Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А. М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 22 июня 2020 года по административному исковому заявлению МВД по Республике Карелия о продлении срока пребывания Ованнисяна Т.Р. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия.
По первой инстанции решение вынесено Петрозаводским городским судом Республики Карелия от 1 июня 2020 года административное дело N 2а-3577/2020.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Леонтьева С.А, об оставлении апелляционного определения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МВД по Республике Карелия обратилось в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным иском к Ованнисяну Т.Р. о продлении срока пребывания в специальном учреждении, предусмотренном федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия по ранее принятому решению о реадмиссии до его исполнения.
В обоснованием заявленных требований указало, что 3 марта 2020 года Ованнисян Т.Р. освобожден из ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия, российского гражданства не имеет, информация об обращениях Ованнисяна Т.Р. по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации отсутствует, в отношении Ованнисяна Т.Р. принято решение о возбуждении процедуры реадмиссии. Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 3 марта 2020 года Ованнисян Т.Р. помещен в ЦВСИГ МВД по РК на срок до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на три месяца, то есть по 2 июня 2020 года включительно.
МВД по Республике Карелия просило продлить срок пребывания Ованнисяна Т.Р. в специальном учреждении до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на 3 месяца, то есть по 2 сентября 2020 года включительно, ввиду закрытия границы между Российской Федерацией и Республикой Армения вследствие распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 1 июня 2020 года административный иск МВД по Республике Карелия удовлетворен. Продлен срок пребывания Ованнисяна Т.Р, в специальном учреждении - Центре временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Карелия, до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на 3 месяца, то есть до 2 сентября 2020 года включительно.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 22 июня 2020 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 1 июня 2020 года изменено.
Продлен срок пребывания Ованнисяна Т.Р, 24 октября 1966 года рождения, в специальном учреждении - Центре временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Карелия, до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на два месяца, то есть по 2 августа 2020 включительно.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ованнисян Т.Р, 24 октября 1966 года рождения, личность которого установлена в порядке, предусмотренном ст. 10.1 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), гражданства Российской Федерации не имеет, является уроженцем Республики Армения.
Согласно сведениям Генерального консульства Республики Армения в г. Санкт-Петербурге Ованнисян Т.Р. является гражданином Республики Армения, 14.05.2013г. ему выдан паспорт гражданина Республики Армения.
Приговором Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2018 года Ованнисян Т.Р. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года и 4 месяца без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
3 марта 2020 года Ованнисян Т.Р. освобожден из ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия на основании постановления Сегежского городского суда Республики Карелия от 21 февраля 2020 года в связи с болезнью.
Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний N216-рн от 7 февраля 2020 года принято решение о нежелательности пребывания административного ответчика на территории Российской Федерации сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ.
На основании данного распоряжения должностным лицом территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции 26 февраля 2020 года принято решение о возбуждении процедуры реадмиссии мигранта.
По решению Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 3 марта 2020 года Ованнисян Т.Р. был помещен в специальное учреждение на срок до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на 3 месяца, то есть до 2 июня 2020 года включительно.
В рамках документирования Ованнисяна Т.Р. МВД по Республике Карелия направлен запрос в Генеральное консульство Республики Армения в г. Санкт-Петербурге о проверке принадлежности административного ответчика к гражданству Республики Армения и оформлении свидетельства на его возвращение в Республику Армения, получено свидетельство на возвращение Ованнисяна Т.Р. в Республику Армения сроком действия с 28.04.2020г. по 28.05.2020г.
Несмотря на получение свидетельства на возвращение в Республику Армения Ованнисяна Т.Р, исполнить решение о реадмиссии не представилось возможным, поскольку граница между Российской Федерацией и Республикой Армения закрыта, отсутствуют прямые авиасообщения между указанными государствами.
В связи с невозможностью осуществления процедуры реадмиссии Ованнисяна Т.Р. в указанный в свидетельстве срок, МВД по Республике Карелия направлен запрос в Генеральное консульство Республики Армения в г. Санкт-Петербурге (от 26 мая 2020 года N21/4295) о продлении срока действия свидетельства на возвращение, либо оформления нового свидетельства, в настоящее время ответ на запрос не получен.
22.05.2020г. МВД по Республике Карелия в Генеральное консульство Республики Армения в г. Санкт-Петербурге был направлен запрос N 21/4211 о предоставлении информации о формировании рейса по вывозу граждан Республики Армения в страну гражданской принадлежности, бронировании места на рейс.
26.05.2020г. МВД по Республике Карелия направлен запрос N 21/4295 в Генеральное консульство Республики Армения в г. Санкт-Петербурге о продлении срока действия свидетельства на возвращение либо оформления нового свидетельства.
Согласно телефонограмме из Генерального консульства Республики Армения от 19.06.2020г. свидетельство на возвращение будет изготовлено в день непосредственного обращения в консульство. На 04.07.2020 запланирован чартерный авиарейс из г. Санкт-Петербурга в Республику Армения.
Исполнение решения о реадмиссии невозможно ввиду закрытия границ между Российской Федерацией и Республикой Армения.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что из обязательности исполнения решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации и возможной угрозы общественному порядку, правам и интересам граждан со стороны иностранного гражданина, невозможности передачи административного ответчика государству его принадлежности, временного срока закрытия государственной границы Российской Федерации, а также истечения 15.06.2020г. срока действия Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 274).
Изменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Карелия правомерно исходила из того, что с учетом указанных положений статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, обстоятельств дела, длительности пребывания Ованнисяна Т.Р. в специальном учреждении, в котором он находится с 03.03.2020г, состояния здоровья ("данные изъяты"), наличия неисполненного решения о реадмиссии, осуществления в июле 2020 года, чартерных авиарейсов в Республику Армения, судебная коллегия пришла к выводу о необходимости продлить срок пребывания Ованнисяна Т.Р. специальном учреждении до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на два месяца, то есть по 02.08.2020г. включительно.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114- ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения; иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 года N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" Министерство юстиции РФ входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 12 статьи 32.2 Федерального закона N 115-ФЗ содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.
Иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, подлежит депортации в случае, если между Российской Федерацией и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии.
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона N 115-ФЗ содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.02.1998 N 6-П сформулировал правовую позицию, в силу которой из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) вытекает, что задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться вследствие того, что ни одно государство не соглашается его принять; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016г. справке по результатам изучения практики рассмотрения судами дел о помещении иностранного грансданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении обращает внимание на то, что в случае, когда из обстоятельств дела следует, что лицо пребывает в специальном учреждении длительное время, уполномоченный орган не представляет сведений о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, отсутствуют данные о том, что административный ответчик может скрыться или уклониться от исполнения решения о депортации, представляется, что суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания данного лица в специальном учреждении.
Действительно, пунктом 2 Указа Президента N 274 запрет на принятие решений о нежелательности их пребывания (проживания), об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы был введен на период с 15.03.2020г. по 15.06.2020г. включительно. Однако Указом Президента Российской Федерации от 15.06.2020г. N 392 действие пункта 2 продлено до 15.09.2020г. включительно.
При этом пункт 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.03.2020г. N 763-р, которым с 30 марта 2020 г. временно ограничено движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы, вообще не устанавливает каких-либо временных ориентиров.
Учитывая указанные обстоятельства, применение меры в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина и не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о реадмиссии, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
В настоящее время Ованнисян Т.Р. содержится в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия, при этом оснований полагать, что в связи с принимаемыми мерами по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) имеется реальная возможность выдворения Ованнисяна Т.Р. в кратчайшие сроки за пределы Российской Федерации, не имеется.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17 февраля 1998 года N 6-П, от 23 мая 2017 года N 14-П, задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что МВД по Республике Карелия, обосновывая необходимость продления срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении еще на три месяца, что в общей сложности составит шесть месяцев пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении, указывает лишь на необходимость дождаться момента открытия государственной границы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия апелляционной инстанции обоснованно признала неправомерным решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия о продлении срока пребывания Ованнисяна Т.Р. в специальном учреждении на три месяца, тогда как указанный срок мог быть продлен лишь для получения ответа на запрос МВД по Республике Карелия в Генеральное Консульство Республики Армения по поводу возможности формирования специального рейса по вывозу граждан Республики Армения в страну гражданской принадлежности, с учетом подготовки такого ответа. Данное обстоятельство является основанием для изменения срока продления пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлении суда апелляционной инстанций. Предусмотренные законом основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 22 июня 2020 года по административному исковому заявлению МВД по Республике Карелия о продлении срока пребывания Ованнисян Т.Р. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия оставить без изменения, кассационную жалобу МВД по Республике Карелия - без удовлетворения.
Апелляционное судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 22 июня 2020 года, настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.