Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Смирновой Ю.А, судей Полковникова С.В, Федерякиной Е.Ю, при помощнике судьи Чернышевой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А.
дело по апелляционному представлению с учетом дополнений Свободненского транспортного прокурора на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО РЖД об обязании на станции Возжаевка Забайкальской железной дороги Амурской области увеличить ширину пассажирских платформ N 1, 3 на расстояние 1, 40 метров оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
истец Свободненский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО РЖД об обязании на станции Возжаевка Забайкальской железной дороги Амурской области увеличить ширину пассажирских платформ N 1, 3 на расстояние 1, 40 метров, ссылаясь на то, что по заданию Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры от 16 июля 2018г. N 23-35-2018 была проведена проверка исполнения законодательства о правах пассажиров на объектах железнодорожного транспорта, в том числе при эксплуатации и содержании объектов транспортной инфраструктуры (пассажирских платформ и зданий железнодорожных вокзалов). В ходе проверки установлено, что в собственности ответчика находятся следующие пассажирские платформы на станции Возжаевка Забайкальской железной дороги Амурской области, используемые для посадки (высадки) пассажиров, входящие в состав "Комплекс N 1 Амурской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении" с кадастровым номером... пассажирская платформа N 1 (островная, нечетная), расположенная между 1 и 3 железнодорожными путями, 1970 года постройки; пассажирская платформа N 2 (береговая), примыкающая к приемо-отправочному пути N 3, 1952 года постройки; пассажирская платформа N 3 (островная), расположенная между 1 и 2 железнодорожными путями, 1972 года постройки. Указанные пассажирские платформы состоят на балансе и обслуживаются Забайкальской дирекцией пассажирских обустройств ОАО "РЖД".
Согласно техническо-распорядительного акта железнодорожной станции Возжаевка прием и отправление пассажирских поездов осуществляется по двум главным путям и одному приемоотправочному пути, остановку, посадку, высадку пассажиров на станции Возжаевка производят 2 пассажирских поезда. В ходе непосредственного обследования указанных пассажирских платформ на станции Возжаевка 10 сентября 2018 года на железнодорожном транспорте выявлены факты ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по обеспечению безопасной эксплуатации указанных объектов инфраструктуры в соответствии требованиями законодательства, а именно пассажирские платформы N 1 (островная, нечетная), расположенная между 1 и 3 железнодорожными путями, 1970 года постройки, и N 3 (островная, четная), расположенная между 1 и 2 железнодорожными путями, 1972 года постройки, входящие в состав "Комплекс N 1 Амурской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении" с кадастровым номером... имеют неровную поверхность с выбоинами и трещинами, в нарушение п. 3.2.8 СП 2.5.1198-03; указанные платформы узкие, шириной всего сумма метра (согласно технического паспорта их ширина должна быть не менее 1, 40 м.), что учитывая необходимость нанесения ограничительных линий 0, 75 м. от обоих краев, обозначающих границу опасной зоны, приводит к тому, что при приближении пассажирского поезда имеет место реальная угроза жизни и здоровью пассажира, чем нарушаются требования ст.80 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Пассажирские платформы железнодорожной станции Возжаевка не соответствуют установленным техническим требованиям, необходимым для качественного и безопасного оказания услуг по договорам перевозки. В связи с изложенным истец просил обязать ответчика в лице Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения устранить выбоины и выровнять поверхность пассажирских платформ N 1 и N 3; увеличить ширину пассажирских платформ N 1 и N 3 на расстояние не менее 1, 40 метров (согласно технической документации); оборудовать пандус для въезда маломобильных групп населения (инвалидов) в помещение зала ожидания в здании вокзала через коридор с улицы.
В ходе рассмотрения дела истец отказался от части исковых требований: в части устранения выбоин и выравнивания поверхности пассажирских платформ N 1 и N 3, оборудования пандуса для въезда маломобильных групп населения (инвалидов) в помещение зала ожидания в здании вокзала через коридор с улицы, в связи с добровольным исполнением требовании в данной части, в связи с чем производство по делу в данной части прекращено.
Представитель истца по доверенности Леонов В.И. в судебное заседание явился, требования иска об увеличении ширины пассажирских платформ N 1 и N 3 ст. Возжаевка на расстояние не менее 1, 40 метров (согласно технической документации) поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Лихотай Т.А в судебном заседании иск не признал, представил возражения на иск.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционного представления и дополнений к нему, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, поскольку ширина платформы не соответствует проектной документации.
Представитель истца Гудкова О.В. в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционного представления поддержала.
Представитель ответчика ОАО "РЖД" в заседание судебной коллегии не явился, о дате и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Так, судом первой инстанции установлено, что Свободненской транспортной прокуратурой по заданию Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры от 16 июля 2018г. N 23-35-2018 была проведена проверка исполнения законодательства о правах пассажиров на объектах железнодорожного транспорта, в том числе при эксплуатации и содержании объектов транспортной инфраструктуры (пассажирских платформ и зданий железнодорожных вокзалов).
В ходе проверки установлено, что в собственности Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" находятся следующие пассажирские платформы на станции Возжаевка Забайкальской железной дороги Амурской области, используемые для посадки (высадки) пассажиров, входящие в состав "Комплекс N 1 Амурской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении" с кадастровым номером... пассажирская платформа N 1 (островная, нечетная), расположенная между 1 и 3 железнодорожными путями, 1970 года постройки; пассажирская платформа N 2 (береговая), примыкающая к приемоотправочному пути N 3, 1952 года постройки; пассажирская платформа N 3 (островная), расположенная между 1 и 2 железнодорожными путями, 1972 года постройки, которые состоят на балансе и обслуживаются Забайкальской дирекцией пассажирских обустройств ОАО "РЖД".
Согласно техническо-распорядительного акта железнодорожной станции Возжаевка прием и отправление пассажирских поездов осуществляется по двум главным путям и одному приемоотправочному пути, остановку, посадку, высадку пассажиров на станции Возжаевка производят 2 пассажирских поезда.
Как указал истец, 10 сентября 2018 года в ходе непосредственного обследования указанных пассажирских платформ на станции Возжаевка выявлены факты ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по обеспечению безопасной эксплуатации указанных объектов инфраструктуры в соответствии требованиями законодательства, а именно пассажирские платформы N 1 (островная, нечетная), расположенная между 1 и 3 железнодорожными путями, 1970 года постройки, и N 3 (островная, четная), расположенная между 1 и 2 железнодорожными путями, 1972 года постройки, входящие в состав "Комплекс N 1 Амурской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении" с кадастровым номером... имеют неровную поверхность с выбоинами и трещинами, в нарушение п. 3.2.8 СП 2.5.1198-03; указанные платформы узкие, шириной всего сумма метра (согласно технического паспорта их ширина должна быть не менее 1, 40 м.).
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п. 30 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. приказом Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. N 286, пассажирские и грузовые платформы, расположенные на железнодорожных линиях со смешанным движением пассажирских и грузовых поездов, должны в прямых участках соответствовать следующим нормам по расстоянию от оси железнодорожного пути: 1745 мм - от оси железнодорожного пути для низких платформ. В процессе технической эксплуатации допускаются изменения указанных в настоящем пункте норм в следующих пределах: по расстоянию от оси железнодорожного пути до 30 мм в сторону увеличения и до 25 мм в сторону уменьшения. Высота от уровня головок рельсов для низких платформ должна составлять 200 мм. В процессе технической эксплуатации допускаются изменения указанных в настоящем пункте норм в следующих пределах: по высоте до 20 мм в сторону увеличения и до 50 мм в сторону уменьшения.
Пунктом 1.1. Распоряжения ОАО "РЖД" от 24 декабря 2010 г. N 2705р "О вводе в действие "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан" установлено, что применение требований обязательно при новом строительстве, реконструкции пассажирских платформ, а также при модернизации технического оснащения. Таким образом, учитывая, что островные платформы на станции Возжаевка таковыми не являются, поскольку платформа N 1 введена в эксплуатацию в 1952 году, а платформа N 3 - в 1961 году, т.е. ранее принятия как указанного распоряжении, как и ПТЭ, их переоборудование не является обязательным, а вступившие позднее нормы не подлежат применению. Платформы соответствует проектной документации, обслуживается и эксплуатируется в соответствии с установленными нормами и правилами и отвечают всем обязательным требованиям безопасности. Реконструкция платформ не производилась. Доказательств, подтверждающих опасность эксплуатации пассажирских платформ для жизни и здоровья пассажиров, истцом не представлено. Относимых, допустимых и достоверных доказательств наличия технической возможности оборудовать платформу станции Возжаевка в соответствии с требованиями п. 30 ПТЭ суду также не представлено, равно как и не заявлено каких-либо ходатайств о проведении исследований с целью установления такой возможности.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно основам гражданского процесса, деятельность суда должна заключаться в даче правовой оценки заявленным требованиям лица, обратившегося за судебной защитой, и в создании необходимых условий для объективного и полного рассмотрения дела.
Требованиям закона обжалуемое решение не отвечает, поскольку решение судом первой инстанции постановлено при неправильном распределении бремени доказывания и несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. ст. 4, 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" организации независимо от её организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.
Потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
Согласно с ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Согласно п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", пункту 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 703 от 20 ноября 2003 г, владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции должны обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.
В силу пункта 16 Приказа Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
Пунктом 17 данного Приказа установлено, что сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной и конструкторской документации. Владелец сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта должен иметь на них техническую документацию.
Из материалов дела усматривается, что платформы N 1 и N3 являются островными, в связи с чем с обеих сторон платформ возможен одновременный проход железнодорожного подвижного состава в разные направления.
В соответствии с Технической документацией на Сооружение - Комплекс N 1 Амурской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригодном сообщении, пассажирские платформы N 1 и N 3 ст. Возжаевка Белогорского района должны иметь ширину 1, 4 м. (л.д. 24т.1).
Однако, как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается ответчикам, фактически пассажирские платформы N 1 и N 3 имеют ширину 1, 2 м.
Таким образом, вопреки выводам суда спорные пассажирские платформы по своей ширине не соответствуют требованиям технической документации, в связи с чем требования прокурора об обязании ОАО "РДЖ" увеличить ширину платформ до 1.4 м. в соответствии с требованиями технической документации являются законными и обоснованными.
При этом, обязанность владельца железнодорожной инфраструктуры по приведению габаритов железнодорожной платформы в соответствие с действующими техническими нормами не ставится в зависимость от категории остановочного пункта и интенсивности пассажиропотока, поскольку само по себе сохранение пассажирской платформы в прежнем виде не обеспечивает безопасность пассажиров.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований либо возражений.
С учетом предмета и оснований заявленного иска и установленного факта наличия технической документации в отношении спорных платформ, которой ширина платформ определена в 1, 4 м, обязанность доказывания отсутствия технической возможности увеличения ширины платформы возложена на ответчика.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчик доказательств отсутствия технической возможности приведения платформ в соответствие с требованиями технической документации не представил.
Исходя из изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований Свободненского транспортного прокурора.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ судебная коллегия полагает необходимым с учетом конкретных обстоятельств дела установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2019 года отменить.
Исковые требования Свободненеского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО "РЖД" в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу увеличить ширину пассажирских платформ N 1 и N 3 на станции Возжаевка Забайкальской железной дороги Амурской области на расстояние не менее 1, 40 метров согласно технической документации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.