Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев протест прокурора Республики Карелия Габриеляна К.К. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N4 г.Петрозаводска Республики Карелия от 23.01.2020, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.02.2020, состоявшиеся в отношении Соколовой Ольги Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N4 г.Петрозаводска Республики Карелия от 23.01.2020, оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.02.2020, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министра социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия Соколовой О.А. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте, принесенном в Третий кассационный суд общей юрисдикции, в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор Республики Карелия Габриелян К.К. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении Соколовой О.А, с возвращением дела на новое рассмотрение мировому судье, приводя доводы об их незаконности.
Соколова О.А, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении протеста прокурором, в установленный срок возражений не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы.
Как следует из материалов дела 21.11.2016 между Министерством социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, в лице Министра Соколовой О.А, и Пантелеевой И.В. заключен трудовой договор о приеме на работу на должность директора государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N1" (далее - ГБУСО РК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N1").
Ранее до 18.11.2016 Пантелеева И.В. проходила муниципальную службу в должности заместителя главы Администрации Костомукшского городского округа по социальным вопросам, которая включена в Перечень должностей муниципальной службы в Администрации Костомукшского городского округа, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением главы Администрации Костомукшского городского округа от 04.03.2015 N 207 (в редакции от 21.03.2016 N 149).
По результатам проверки сделан вывод о том, что в нарушение положений части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации уведомление о принятии Пантелеева И.В, замещавшей ранее должность, включенную в названный выше Перечень, представителю нанимателя (работодателю) указанного лица по последнему месту его службы не направлено в установленный десятидневный срок.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением прокурора Республики Карелия в отношении Министра социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия Соколовой О.А. по указанному факту возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по настоящему делу об административном правонарушении, мировой судья сделал вывод о том, что на дату совершения административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ Соколова О.А. не являлась субъектом административного правонарушения, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ находилась в командировке.
Рассматривая протест исполняющего обязанности прокурора Республики Карелия на постановление мирового судьи, судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия в решении от ДД.ММ.ГГГГ указал на то, что мировым судьей не учтено, что ГБУСО РК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N1" является бюджетным учреждением, созданным в целях реализации полномочий органов государственной власти, в связи с чем исполнение Пантелеевой И.В. должностных обязанностей директора не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии частных и публичных интересов. Кроме того, работодателем Пантелеевой И.В. является орган государственной власти Республики Карелия, то обязанность по направлению сообщения о заключении с Пантелеевой И.В. трудового договора на него не распространяется.
С указанными выводами согласиться нельзя.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N46 разъяснено, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры). При этом, исходя из смысла статьи 12 Закона о противодействии коррупции, обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
В случае, когда нарушение указанных требований допущено при трудоустройстве бывшего государственного (муниципального) служащего в организацию в качестве ее руководителя, привлечению к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит должностное лицо, подписавшее с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудовой договор (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N46).
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, записи в трудовой книжке Пантелеева И.В. принята на должность директора ГБУСО РК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N1".
В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Уставом ГБУСО РК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N1", куда была трудоустроена Пантелеева И.А, данное учреждение государственным (муниципальным) органом не является.
Таким образом, вывод судебных инстанций об отсутствии в деянии Министра социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия Соколовой О.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать сделанным с соблюдением требований статьи 24.1 названного Кодекса о всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N4 г.Петрозаводска Республики Карелия от 23.01.2020 и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.02.2020, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Соколовой О.А. подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения протеста прокурора Республики Карелия срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса подлежит направлению мировому судье судебного участка N4 г.Петрозаводска Республики Карелия на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
протест прокурора Республики Карелия Габриеляна К.К. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N4 г.Петрозаводска Республики Карелия от 23.01.2020, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.02.2020, состоявшиеся в отношении Соколовой Ольги Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Соколовой Ольги Александровны, отменить.
Дело возвратить мировому судье судебного участка N4 г.Петрозаводска Республики Карелия на новое рассмотрение.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.