Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Койпиш В.В.
Киселевой Е.А.
при секретаре
Егошиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
N 2-382/2020 по иску Козловских Марины Анатольевны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о защите пенсионных прав, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) на решение Кольского районного суда Мурманской области от 2 июня 2020 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Козловских М.А. обратилась к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в Кольском районе) о защите пенсионных прав.
В обоснование заявленных требований истец указала, что _ _. ей исполнилось 45 лет, в связи с чем она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением пенсионного органа от 18 ноября 2019 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы по Списку N 2.
Из специального стажа решением исключены периоды ее работы в рентгеновском кабинете п. Никель ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ" с 3 апреля 2006 г. по 31 декабря 2009 г. и с 1 января 2019 г. по 12 июля 2019 г, поскольку данные периоды в выписке из индивидуального лицевого счета представлены без кода особых условий труда, документов, подтверждающих занятость в особых условиях труда не представлено, корректировка индивидуального лицевого счета за данный период работодателем не произведена.
Считала, что в соответствии с действующем законодательством, указанные выше периоды подлежат зачету в специальный стаж дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
Просила суд признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в должности санитарки рентгеновского кабинета ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ" с 3 апреля 2006 г. по 31 декабря 2009 г. и с 1 января 2019 г. по 12 июля 2019 г, назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права - 18 июля 2019 г, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 5 500 рублей.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Козловских М.А. удовлетворены частично, на ГУ УПФ РФ в Кольском районе возложена обязанность включить в специальный стаж работы Козловских М.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы в должности санитарки рентгеновского кабинета п. Никель ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ" с 3 апреля 2006 г. по 31 декабря 2009 г. и с 1 января 2019 г. по 12 июля 2019 г, назначить Козловских М.А. страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты наступления права - 18 июля 2019 г, а также взысканы с ГУ УПФ РФ в Кольском районе в пользу Козловских М.А. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 1 500 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ГУ УПФ РФ в Кольском районе Кривошеина В.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований Козловских М.А. отказать в полном объеме.
Не соглашаясь с решением суда, указывает, что индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорные периоды представлены работодателем в пенсионный орган без указания кода льготных условий.
Обращает внимание, что в поименных списках, подаваемых ежегодно работодателем, Козловских М.А. не указана, однако данному аргументу судом не дана надлежащая оценка.
Приводит доводы, что суд при рассмотрении настоящего дела не применил к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Указывает, что суд, ссылаясь на раздел 2 Порядка N 258 н, пришел к ошибочному выводу о том, что когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Считает, что суд необоснованно в качестве доказательств применил документы по личному составу, поскольку данные документы в силу их содержания объективно не могут подтвердить факт работы истца во вредных, тяжелых условиях.
Настаивает на том, что право истца на досрочную страховую пенсию по старости должно быть подтверждено выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета с указанием кода условий труда, качество исполнения работодателем обязанности по представлению надлежащих индивидуальных сведений в отношение застрахованных лиц остается за рамками данных спорных правоотношений.
Отмечает, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора, являлась оценка производственных факторов, идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса по занимаемой истцом должности.
Указывает, что истец не представила допустимых доказательств наличия на своем рабочем месте предусмотренных законодательством вредных и (или) опасных факторов производственной среды в 2006-2009 годы.
Обращает внимание, что суд необоснованно без привлечения специалистов и назначения соответствующих исследований, фактически установилналичие вредных факторов производственной среды и трудового процесса по должности истца в медицинском учреждении в период с 2006 по 2009 годы.
Отмечает, что довод ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ", положенный в основу решения суда, о том, что условия труда на рабочем месте истца были аналогичными и до проведения аттестации рабочего места истца, и данный факт работодатель подтверждает, допустимыми, достоверными, объективными доказательствами не подтвержден.
Утверждает, что записи в трудовой книжке о занимаемой должности, равно как характеристика условий труда ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ", карточка учета индивидуальных доз облучения не доказывают ни факта занятости истца на рассматриваемой работе в течение полного рабочего дня, ни наличия тяжелых (вредных) условий труда Списка N 2.
Считает, что не имеет правового значения и ссылка суда на карту аттестации по условиям труда от 17 июля 2009 г. N * на рабочем месте санитарки рентгеновского кабинета, поскольку указанная аттестация состоялась после окончания спорного периода в 2006-2009 годы.
С учетом изложенного, утверждает, что представленными в деле доказательствами не подтвержден факт работы, выполнения соответствующих должностных обязанностей истца в условиях Списка N 2 в спорные периоды в условиях полной занятости в тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.
Приводит доводы об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу Козловских М.А. расходов на оплату услуг представителя, поскольку в отсутствие соглашения об оказании юридической (адвокатской) помощи, расходы истцом фактически не понесены и документально не подтверждены.
В возражениях на апелляционную жалобу Козловских М.А. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Козловских М.А, представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Кольском районе (просил о рассмотрении дела в свое отсутствие), извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости, по общему правилу, установленному статьей 8 указанного Закона, имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 названного Федерального закона).
На основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона
"О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2015 года.
Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Документы, необходимые для установления страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, определены Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н.
Пунктом 12 указанного Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяемые при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от
16 июля 2014 года N 665.
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела 13 июля 2019 г. Козловских М.А, родившаяся *** по достижении возраста 45 года обратилась в ГУ УПФ РФ в Кольском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N * от 18 ноября 2019 г. истцу отказано в назначении досрочной пенсии по указанному основанию в связи с отсутствием требуемого специального стажа работ с тяжелыми условиями труда (по Списку N 2).
Согласно подсчету пенсионного органа по представленным документам страховой стаж Козловских М.А. по состоянию на 31 декабря 2018 г. составил 25 лет 08 месяцев 10 дней в календарном исчислении (с учетом льготного исчисления - 27 лет 08 месяцев 19 дней), стаж работы в районах Крайнего Севера - 20 лет 11 месяцев 03 дня; стаж работы с тяжелыми условиями труда (Список N 2) - 8 лет 10 месяцев 23 дня (при требуемом не менее 10 лет).
Из подсчета стажа работы на соответствующих видах работ по Списку N 2 пенсионным органом исключены периоды работы истца в должности санитарки ренгеновского кабинета ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ" с 3 апреля 2006 г. по 31 декабря 2009 г. и с 1 января 2019 г. по 12 июля 2019 г.
Разрешая спор, правильно применив нормы пенсионного законодательства, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о необходимости включения в специальный стаж работы истца в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода ее работы в указанной должности с 3 апреля 2006 г. по 31 декабря 2009 г. и с 1 января 2019 г. по 12 июля 2019 г.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, подробно мотивированным в решении, оснований для его переоценки не усматривает, поскольку он соответствует нормам материального права, установленным по делу обстоятельствам и исследованным доказательствам.
На основании части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" пункта 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2).
Списком N 2 предусмотрено, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" имеют младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах) - Раздел XXIV, код позиции: 22600000-14467.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации
N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (пункт 5).
Из приведенных нормативных положений следует, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены соответствующими списками (Списком N 2), при условии, если они заняты в производствах, определенных этими списками. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом
от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В силу пункта 11 указанных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 июня 2003 г..N 5031-юл разъяснено, что действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г..N 377, предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала "санитарка" и "младшая медицинская сестра по уходу за больными". Предоставление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости санитаркам рентгеновских отделений и кабинетов может осуществляться только при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день, работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.
Таким образом, для назначения пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку N 2 в соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 июня 2003 г..N 5031-юл требуется одновременное наличие и соблюдение двух изложенных в данном письме условий, а именно: отсутствие в штатном расписании лечебного учреждения младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах, и выполнение санитарками постоянно, полный рабочий день работы младших медицинских сестер по уходу за больными.Согласно записям в трудовой книжке Козловских М.А. с 3 апреля 2006 г..по настоящее время работает в должности санитарки рентгеновского кабинета п. Никель ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ". Согласно дополнительному соглашению от 1 ноября 2017 г..к трудовому договору от 1 декабря 2011 г..работа истца в указанной должности проходит во вредных условиях (пункт 1.4.2). Как следует из материалов дела, штатными расписаниями медицинского и фармацевтического и педагогического персонала МУЗ Печенгская ЦРБ п.
Никель на 2006 - 2009 годы была предусмотрена должность санитарки в рентгеновском кабинете, при этом должность младшей медицинской сестры отсутствовала.В материалах дела имеются копии приказов работодателя перечней сотрудников учреждения, относящихся к категории "А": N 377 от 05.12.2006, N 388 от 14.12.2006, N 283/1 от 01.08.2007, N 36 от 05.02.2008, N 14 от 15.12.2009, то есть сотрудников, участвующих непосредственно в проведении рентгенодиагностических исследований, в которых в том числе указана Козловских М.А. (работа персонала категории "А" при воздействии ионизирующего излучения, вне зависимости от его величины, считается как работа в условиях радиационной вредности).Указанное соответствует положениям пункта 2.2 Типовой инструкции по охране труда для персонала рентгеновских отделений, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2002 г..N 19, которым предусмотрено, что санитарки отнесены к группе А, то есть к сотрудникам, непосредственно занятым в проведении рентгенодиагностических исследований.Карточкой учета индивидуальных доз облучения персонала МУЗ "Печенгская ЦРБ" N 5 от 1 августа 2007 г..подтверждается работа Козловских М.А. в радиционно опасных условиях с 3 апреля 2006 г..Судом также установлено, что согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Козловских М.А. работодатель в индивидуальных сведениях в графе "Особые условия" указывает на наличие у нее льготного стажа в спорные периоды (код льготы 27-2, 22600000-14467).Суд, приняв во внимание вышеуказанные обстоятельства, установив, что в п. Никель ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ" должность младшей медицинской сестры по уходу за больными в спорный период штатным расписанием не предусмотрена, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.Судебная коллегия с данными выводами соглашается.
В Письме Минтруда РФ от 27 мая 1992 г. N 1062-РБ "О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)" указывается, что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 в учреждениях здравоохранения должность "санитарка (няня)" была переименована на должность "младшая медицинская сестра по уходу за больными", в связи с чем, в классификаторе профессий и должностей санитарки не значатся. Такое переименование осуществлено лишь в стационарных отделениях. В рентгеновских отделениях (кабинетах) должность санитарки осталась и предусматривается схемой должностных окладов (приложение N 3 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года N 116). До 1 января 1992 года санитарки рентгеновских кабинетов пользовались правом на льготную пенсию. Указанным Письмом рекомендовано санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии назначать по Списку N 2, разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
Приказом Министерства здравоохранения РФ N 137 от 16 июня 1993 года в дополнение к Приказу Минздрава РСФСР N 132 от 2 августа 1992 года "О совершенствовании службы лучевой диагностики" утверждено Положение о санитарке рентгеновского отделения (кабинета), отдела (отделения) лучевой диагностики, из которого усматривается, что на указанную должность назначается в установленном порядке работник, не имеющий медицинского образования, который непосредственно подчиняется заведующему отделением (кабинетом), а во время работы - врачу данного кабинета, рентген-лаборанту или медицинской сестре и пользуется всеми льготами, распространяющимися на персонал рентгеновского отделения (кабинета), определенных соответствующими статьями законодательства о труде.
Согласно характеристике условий труда санитара рентгенологического отделения п. Никель ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ" санитар рентгенологического отделения: проводит уборку помещений в рентгеновском кабинете в соответствии с санитарными правилами и нормами под контролем рентгенлаборанта; подготавливает помещение к приему пациентов (затемнение, подготовка рабочего места врача-рентгенолога и рентгенлаборанта); помогает рентгенлаборанту при получении контрастных веществ, рентгенпленки, медикаментов, расходных материалов, реактивов, дезенфицирующих средств, оборудования и доставке их в отделение; получает и обеспечивает правильное хранение и использование белья, хозяйственного инвентаря и моющих средств, при необходимости сопровождает больных после исследований в лечебное отделение. Организует сбор, обеззараживание, накопление, временное хранение и транспортировку больничных отходов на своем рабочем месте. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. Участвует в занятиях по сантехминимуму и систематически повышает свою квалификацию. Санитар знает назначение моющих средств и правила обращения с ними; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Во время работы на санитара воздействуют вредные производственные факторы, согласно приказу Министерства Здравоохранения Российской Федерации N 302Н от 12.04.2011.
Аналогичные должностные обязанности указаны в должностной инструкции санитарки рентгеновского кабинета МУЗ "Печенгская ЦРБ", утвержденной главным врачом В 20 мая 2010 г.
В соответствии с квалификационным справочником профессий рабочих которым устанавливаются месячные оклады, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3 - 102, к видам деятельности младшей медицинской сестры по уходу за больными в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2 относятся: оказание помощи врачам и средним медицинским работникам при проведении лечебных и диагностических процедур, помощь нуждающемуся больному при одевании, раздевании, укладывании в постель, кормлении, купании, содержании в чистоте закрепленных помещений с их медицинским специальным и хозяйственным оборудованием, обработка предметов ухода за больными, контроль за выполнением больными правил внутреннего распорядка.
В "Квалификационных характеристиках должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденных Приказом Минздравсоцразвития от 23 июля 2010 г. N 541н в разделе IV - должности младшего медицинского и фармацевтического персонала указано о том, что младшая медицинская сестра по уходу за больными - оказывает помощь по уходу за больным под руководством медицинской сестры. Проводит несложные медицинские манипуляции (постановка банок, горчичников, компрессов). Обеспечивает содержание в чистоте больных, помещения. Обеспечивает правильное использование и хранение предметов ухода за больными. Производит смену постельного и нательного белья. Участвует в транспортировке тяжелобольных. Следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
Аналогичные должностные обязанности младших медицинских сестер по ходу за больными были установлены и ранее Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 августа 1997 г. N 43.
То обстоятельство, что Козловских М.А. в спорные периоды работала в должности в должности санитарки рентгеновского кабинета постоянно, выполняя работу в течение полного рабочего дня подтверждается в том числе карточками-справками о начислении заработной платы согласно которых заработная плата выплачивалась истцу в должности санитарки рентгеновского кабинета за полную ставку, штатным расписанием, из которого следует, что она вырабатывала ставку рабочего времени, справками N 02-29/32/216-о/к от 20 мая 2019 г, 02-29/32/71-о/к от 25 февраля 2020 г. ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ".
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности постоянной занятости (не менее 80 % рабочего времени) истца в условиях труда, предусмотренных Списком N 2, несостоятельны, опровергаются материалами дела, являлись предметом рассмотрения суда и получили надлежащую оценку в решении.
Таким образом, проанализировав представленные в судебное заседание доказательства, в том числе характеристику должностных обязанностей младшей медицинской сестры по уходу за больными, отраженную в Квалификационных характеристиках должностей работников в сфере здравоохранения, а также должностные обязанности санитарки рентгеновского кабинета суд пришел к правильному выводу о том, что истица работала в должности санитарки рентгеновского кабинета, в течение полного рабочего дня выполняла обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными с учетом рентгенкабинета, которая как следует из Единого квалификационного справочника, заключается не только в непосредственном уходе за больными, но и включает в себя иные вышеперечисленные должностные обязанности - так как проводила несложные медицинские манипуляции - готовила больных к производству рентгеновских снимков, помогала лаборанту уложить больного и т.д, осуществляла оказание помощи врачу рентгенологу, осуществляла помощь рентген-лаборанту при проведении диагностических процедур - в приготовлении бариевой взвеси, контрастных веществ и химических реактивов для обработки рентгеновских пеленок и при обработке рентгеновской пленки, обеспечивала содержание в чистоте помещения рентген-кабинета, сдавала в стирку халаты, белье, то есть производила смену белья, следила за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации и т.п.
На основании изложенного, учитывая, что характер и условия труда истицы в течение спорного периода соответствовали требованиям Списка N 2 при подтверждении полной занятости на соответствующих видах работ, суд пришел к правильному выводу, что спорные периоды работы Козловских М.А. в должности санитарки рентгеновского кабинета п. Никель ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ" подлежат включению в специальный стаж.
При этом, сделан правильный вывод о том, что то обстоятельство, что выписка из ИЛС Козловских М.А. не содержала на дату обращения сведения в отношении спорного периода 2019 года, не может повлиять на право истицы на льготное пенсионное обеспечение. Так, в период 01.01.2019 - 12.07.2019 истец продолжала работу в прежней должности, с ее заработка производились отчисления страховых взносов по установленным тарифам, а кроме того, карта специальной оценки условий труда от 06.07.2016 содержит сведения о вредных условиях труда (класс 3.2) и о праве истицы на досрочное назначение страховой пенсии по заявленному основанию.
Доводы апелляционной жалобы не дают оснований полагать о необходимости отмены решения суда.
Отклоняя доводы пенсионного органа о том, что работодателем несвоевременно проведена аттестация и, как следствие, отсутствуют в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о работе в тяжелых условиях труда в спорные периоды 2006-2009 годы, суд первой инстанции правильно указал на то, что приведенные обстоятельства при установленных условиях работы истца не могут служить основанием для лишения права истца на досрочное пенсионное обеспечение.
На основании части 6 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с картой аттестации по условиям труда N * от 17 июля 2009 г. на рабочем месте санитарки рентгеновского кабинета МУЗ "Пеценгская ЦРБ" условия труда оценены в общем по классу труда 3.1 (вредный 1 степени). Указанная карта аттестации содержит сведения о том, что характер выполняемой истцом работы соответствует работе, предусмотренной Списком N 2, раздел XXIV. Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, вид работ 22600000-14467 младший медицинский персонал по уходу за больными, занятыми в рентгенологических отделениях кабинетах), в связи с чем она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как указывалось выше, специальная оценка условий труда по должности санитарки рентгеновского кабинета п. Никель проведена в июле 2016 г, содержит сведения о 3.2 классе условий труда, а также праве на досрочное назначение страховой пенсии по вышеприведенному основанию.
При этом, несмотря на отсутствие проведенной до 2009 года аттестации рабочего места, неуплату страховых взносов по соответствующим тарифам до 31.12.2009 не имеется оснований полагать, что условия труда по должности истца (с 2006 года - санитарка рентгеновского кабинета) претерпели какие-либо изменения к периоду выполнения работодателем обязанности по проведению аттестации рабочего времени, а затем и специальной оценки условий труда.
С учетом изложенного, исходя из занимаемой истцом должности, которая не менялась, что также подтверждается работодателем истца, можно сделать вывод о недостоверности подаваемых работодателем истца сведений в пенсионные органы для учета на ее личном счете без кода особых условий труда.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что обязанность по проведению аттестации рабочих мест возложена на работодателя, а поэтому ее непроведение или ненадлежащее проведение не может лишить граждан их конституционного права на социальную защиту при решении вопросов предоставления пенсий по возрасту на льготных условиях в соответствии с Федеральным законом "О пенсионном обеспечении".
Проверяя доводы ответчика, аналогичные указанным в апелляционной жалобе, о том, что сведения индивидуального персонифицированного учета за спорный период не содержат код особых условий труда, начисления и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу за спорный период не осуществлялось, суд первой инстанции правильно указал, что данные обстоятельства не должны создавать препятствий для реализации права истца на своевременное назначение пенсии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1, 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Само по себе отсутствие сведений о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на лицевом индивидуальном счете застрахованного не может повлиять на пенсионные права истца, как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N9-П, и не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение
Учитывая приведенные положения законодательства и разъяснения высших судебных инстанций, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных работодателем в пенсионный орган, кода особых условий труда в спорные периоды работы истца и неуплата страховых взносов по дополнительным тарифам, не может повлечь для него неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, поскольку обязанность по предоставлению сведений и уплате страховых взносов лежит на работодателе, а право истца на досрочную пенсию по старости не может быть ущемлено и поставлено в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него в силу закона.
При таком положении, судебная коллегия полагает возможным согласиться с решением суда о включения спорных периодов работы истца указанных в резолютивной части решения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решение суда в части обязания назначить страховую пенсию и даты назначения пенсии (при включении установленных судом периодов в специальный стаж) пенсионным органом не обжаловано.
Руководствуясь положениями статей 88, 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пунктах 10, 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости взыскания с ГУ УПФ РФ в Кольском районе в пользу Козловских М.А. понесенных ею расходов за консультацию и за составление искового заявления.
Суд первой инстанции учитывая конкретные особенности дела, принимая во внимание объем проведенной адвокатом работы (консультацию и составление искового заявления), уровень сложности дела, определилразмер расходов на оплату оказанных юридически услуг в сумме 1 500 рублей, что соответствует установленным законом критериям, в том числе требованию разумности.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии соглашения об оказании юридической (адвокатской) помощи по данному делу не могут служить основанием для отказа во взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, поскольку наличие или отсутствие письменного договора (соглашения) на оказание юридических услуг решающего правового значения для рассмотрения данного требования о возмещении стороне судебных расходов не имеет.
При рассмотрении такого требования суд устанавливает фактическое оказание стороне юридических услуг и их оплату, поэтому даже в отсутствие договора (соглашения) о возмездном оказании услуг в письменной форме, но при наличии доказательств, свидетельствующих о фактическом оказании юридических услуг и их оплате, суд возмещает выигравшей дело стороне судебные издержки на оплату услуг представителя.
Вместе с тем доказательств того, что у ГУ УПФ РФ в Кольском районе не возникли обязательства по оплате юридических услуг НО МОКА стороной ответчика не предоставлено.
Представленная в материалы дела квитанция от 6 февраля 2020 г. N *, имеющая реквизиты и печать НО Мурманская областная коллегия адвокатов, подпись секретаря - кассира Б в получении денежных средств, является достаточным и достоверным письменным доказательством, подтверждающим несение Козловских М.А. расходов на оплату услуг представителя.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств, установленных судом в полном соответствии с требованиями закона, и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом, выводов суда первой инстанции не опровергают, а потому не могут служить поводом к отмене судебного постановления.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к его отмене или изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 02 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.