Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Мызниковой Н.В, Рачиной К.А...
при помощнике судьи Макаровой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А. дело по апелляционной жалобе Беспятова А.А. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 29 мая 2020 г, которым постановлено:
В удовлетворении иска Беспятова А.А. к ОМОН ГУ Росгвардии по г.Москве о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным, отмене приказа отказать, установила:
Беспятов А.А. обратился в суд с иском к Отряду мобильного особого назначения Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве (далее - ОМОН ГУ Росгвардии по г.Москве) и с учетом уточнения иска в порядке статьи 39 ГПК РФ просил признать незаконным и отменить приказ ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве от 25 октября 2019 г. N **** о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, признать незаконным заключение по результатам служебной проверки от 27 сентября 2019 г. В обоснование заявленных требований Беспятов А.А. указал, что он проходит службу в должности полицейского (бойца) 1 отделения 2 оперативного взвода 1 оперативной роты 4 оперативного батальона ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве. С 9 по 21 августа 2019 г. Беспятов А.А. был освобожден от выполнения служебных обязанностей на основании листка по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком. Приказом командира ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве от 25 октября
2019 г..N ******* Беспятов А.А. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. Основанием для издания названного приказа явилось заключение по результатам служебной проверки от 27 сентября 2019 г..Беспятов А.А. считал незаконным привлечение его к дисциплинарной ответственности в соответствии с приказом от 25 октября 2019 г..N ****** и заключение по результатам служебной проверки от 27 сентября 2019 г, так как листок освобождения от выполнения служебных обязанностей был выдан ему 9 августа 2019 г, то есть до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 2 августа 2019 г..N 318-ФЗ в статью 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г..N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая была дополнена частью 2.1, предусматривающей, что сотрудник органов внутренних дел, являющийся отцом, может быть освобожден от выполнения служебных обязанностей в связи с необходимостью ухода за больным ребенком только при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности осуществления такого ухода матерью ребенка. Кроме того, по мнению Беспятова А.А, при проведении служебной проверки ответчиком существенно нарушен Порядок проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденный приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 января 2018 г..N 25, так как лицо, проводившее служебную проверку, прямо заинтересовано в ее результатах, в заключении документально не подтверждены дата и время совершения дисциплинарного проступок, его характер. В ходе служебной проверки не установлены обстоятельства, при которых был совершен проступок, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, отношение его к службе, знание им правил ее несения и другие обстоятельства, имеющие значение для выводов по результатам проведения служебной проверки.
Также не опрошена супруга Беспятова А.А, не указаны характер и размер вреда, причиненного сотрудником в связи совершением дисциплинарного проступка.
В суде первой инстанции истец Беспятов А.А. и его представитель заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика ГУ Росгвардии по г. Москве в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец Беспятов А.А.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Беспятова А.А. и его представителя Корнеева П.С, допущенного к участию в деле в качестве представителя истца по ходатайству Беспятова А.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве по доверенности Давыдкина А.А, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327 1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы и материалам дела имеются.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Беспятов А.А. с 2002 года проходил службу в органах внутренних дел в различных должностях.
1 октября 2016 г. между Беспятовым А.А. и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) в лице врио командира ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве был заключен контракт о прохождении истцом службы в должности должности полицейского (бойца) 1 отделения 2 оперативного взвода 1 оперативной роты 4 оперативного батальона ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве. Беспятов А.А. имеет специальное звание прапорщика полиции.
В соответствии с должностной инструкцией полицейского (бойца) оперативного взвода оперативной роты оперативного батальона ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве, утвержденной 8 мая 2019 г. (далее - должностная инструкция), полицейский (боец) в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и правовыми актами Главного управления Росгвардии по г. Москве и правовыми актами ОМОН Главного управления Росгвардии по г. Москве обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, знать и выполнять требования нормативных правовых актов Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, правовых актов Главного управления Росгвардии по г. Москве и ОМОН Главного управления Росгвардии по г. Москве применительно к исполнению своих обязанностей (пункты 6, 6.1 должностной инструкции).
Пунктами 6.2, 6.3 должностной инструкции предусмотрены обязанности соблюдать внутренний распорядок и режим служебного времени, установленные в ОМОН Главного управления Росгвардии по г. Москве служебную дисциплину и законность; знать и добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.
Согласно заключению об освобождении от выполнения служебных обязанностей N 209, выданному 9 августа 2019 г. государственным бюджетным учреждением здравоохранения города Москвы "Детская городская поликлиника N 58 Департамента здравоохранения города Москвы", Беспятов А.А. с 9 по 21 августа 2019 г. был освобожден от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком (с 9 по 12, с 13 по 16, с 17 по 21 августа 2019 г. (л.д. 22).
2 сентября 2019 г. командир 4 оперативного батальона ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве обратился с рапортом на имя врио командира ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве, в котором со ссылкой на часть 2.1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающую, что сотрудник органов внутренних дел, являющийся отцом, может быть освобожден от выполнения служебных обязанностей в связи с необходимостью ухода за больным ребенком только при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности осуществления такого ухода матерью ребенка, указал на то, что полицейский (боец) 1 отделения 2 оперативного взвода 1 оперативной роты 4 оперативного батальона ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве. Беспятов А.А. с 9 по 21 августа 2019 г. находился на листке освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком. 21 августа 2019 г. Беспятову А.А. в ходе телефонного разговора было предложено прибыть к месту несения службы и представить документы, подтверждающие правомерность освобождения его от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком. Ввиду отказа Беспятова А.А. представить соответствующие документы и дать объяснения в рапорте изложена просьба о назначении служебной проверки по данному факту (л.д. 62).
11 сентября 2019 г. в ходе служебной проверки от Беспятова А.А. были отобраны объяснения (л.д. 75, 75об.)
27 сентября 2019 г. командиром ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве утверждено заключение по результатам служебной проверки. Беспятовым А.А. нарушены требования пунктов 6.1, 6.2, 6.3 должностной инструкции по занимаемой должности, выразившиеся в слабом знании и ненадлежащем выполнении требований нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению своих обязанностей, в несоблюдении внутреннего распорядка и режима служебного времени, установленного в ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве, служебной дисциплины, в недобросовестном выполнении служебных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией, повлекшее нарушение им части 2.1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно непредоставление документов, свидетельствующих о невозможности осуществления ухода за больным ребенком его матерью в период с 13 по 21 августа 2019 г, в связи с чем в заключении по результатам служебной проверки предложено наложить на полицейского (бойца) 1 отделения 2 оперативного взвода 1 оперативной роты ОМОН ГУ Росгвардии пог. Москве прапорщика полиции Беспятова А.А. дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Приказом командира ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве от 25 октября
2019 г. N ********* на Беспятова А.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Разрешая спор, суд с учетом установленных по делу обстоятельств, в том числе выводов, содержащихся в заключении по результатам служебной проверки от 27 сентября 2019 г, пришел к выводу о наличии у ответчика оснований для применения к Беспятову А.А. дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебной соответствии, поскольку факт непредоставления им документов, свидетельствующих о невозможности по объективным причинам осуществления в период с 13 по 21 августа 2019 г. ухода за больным ребёнком его матерью нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и свидетельствует о нарушении истцом служебной дисциплины. Суд первой инстанции признал несостоятельным довод Беспятова А.А. об отсутствии информации об изменении законодательства, сославшись на пункт 6.1 должностной инструкции, обзывающей истца знать и выполнять требования, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению своих обязанностей. Суд также пришел к выводу о соблюдении ответчиком порядка наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренного статьей 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 1 Указа; далее - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157).
Подпунктом "а" пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 установлено, что до вступления в силу соответствующего федерального закона деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, определяющих задачи внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полномочия полиции, права военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудников полиции, а также порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.
3 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", регулирующий деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, названный федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространяются положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13 указанного федерального закона).
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) урегулированы правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел (часть 1 статьи 2 названного закона).
Пунктами 1, 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что с отрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признаётся виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, перечислены в статье 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. К ним относятся замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.
Статьей 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлен порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий.
В частности, до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ может быть проведена служебная проверка (часть 8 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 данного закона, а также по заявлению сотрудника.
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 данного закона, а также по заявлению сотрудника.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел (часть 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Статьей 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377, предусмотрено, что дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.
Организация проведения служебной проверки в отношении лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации урегулирована Порядком проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным приказом Росгвардии от 30 января 2018 г. N 25 (далее - Порядок).
Служебная проверка проводится по решению директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации, первых заместителей директора, заместителей директора, статс-секретаря - заместителя директора, начальника (руководителя) структурного подразделения Росгвардии, командующего округом войск национальной гвардии, начальника территориального органа Росгвардии, заместителя начальника территориального органа Росгвардии, а также командира (начальника) подразделения (организации) войск национальной гвардии, имеющего в непосредственном подчинении кадровый орган (пункт 3 Порядка).
Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона N 342-ФЗ, а также заявление сотрудника (пункт 9 Порядка).
Согласно пунктам 24.1, 24.6 Порядка должностное лицо (председатель и члены комиссии), проводящее служебную проверку, обязано, в частности, подтвердить документально дату и время совершения дисциплинарного проступка, характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, отношение его к службе, знание им правил ее несения и другие обстоятельства, имеющие значение для проведения служебной проверки.
По результатам служебной проверки на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных составляется заключение, которое состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (пункт 28 Порядка).
Описательная часть должна содержать, в частности, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка; обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка; материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника; характер и размер вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка (если он имеется) (подпункты 30.3, 30.4, 30, 7, 30.9 Порядка).
Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 318-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые вступили в силу 13 августа 2019 г.
В частности, статья 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ дополнена частью 2.1 следующего содержания "2.1. Сотрудник органов внутренних дел, являющийся отцом (усыновителем, опекуном, попечителем), освобождается от выполнения служебных обязанностей в случае выдачи ему листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности осуществления ухода за больным ребенком матерью (нахождение ее в командировке, лишение ее родительских прав, пребывание в медицинской организации и другие случаи отсутствия материнского попечения по объективным причинам)."
В соответствии с частью 1 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации, которая подлежит применению к спорным отношениям на основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 3 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (часть 5 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что только начиная с 13 августа 2019 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 318-ФЗ) листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком мог быть оформлен сотруднику при условии наличия объективных причин, свидетельствующих о невозможности осуществления ухода за больным ребенком матерью.
Между тем, на момент оформления 9 августа 2019 г. истцу заключения об освобождении от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком изменения, внесенные Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 318-ФЗ в Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, еще не вступили в силу. Заключение об освобождении Беспятова А.А. с 9 августа 2019 г. от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком было выдано ему 9 августа 2019 г. и в дальнейшем срок освобождения истца от выполнения служебных обязанностей продлевался учреждением здравоохранения с 13 по 16 и с 17 по 21 августа 2019 г, то есть новый листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком Беспятову А.А. начиная с 13 августа 2019 г. не оформлялся.
При этом, соглашается судебная коллегия и с доводами апелляционной жалобы о том, что при наличии листка освобождения сотрудника от исполнения должностных обязанностей, к нему не могут предъявляться требования по исполнению таких обязанностей.
Кроме того, после вступления в силу указанных изменений законодательства ответчик не обратился к истцу сразу с требованием предоставить доказательства невозможности осуществления матерью ухода за больным ребенком, и это было сделано ответчиком только после закрытия истцом листка нетрудоспособности.
Также учитывает судебная коллегия и то, что при наложении указанного дисциплинарного взыскания не был учтен характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, отношение его к службе, доказательств этому не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что оспариваемый истцом приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии необходимо отменить, как и заключение по результатам служебной проверки от 27 сентября 2019 г, как содержащее неверные и ненадлежащие выводы.
Соответственно, решение подлежит отмене, а требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 29 мая 2020 г. отменить, принять по делу новое решение, которым отменить приказ ОМОН ГУ Росгвардии по г. Москве от 25 октября 2019 г. N *******о привлечении Беспятова А.А. к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, признать незаконным заключение по результатам служебной проверки от 27 сентября 2019 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.