Постановлением Верховного Суда РФ от 15 февраля 2021 г. N 37-АД21-2-К1 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Жилводсервис" Рожкова Александра Александровича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области от 1 июля 2019 года, решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 23 августа 2019 года и решение судьи Орловского областного суда от 8 ноября 2019 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Жилводсервис" (далее - ООО "Жилводсервис", общество) Рожкова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области от 1 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Урицкого районного суда Орловской области от 23 августа 2019 года и решением судьи Орловского областного суда от 8 ноября 2019 года, директор ООО "Жилводсервис" Рожков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор общества Рожков А.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения заявителя к административной ответственности) пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 февраля 1992 года N2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах установлено, что пользователь недр обязан обеспечивать выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Жилводсервис" на основании лицензии ОРЛ 54841 ВЭ от 5 октября 2010 года со сроком действия до 1 ноября 2020 года осуществляет пользование недрами.
Согласно лицензии у общества имеется 8 артезианских скважин, объединенных в 6 водозаборов, расположенных в "адрес".
В силу пункта 15.6 условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии ОРЛ 54841 ВЭ, с учетом изменений и дополнений) пользователь недр обязан выполнить ограждения скважин NN1, 3, 7-10 в срок до 1 декабря 2010 года.
Согласно пункту 15.8 условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии ОРЛ 54841 ВЭ, с учетом изменений и дополнений) владелец лицензии должен в срок до 1 января 2016 года разработать и утвердить проект разработки месторождений с получением необходимой экспертизы.
По результатам проведенной Управлением Росприроднадзора по Орловской области в отношении ООО "Жилводсервис" плановой выездной проверки 30 мая 2019 года составлен акт, согласно которому обществом осуществляется пользование недрами с нарушением пунктов 15.6 и 15.8 условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии ОРЛ 54841 ВЭ, с учетом изменений и дополнений).
Так, в ходе проверки был произведен осмотр скважин N1 и N10 (протокол от 23 мая 2019 года) и установлено отсутствие ограждения указанных скважин. При проведении проверки ООО "Жилводсервис" проект разработки месторождений не представлен.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 30 мая 2019 года, лицензией ОРЛ 54841 ВЭ с приложениями (с изменениями и дополнениями), актом проверки от 30 мая 2019 года, фотоматериалом и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние директора общества Рожкова А.А. правильно квалифицировано по ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам Рожкова А.А. срок давности привлечения его к административной ответственности не нарушен.
Обязанности пользователя недр по ограждению скважин, а также по разработке и утверждению указанного проекта, то есть выполнение условий лицензии, установлены пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах.
Эти обязанности общества конкретизированы в пунктах 15.6 и 15.8 условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии ОРЛ 54841 ВЭ, с учетом изменений и дополнений), которыми определены сроки их выполнения (до 1 декабря 2010 года и до 1 января 2016 года соответственно).
Общество после истечения указанных сроков продолжило пользование недрами, не выполнив условия лицензии, за что предусмотрена ответственность частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензии, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
На момент проведения проверки деятельность общества по добыче подземных вод прекращена не была, условия, содержащиеся в пунктах 15.6 и 15.8 условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии ОРЛ 54841 ВЭ, с учетом изменений и дополнений), не выполнены.
Следовательно, со дня обнаружения административного правонарушения начал течь срок давности привлечения заявителя к административной ответственности.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Порядок привлечения Рожкова А.А. к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено Рожкову А.А. в пределах санкции ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области от 1 июля 2019 года, решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 23 августа 2019 года и решение судьи Орловского областного суда от 8 ноября 2019 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Жилводсервис" Рожкова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Жилводсервис" Рожкова А.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.