерную площадку для сбора мусора и пищевых отходов в соответствии с требованиями СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
В обоснование иска Управление Роспотребнадзора по Свердловской области ссылалось на обращение потребителя, в связи с которым было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование в отношении магазина ответчика, расположенного в доме N 63 по ул.Блюхера г.Екатеринбургю
В ходе проведения административного расследования установлены факты нарушения ООО "Агроторг" обязательных требований, установленных санитарно-эпидемиологическим законодательством Российской Федерации по уровню шума, по погрузке и разгрузке товара, по организации контейнерной площадки. Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2020 года постановлено:
"Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, в защиту неопределенного круга лиц, к ООО "Агроторг" об обязании выполнить требования санитарного законодательства прекращении противоправной деятельности - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" в срок 3 месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации предприятия- магазин "Пятерочка", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Блюхера, 63, а именно:
оборудовать зону приема и разгрузки товара в соответствии с требованиями СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов";
провести мероприятия по устранению шума от вентиляционного оборудования, превышающего нормативные показатели в соответствии с требованиями СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых" продуктов", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях";
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки";
оборудовать контейнерную площадку для сбора мусора и пищевых отходов в соответствии с требованиями СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно- эпидемиологицеские требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
Взыскать с ООО "Агроторг" государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей".
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик ООО "Агроторг" подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика ООО "Агроторг", третьи лица - ИП Вильховецкая Л.Н, ИП Гордиенко Е.В, ИП Потапова С.Ю, извещенные о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, заявлений или ходатайств об отложении судебного заседания судебной коллегии не заявили, в связи с чем судебная коллегия определилавозможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Согласно статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическим благополучием населения является состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу пункта 1.3 статьи 39 названного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях (п. 2.2 СП 2.3.6.1066-01 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23, далее - СП 2.3.6.1066-01). Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории (п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10).
Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. Граждане имеют право на благоприятную окружающую среду обитания (статья 42 Конституции Российской Федерации, статья 8 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии).
Загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений (п.2.4 СП 2.3.6.1066-01).
Согласно положениям п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 сентября 2001 года N 23, в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.
Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 сентября 2001 года N 23 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06 сентября 2001 года) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 сентября 2001 года N 2956) санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что ответчик осуществляет деятельность в сфере реализации пищевых продуктов в магазине "Пятерочка" по адресу: "адрес".
Из представленных доказательств усматривается, что Управление в связи с обращением гражданина, в период с 12 сентября 2017 года провел административное расследование деятельности указанного магазина.
В ходе проведения административного расследования установлено, что ООО "Агроторг" допустило в магазине "Пятерочка" по адресу: "адрес" следующие нарушения санитарно -эпидемиологических требований:
- по уровням шума - ухудшает условия проживания, отдыха людей, жителей "адрес", что подтверждается протоколом лабораторных испытаний N 16826 от 15.11.2017 г, Экспертным заключением по результатам лабораторных измерений N 16826 от 5 ноября 2017 года, выданными Аккредитованным испытательным лабораторным центром ЦЕФ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", согласно которых: в ночное время суток (с 23:00 до 07:00 час.) во всех точках измерений в "адрес", при максимальном режиме работы вентиляционного оборудования магазина "Пятерочка" ООО "Агроторг" уровни звукового давления в дБ в октавных полосах частот 500-2000 Гц превышают ПДУ на 5-9 дБ, уровни звука в дБА превышают ПДУ на 7-8 дБА, что не соответствует требованиям нормативных документов, чем нарушен п. 2.2 СП 2.3.6.1066-01 Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, согласно которого организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиПами "Общественные здания и сооружения", "Жилые здания". Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При. размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли.
- прием и разгрузка товара в организации осуществляется с торца жилого дома, имеющего окна жилых квартир, чем нарушен п.2.4 СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", согласно которого: Загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
- контейнерная площадка отсутствует, имеется один контейнер, помещенный в металлическую камеру, расположенный около стены предприятия торговли, а также под окнами квартир жилого дома, чем нарушен п.2.7 СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", согласно которого: в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально- г закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размерь}, которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.
За выявленные нарушения ООО "Агроторг" привлечено к административной ответственности по ст.6.4, ст.8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (постановления от 23.01.2018 года), по результатам рассмотрения административных дел в отношении ООО "Агроторг" вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений N 01-08-14/828.
В своем ответе от 28 февраля 2018 года ответчик факт наличия нарушений не оспаривал, просил истца предоставить отсрочку для устранения выявленных нарушений в срок до 30 июля 2018 года.
Кроме того, на основании повторного обращения гражданина в отношении ООО "Агроторг" возбуждено дело об административном правонарушении, в ходе проведения административного расследования установлено, что юридическим лицом не устранены нарушения, выявленные при первом административном расследовании (N 01-08-14/14421 от 5 октября 2017 года). Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений от 23 января 2018 года, не выполнено. В отношении ООО "Агроторг" за выявленные правонарушения составлены протоколы об административных правонарушениях по ст.ст. 6.4, 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, вынесены постановления о назначении административного наказания N 386/08 от 21.03.2019 по ст. 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, N 385/08 от 21.03.2019 по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Также в отношении юридического лица ООО "Агроторг" вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 66-08-14/14-4732-2019 от 21.03.2019 года.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции оценил представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, достоверно установив, что ООО "Агроторг" не были предприняты все зависящие меры по устранению выявленных ранее нарушений, и не выполнено в установленные сроки законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор, обосновано пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены при правильном определении правоотношений сторон, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и при надлежащей оценке представленных доказательств, в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном рассмотрении дела без учета поданного ответчиком отзыва с приложенными документами -копией обслуживания вентиляционных систем от 12 февраля 2020 года, копией акта выполненных работ технического (аварийного) обслуживания от 14 июня 2019 года - не могут повлечь отмену решения суда в виду следующего.
Как следует из материалов дела, в судебном заседании, состоявшемся 11 марта 2020, ответчик не присутствовал. 10 марта 2020 года ответчик направил в суд по электронной почте отзыв с приложенными документами - вышеуказанными актами. Указанный отзыв с документами не были рассмотрены судом первой инстанции.
Вместе с тем, допущенное судом нарушение норм процессуального права к вынесению неправильного решения не привело, при этом правильное по существу решение не может быть отменено по формальным соображениям.
Согласно п. 2 акта обслуживания вентиляционных систем от 12 февраля 2020 года, составленного ООО "Лэнд-Сервис" и ООО "Агроторг", 14 июня 2020 года (то есть на дату, следующую по истечении 5 месяцев после даты составления акта) произведены работы по уменьшению шумов от вентиляционных систем, в том числе воздухоотводов, в том числе перенастройка работы роле времени.
Оценив указанный акт, суд апелляционной инстанции считает, что сам по себе данный акт не подтверждает того обстоятельства, что ранее выявленные нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения по устранению шума от вентиляционного оборудования, превышающее нормативные показатели, были устранены.
В апелляционной жалобе ответчик выражает свое несогласие с установленным судом сроком для устранения нарушений.
Указанные доводы ответчика отклоняются судебной коллегии.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов.
В силу положений части 2 указанной статьи, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Определяя срок выполнения ответчиком действий по проведению мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений санитарного законодательств, суд первой инстанции учел характер спора, а также факт того, что с момента проверки, в ходе которой выявлены нарушения, прошло более 2-х лет, за указанный срок ответчик не только мог, но и должен был устранить допущенные нарушения, в связи с чем суд пришел к выводу, что разумным и достаточным сроком для исполнения решения суда будет являться срок 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Указанный срок, по мнению судебной коллегии, определен судом с учетом соблюдения баланса интересов сторон, и является достаточным для проведения ответчиком необходимых работ.
Кроме того, ответчик в случае невозможности исполнения решения суда в установленный судом срок не лишен возможности в рамках ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просить об отсрочке исполнения решения суда.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Иных доводов, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
При таком положении, судебная коллегия считает, что суд правильно определилобстоятельства, имеющие существенное значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт - Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.