Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кудреватых Ирины Евгеньевны, поданную через суд первой инстанции 17 июня 2020 г, на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 10 октября 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 февраля 2020 г, по административному делу N 2а-4569/2019 по административному исковому заявлению Кудреватых Ирины Евгеньевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кудреватых И.Е. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности рассмотреть заявления по существу. В обоснование требований указала, что является матерью троих несовершеннолетних детей, постоянно проживает совместно с ними в "данные изъяты", в связи с чем имеет право на однократное бесплатное получение без проведения торгов в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В марте 2019 года на официальном портале "Красноярский край" в сети Интернет в разделе "Бесплатное предоставление земельных участков многодетным гражданам" опубликован перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам.
В связи с этим ее представителем - Березкиной К.Д, 21 марта 2019 г. направлено по почте в адрес Департамента 18 заявлений о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков согласно указанному перечню. По истечении месяца посылка была возвращена в адрес отправителя с отметкой "Истечение срока хранения".
Березкина К.Д. получила посылку в почтовом отделении и передала в канцелярию Департамента нарочно в картонной коробке "Почты России" со всеми отметками, свидетельствующими об ее отправлении/возврате. Однако в рассмотрении ее требований было отказано на том основании, что к обращениям не приложен документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми, а также в связи с поступлением заявлений за пределами срока сбора заявлений по публикации.
Полагает, что предоставленные ей ответы являются незаконными, поскольку сведения о регистрации по месту жительства заявителя могли быть запрошены Департаментом в порядке информационного взаимодействия. Кроме того, она включена в книгу учета многодетных граждан, а поэтому у названного органа местного самоуправления имелись сведения о ее проживании с несовершеннолетними детьми по месту их регистрации.
Считает, что заявления были направлены в Департамент в установленный срок - в течение месяца с момента опубликования перечня земельных участков, почтовое отправление не получено адресатом по обстоятельствам, не зависящим от нее, и в соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, п. 2 ст. 194 ГК РФ указанные заявления подлежат рассмотрению Департаментом по существу.
Решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 10 октября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 февраля 2020 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Кудреватых И.Е. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в марте 2019 года на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет опубликована информация о приеме заявлений от многодетных граждан о предоставлении бесплатно в собственность земельных участков, расположенных в Кировском и Октябрьском районах г. Красноярска со сроками окончания приема заявлений в отношении земельных участков, расположенных в Кировском районе г. Красноярска, - 1 апреля 2019 г, в отношении земельных участков, расположенных в "адрес", - 4 апреля 2019 г.
21 марта 2019 г. Кудреватых И.Е. в лице представителя Березкиной К.Д. было направлено 18 заявлений в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (входящие N N) о предоставлении ей в собственность бесплатно в соответствии с Законом Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" земельных участков, поименованных в публикациях.
По возвращении корреспонденции отправителю за истечением срока хранения в отделении почтовой связи, 22 мая 2019 г. заявления были переданы непосредственно в канцелярию Департамента.
На заявления Кудреватых И.Е. административным ответчиком были подготовлены ответы от 14 июня 2019 г. N N об оставлении заявлений без рассмотрения. Мотивом для принятия таких решений послужило то, что Кудреватых И.Е. в нарушение требований Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" от 4 декабря 2008 г. N N и Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории г. Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 19 июля 2013 г. N 156-р (далее также - Административного регламента), не приложила к своим заявлениям документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органа опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления. Также Департамент указал на то обстоятельство, что обращения поступили в уполномоченный орган по истечении предусмотренного срока сбора заявлений.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявления Кудреватых И.Е. о предоставлении ей в собственность земельных участков в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска были поданы в срок. Однако Кудреватых И.Е. не была исполнена обязанность при подаче новых заявлений приложить документ, подтверждающий факт ее совместного проживания с детьми, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, в связи с чем в рассмотрении ее заявлений отказано обоснованно. Кроме того, в случае принятий заявлений административного истца к рассмотрению, с учетом поступивших заявлений от других лиц и сформировавшейся очередности, административному истцу не был бы предоставлен ни один из заявленных земельных участков.
Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что все земельные участки, с заявлениями о предоставлении которых обратилась Кудреватых И.Е, предоставлены иным многодетным гражданам.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов о том, что заявление Кудреватых И.Е. о предоставлении ей в собственность земельных участков в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска были поданы в срок, правильными.
Между тем судами не учтено следующее.
Пунктом 3 статьи 29.1 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542) предусмотрен перечень документов, которые прилагаются к заявлению многодетных граждан о предоставлении в собственность земельных участков. В их числе документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления (подпункт "г").
Статьей 29.6 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 предусмотрены основания для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка (пункт 1) и основания для отказа в предоставлении земельного участка (пункт 2).
Непредставление заявителем документов, указанных в статье 29.1 названного Закона, является основанием только для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка.
Вместе с тем Кудреватых И.Е. ранее уже была поставлена на очередь на предоставление земельного участка.
Кроме того, как следует из содержания ответов на заявления Кудреватых И.Е, заявления были оставлены без рассмотрения.
Однако возможность оставления заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения не предусмотрена Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории города Красноярска, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 19 июля 2013 г. N 156-р.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29.2 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 в случае поступления заявления без указания кадастрового номера и местоположения испрашиваемого земельного участка вместе с уведомлением о постановке на очередь на предоставление земельного участка заявителю направляется извещение, содержащее перечень прошедших государственный кадастровый учет земельных участков (с указанием их кадастровых номеров, площади и местоположения), которые могут быть предоставлены для указанной заявителем цели использования, и (или) земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю для указанной им цели использования (с указанием местоположения, кадастрового номера - для земельных участков), распоряжение которыми осуществляет данный орган, с предложением выбрать из перечня земельный участок или определить земли (земельный участок), в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю, и обратиться с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка. При этом при подаче в этот орган нового заявления должен быть повторно представлен только документ, указанный в подпункте "г" пункта 3 статьи 29.1 настоящего Закона, представление иных документов не требуется.
Из подпункта "г" пункта 3 статьи 29.1 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 следует, что совместное проживание заявителя с детьми подтверждается документами о совместной регистрации по месту жительства, которыми могут являться выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги, а в случае, если совместное проживание не подтверждается сведениями о совместной регистрации по месту жительства, то предоставляется акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка. Данные документы должны быть выданы не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.
С 17 апреля 2018 г. действует Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. N 984, который не предусматривает ведение домовых книг.
Исключение из правового регулирования таких документов, как "выписка из домовой книги" направлено на обеспечение прав граждан и освобождение их от обязанности получать и предоставлять документы, содержащие сведения, которые могут быть истребованы в порядке межведомственного взаимодействия.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 указанной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 387-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу пункт 4 части 6 статьи 7 Федерального закона от N 210-ФЗ, предусматривавший обязательное предоставление вместе с заявлением документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.
По смыслу Федерального закона N 210-ФЗ в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг органы, ответственные за предоставление соответствующих услуг, осуществляют межведомственное информационное взаимодействие. Такое взаимодействие предполагает сотрудничество органов и организаций, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в целях получения необходимой информации и документов для реализации указанных услуг. Данный Федеральный закон запрещает требовать от заявителя предоставления сведений и документов, которые находятся в распоряжении уполномоченных органов и организаций. Получение таких сведений и документов осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия, либо они могут предоставляться заявителями по собственной инициативе.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства как способ учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства.
Согласно разделу 5 "Документы и сведения, получаемые посредством межведомственного информационного взаимодействия" приложения 4 "Технологическая схема" к Административному регламенту, утвержденному Распоряжением администрации г. Красноярска от 19 июля 2013 г. N 156-р, документы, подтверждающие факт проживания заявителя на территории Красноярского края, запрашиваются Департаментом в рамках межведомственного информационного взаимодействия у МВД России, срок осуществления межведомственного информационного взаимодействия составляет 5 рабочих дней.
Таким образом, Департамент в силу требований действующего законодательства должен был проверить актуальность предоставленных Кудреватых И.Е. при постановке на учет сведений о совместном проживании с детьми в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Выводы судов о том, что с учетом поступивших заявлений от других лиц и сформировавшейся очередности, административному истцу не был бы предоставлен ни один из заявленных земельных участков, все земельные участки предоставлены иным многодетным гражданам, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку данные обстоятельства административный ответчик не указывал в качестве основания для отказа в предоставлении земельных участков Кудреватых И.Е.
При таких данных выводы судов первой и апелляционной инстанций являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права, неприменении норм материального права, подлежащих применению, а потому решение суда первой инстанции и апелляционное определение не могут быть признаны законными, в связи с чем подлежат отмене.
Учитывая, что судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, которым признать незаконными решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 14 июня 2019 г. исх. N N об отказе в рассмотрении заявлений Кудреватых И.Е. о предоставлении в собственность земельных участков.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку заявления Кудреватых И.Е. Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска оставлены без рассмотрения, возложение обязанности рассмотреть заявления Кудреватых И.Е. будет направлено на восстановление прав, нарушенных вследствие принятия решений, которые признаны судом незаконными.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 10 октября 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 февраля 2020 г. отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконными решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 14 июня 2019 г. исх. N N об отказе в рассмотрении заявлений Кудреватых Ирины Евгеньевны о предоставлении в собственность земельных участков.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска рассмотреть заявления Кудреватых Ирины Евгеньевны вх. N N в установленном действующим законодательством порядке.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 сентября 2020 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.