Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Галимовой Р.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22-11/2020 по иску Мариничева Сергея Ивановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Голымшановском районе Тюменской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить спорные периоды в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию с даты обращения, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Голымшановском районе Тюменской области (межрайонное) на решение Голышмановского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав пояснения истца Мариничева С.И, представителя ответчика Шендель А.А, участвующего в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мариничев С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Голымшановском районе Тюменской области (межрайонное) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ года N N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении на ответчика обязанностей включить истцу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности аккумуляторщика 4 разряда на Голышмановском комбинате хлебопродуктов, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности электрогазосварщика 3 разряда в ООО "Энергоремстрой", с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности электрогазосварщика в ООО "Газпромтехнология", с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности электрогазосварщика ручной дуговой сварки в ООО "Тюмень ЖД Сервис" и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Голымшановском районе Тюменской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ года в удовлетворении данного заявления ему было отказано в связи с отсутствием льготного стажа требуемой продолжительности. При этом, в указанный стаж ему не были зачтены вышеперечисленные периоды работы в тяжелых условиях труда без указания причин принятия такого решения. Фактическая занятость истца в данных условиях подтверждается записями в трудовой книжке, которые не сопровождаются указанием на условия выполнения работы неполный рабочий день либо на условиях совместительства. Непредставление работодателями в архивы сведений о характере его трудовой деятельности не может ставиться ему в вину и влечь для него негативные последствия в виде утраты права на досрочное назначение пенсии.
Решением Голышмановского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года исковые требования Мариничева С.И. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ года N N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части не включения в специальный стаж периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности аккумуляторщика 4 разряда на Голышмановском комбинате хлебопродуктов; с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности электрогазосварщика ручной дуговой сварки в ООО "Тюмень ЖД Сервис". На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области (межрайонное) возложена обязанность по включению в стаж Мариничеву С.И, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности аккумуляторщика 4 разряда в Голышмановском комбинате хлебопродуктов; с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности электрогазосварщика ручной дуговой сварки в ООО "Тюмень ЖД Сервис". Взысканы с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области (межрайонное) в пользу Мариничева С.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 5 000 пять тысяч) рублей. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года решение Голышмановского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года изменено в части включения периода работы Мариничева С.И. в должности электросварщика ручной дуговой сварки в ООО "Тюмень ЖД Сервис", в стаж Мариничева С.И. включен период работы в данной должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. В остальной части решение Голышмановского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, полагая их незаконными и принятыми в нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения не имеется.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (для назначения пенсии в 2017 году коэффициент составляет 11, 4) мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.
В силу части 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
В разделе XXXII Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N 1173, поименованы аккумуляторщики (зарядчики) и аккумуляторщики-слесари, занятые на зарядке аккумуляторов.
Позицией 23200000-10047 XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрено, что правом на назначение досрочной пенсии по старости пользуются аккумуляторщики.
Раздел XXXIII Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 среди прочих содержит позиции 23200000-19756 "электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности".
На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судом установлено и из материалов дела следует, что при рассмотрении вопроса о назначении Мариничеву С.И. досрочно страховой пенсии по старости по его обращению от ДД.ММ.ГГГГ года, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области (межрайонное) включило в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности электрогазосварщика ручной дуговой сварки в ООО "Тюмень ЖД Сервис".
При этом, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности аккумуляторщика 4 разряда на Голышмановском комбинате хлебопродуктов, с ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ года в должности электрогазосварщика ручной дуговой сварки в ООО "Тюмень ЖД Сервис", не включены в специальный стаж в связи с не подтверждением работодателями кода особых условий труда, по данным индивидуального лицевого счета работа в спорные периоды работодателем не была отнесена к тяжелым условиям труда.
Также пенсионным органом не включен в специальный стаж период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в должности электрогазосварщика 3 разряда в ООО "Энергоремстрой", с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности электрогазосварщика в ООО "Газпромтехнология", поскольку не подтверждена полная занятость истца на выполнении работ, предусмотренных Списками.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования Мариничева С.И. в части включения в специальный стаж истца периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности аккумуляторщика 4 разряда на Голышмановском комбинате хлебопродуктов, суд исходил из того, что факт занятости истца в указанный период в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда подтверждается архивной справкой и справкой правопреемника работодателя истца. Обстоятельство не отражения спорных периодов работы истца в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица с кодом особых условий труда, не является препятствием для включения данных периодов в специальный стаж работы, поскольку полная занятость истца на работах с тяжелыми условиями труда подтверждена письменными доказательствами, в том числе, выданными работодателями истца.
Удовлетворяя требования о зачете в специальный стаж периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности электрогазосварщика ручной дуговой сварки в ООО "Тюмень ЖД Сервис", суд указал, что льготный характер работы истца в указанной должности подтвержден его работодателем, при этом частично (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года) отражен в выписке из индивидуального лицевого счета с кодом особых условий труда.
Проверяя решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, изменив решение суда в части включения периода с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности электрогазосварщика ручной дуговой сварки в ООО "Тюмень ЖД Сервис", указав, что данный период уже был зачтен ответчиком истцу в специальный стаж, в связи с чем оснований для повторного включения указанного периода не имеется.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и установленных фактических обстоятельств и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 25 8н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Руководствуясь приведенными разъяснениями вышестоящей судебной инстанции, суды пришли к выводу о включении в специальный стаж Мариничева С.И. части периода работы в должности аккумуляторщика 4 разряда на Голышмановском комбинате хлебопродуктов, до его регистрации в качестве застрахованного лица (с ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ года), на основании архивной справки, а также справки правопреемника работодателя о выполнении им работ в тяжелых условиях. Принимая во внимание, что данных об изменении характера работы истца в период после его регистрации в качестве застрахованного лица (ДД.ММ.ГГГГ года) в деле не имеется, работодателем подтвержден факт занятости истца в данный период на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, в настоящее время работодатель истца ликвидирован, весь период работы истца на Голышмановском комбинате хлебопродуктов с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности включен судами в специальный стаж истца. Судами правомерно отмечено, что само по себе назначение истцу в ДД.ММ.ГГГГ года доплаты за исполнение обязанностей автослесаря не свидетельствует о том, что в спорный период истец не был занят в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда.
При разрешении требований о включении в специальный стаж периода работы в должности электросварщика ручной дуговой сварки в ООО "Тюмень ЖД Сервис", суды обоснованно исходили из того, что работодатель отразил в представленных в пенсионный орган сведениях индивидуального персонифицированного учета льготный характер работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, данный период включен пенсионным органов в добровольном порядке в стаж работы, дающей истцу право на досрочное назначение пенсии. При этом, не отразив аналогичным образом непосредственно следующий за указанным спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, ООО "Тюмень ЖД Сервис" выдало справку о занятости истца на тех же работах в условиях полной занятости, подтвердив тем самым недостоверность сведений индивидуального персонифицированного учета, которые были представлены им в отношении истца
Доводы кассационной жалобы ответчика по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судами и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов. Доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену по существу правильных судебных актов, поскольку выражают несогласие с выводами судов, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ч. 2 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который исходя из предписаний статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. N 2582-О).
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" разъяснено, что производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, учитывая, что пенсионным органом Мариничеву С.И. с ДД.ММ.ГГГГ года назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного дела не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов, таких как неустранимые ошибки в толковании и применении закона, повлиявшие на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав и свобод, и защита охраняемых законом публичных интересов.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Голышмановского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Голымшановском районе Тюменской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.