Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Стаховой Т.М.
при секретаре Плакунове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июня 2020 года административное дело N2а-2541/2020 по апелляционной жалобе Мозгуновой О. С, действующей в интересах несовершеннолетних М.В.В. и М.М.В, на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 2 марта 2020 года по административному исковому заявлению Мозгуновой О. С, действующей в интересах несовершеннолетних М.В.В. и М.М.В, к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, Комитету образования Правительства Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определённые действия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного ответчика администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Сомовой А.В, действующей на основании доверенности от 07 октября 2019 года сроком до 31 декабря 2020 года, представителя заинтересованного лица ГБДОУ детский сад N93 Красносельского района Санкт-Петербурга Положенцевой Е.Г, действующей на основании распоряжения N420-рк от 12 октября 2017 года, представителя заинтересованного лица ГБДОУ детский сад N94 Красносельского района Санкт-Петербурга Селезневой А.С, действующей на основании распоряжения N548-рк от 27 декабря 2017 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мозгунова О. С, действуя в интересах несовершеннолетних М.В.В, "дата" года рождения, и М.М.В, "дата" года рождения, обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила:
-признать незаконным бездействие администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, выразившееся в отказе в предоставлении мест несовершеннолетним М.В.В. и М.М.В. в дошкольных образовательных организациях с учетом территориальной доступности от фактического места проживания;
-возложить на администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга, Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга обязанность предоставить несовершеннолетним М.В.В. и М.М.В. места в дошкольной образовательной организации на закрепленной территории с учетом транспортной доступности;
-обязать администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга рассмотреть вопрос о предоставлении мест несовершеннолетним М.В.В. и М.М.В. в ГБДОУ NN91, 93, 94 Красносельского района Санкт-Петербурга.
В обоснование заявленных требований Мозгунова О.С. указала, что является матерью несовершеннолетних М.В.В. и М.М.В, с которыми совместно зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес". Ее несовершеннолетние дети зарегистрированы в очереди для направления в дошкольную образовательную организацию по месту жительства, в качестве приоритетных ею заявлены: ГБДОУ N91, ГБДОУ N94, ГБДОУ N93 Красносельского района Санкт-Петербурга. С целью реализации права своих несовершеннолетних детей на получение дошкольного образования она обратилась в Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении мест в дошкольной образовательной организации, однако в предоставлении мест административными ответчиками отказано. По мнению административного истца, орган местного самоуправления обязан обеспечить доступность дошкольного образования, а администрация Красносельского района Санкт-Петербурга уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на нее законом, что нарушает право ее несовершеннолетних детей на получение дошкольного образования в дошкольной образовательной организации.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 2 марта 2020 года административное исковое заявление Мозгуновой О.С, действующей в интересах несовершеннолетних М.В.В. и М.М.В, удовлетворено частично, признано незаконным решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, выразившееся в отказе в устройстве М.В.В. и М.М.В. в группе полного дня дошкольного образовательного учреждения на территории Красносельского района Санкт-Петербурга в 2019/2020 учебном году в территориальной доступности от места проживания несовершеннолетних; на администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга возложена обязанность незамедлительно после вступления решения суда в законную силу предоставить М.В.В. и М.М.В. место в ГБДОУ детский сад N91; в удовлетворении остальной части требований к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, а также в удовлетворении всех требований к Комитету образования Правительства Санкт-Петербурга отказано.
В апелляционной жалобе администрация Красносельского района Санкт-Петербурга просит решение отменить и в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что незаконного бездействия администрацией не допущено; вывод суда о том, что администрация должна была предвидеть и принимать меры по увеличению числа дошкольных образовательных организациях не соотносится с полномочиями администрации как органа государственной власти Санкт-Петербурга; выводы суда о допущенном бездействии администрации, выразившимся в отказе в устройстве несовершеннолетних в группе полного дня в дошкольных образовательных организациях на территории Красносельского района Санкт-Петербурга в 2019/2020 учебному году в территориальной доступности от места проживания несовершеннолетних детей административного истца, равно как и возложение на администрацию обязанности предоставить место в ГБДОУ N91 не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают права иных лиц.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец, представители административного ответчика Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга и заинтересованного лица ГБДОУ N91 Красносельского района, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административный истец - заказным письмом с уведомлением и по электронной почте, заинтересованное лицо ГБДОУ N91 Красносельского района - заказным письмом с уведомлением, административный ответчик Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга - по электронной почте.
Также в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуника-ционной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный истец просит дело рассматривать в её отсутствие, административный ответчик Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга и заинтересованное лицо ГБДОУ N91 Красносельского района Санкт-Петербурга об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика администрации Красносельского района, представителей заинтересованных лиц ГБДОУ N93, ГБДОУ N94 Красносельского района, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Мозгунова О.С. является матерью несовершеннолетних М.В.В, "дата" года рождения, и М.М.В, "дата" года рождения (л.д.23, 24 том 1).
Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства несовершеннолетние М.В.В, "дата" года рождения, и М.М.В, "дата" года рождения, зарегистрированы по адресу: "адрес" (л.д.21, 22 том 1).
27 августа 2018 года Мозгунова О.С. обратилась в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке несовершеннолетних дочерей М.В.В. и М.М.В. на учет для предоставления места в государственной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, заявления зарегистрированы за N25637953 и N25638331 (л.д.7-10, 12-15 том 2).
Уведомлениями от 04 сентября 2018 года N25637953 и N25638331 Мозгуновой О.С. сообщено о регистрации детей М.М.В. и М.В.В. в списке будущих воспитанников образовательных организаций Красносельского района Санкт-Петербурга, осуществляющих образовательную деятельность по реализации программ дошкольного образования, и что в соответствии с решением комиссии по комплектованию образовательных организаций, созданной администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга, не может быть выдано направление с 2018 года в ГБДОУ N 2, ГБДОУ N 4, ГБДОУ N15 Красносельского района Санкт-Петербурга в связи с внесением изменения в заявление о постановке на учет для предоставления места в дошкольной организации после периода комплектования (после 30 июня текущего года) (л.д.113 - 116 том 1).
Впоследствии Мозгунова О.С. неоднократно обращалась с заявлениями о внесении изменений по обращениям N25637953 и N25638331, в которых просила:
-05 июня 2019 года изменить год зачисления по обращениям N25637953 и N25638331 с 2018 на 2019, внести адрес регистрации детей: "адрес" (л.д.117, 118 том 1, л.д.48, 55 том 2);
-15 августа 2019 года исключить ГБДОУ N2 Красносельского района Санкт-Петербурга и оставить в качестве приоритетных дошкольных образовательных учреждений ГБДОУ NN93, 94 Красносельского района Санкт-Петербурга (л.д.48 об. том 2);
-05 сентября 2019 года изменить адрес фактического проживания детей на адрес временной регистрации (л.д.49, 55 об. том 2);
-21 декабря 2019 года добавить ГБДОУ N91 Красносельского района Санкт-Петербурга и поставить по приоритету ГБДОУ NN91, 94, 93 Красносельского района (л.д.49 об, 56 том 2);
-19 января 2020 года добавить адрес регистрации и проживания детей: "адрес" (л.д.50, 55 том 2);
-21 февраля 2020 года исключить ГБДОУ N94 Красносельского района Санкт-Петербурга, добавить ГБДОУ N92 Красносельского района Санкт-Петербурга, в приоритете считать ГБДОУ N91 (корп. 2) Красносельского района Санкт-Петербурга (л.д.50 об, 56 об. т. 2);
-10 марта 2020 года заменить ГБДОУ N92 (корп.2) Красносельского района Санкт-Петербурга на ГБДОУ N93 Красносельского района Санкт-Петербурга (л.д.51, 57 том 2).
Уведомлением от 09 августа 2019 года N25637953 Мозгуновой О.С. сообщено о невозможности выдачи направления М.М.В. в образовательные организации - ГБДОУ N2, 93, 94 Красносельского района Санкт-Петербурга с 2019 года по причине отсутствия свободных мест и предложена вариативная форма получения дошкольного образования временно с 01 сентября 2019 года в ГБДОУ N262 Красносельского района Санкт-Петербурга. Также сообщено, что в случае отказа или при отсутствии согласия/отказа от предложенной образовательной организации в течение 15 календарных дней с даты выдачи уведомления, заявление о постановке ребенка на учет переходит в список будущих воспитанников следующего года с сохранением даты постановки на учет (л.д.121 том 1).
Согласно уведомлению от 16 августа 2019 года N25637953 в связи с отсутствием отказа/согласия от предложенного места в ГБДОУ N262 Красносельского района Санкт-Петербурга заявление о постановке М.М.В. на учет перенесено в список будущих воспитанников следующего года (л.д.122 том 1).
Уведомлением от 15 августа 2019 года N25638331 Мозгуновой О.С. сообщено о невозможности выдачи направления М.В.В. в образовательные организации - ГБДОУ NN93, 94 Красносельского района с 2019 года в связи с внесением изменения в заявление о постановке на учет для предоставления места в дошкольной организации после периода комплектования (после 30 июня текущего года); по результатам рассмотрения заявления в следующем учебном году в период с 01 февраля по 30 июня и сообщено о выдаче направления в дошкольные образовательные организации или уведомление о предоставлении места в другой или вариативной формы дошкольного учреждения образовании (л.д.123 том 1).
24 декабря 2019 года и 09 января 2020 Мозгунова О.С. обратилась в Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга в форме электронного обращениями по вопросу отказа администрации Красносельского района в предоставлении мест в дошкольных образовательных организациях по месту жительства, которые письмами Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 27 декабря 2019 года NОБ-6043-7708/19-0-1 и от 13 января 2020 года NОБ-7-7/20-0-1 перенаправлены в соответствии с частью 3 и частью 5 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" для рассмотрения по подведомственности (л.д.125-126, 128-133 том 1).
Письмами администрации Красносельского района от 20 января 2020 года и 20 февраля 2020 года административному истцу предложены места в ГБДОУ N 7 и ГБДОУ N43, на которые не получено согласия Мозгуновой О.С. (л.д.101-104 том 1).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований к административному ответчику Комитету по образованию Правительства Санкт-Петербурга, поскольку Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга не является уполномоченным органом государственной власти по предоставлению государственной услуги по осуществлению комплектования государственных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, решений в отношении административного истца, затрагивающих его прав и обязанностей не принимал.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о признании незаконным решения администрации Красносельского района от отказе в устройстве детей административного истца в группе полного дня дошкольного образовательного учреждении на территории Красносельского района Санкт-Петербурга в 20019/2020 учебном году в территориальной доступности от места проживания несовершеннолетних и возложении на администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга обязанности предоставить детям административного истца место в ГБДОУ N91.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П указал, что закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает, по смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 (пункты "в", "е"), 72 (пункт "е" части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт "в" части 1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Как предусмотрено частями 1-4 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно подпунктам 4, 4.1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге" организация предоставления общего образования в образовательных организациях, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - государственные образовательные организации), учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования относятся к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере образования.
В силу статьи 12 названного Закона Санкт-Петербурга, комплектование воспитанниками государственных дошкольных образовательных организаций, иных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляется постоянно действующей комиссией по комплектованию государственных дошкольных организаций.
Порядок комплектования воспитанниками государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, утвержден распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2019 года N301-р (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 1.3. Порядка комплектование образовательных учреждений, находящихся в ведении администраций районов, осуществляет комиссия.
В силу пункта 1.4. Порядка комплектование образовательных учреждений на текущий год осуществляется в период с 1 февраля по 30 июня с учетом даты постановки на учет и права на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в образовательное учреждение. После окончания периода комплектования проводится доукомлектование образовательного учреждения при наличии свободных мест (освободившихся, вновь созданных).
Пунктом 2.1. Порядка установлено, что комиссия в своей деятельности по комплектованию образовательных учреждений руководствуется Административным регламентом администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, утвержденным Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09 апреля 2018 года N1009-р (далее Административный регламент) и настоящим Порядком.
В силу пункта 1.1 Административного регламента предметом его регулирования являются отношения, возникающие между заявителями, администрациями районов Санкт-Петербурга, государственными образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу дошкольного образования, находящимися в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее - ОУ), при предоставлении государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее - государственная услуга).
Согласно пункту 2.1 Административного регламента наименование государственной услуги: комплектование государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
Краткое наименование государственной услуги: комплектование государственных образовательных учреждений, реализующих дошкольное образование.
В силу пункта 2.2 Административного регламента государственная услуга предоставляется администрациями районов Санкт-Петербурга.
От лица администрации района Санкт-Петербурга государственная услуга предоставляется комиссиями.
Исходя из положений пункта 2.5 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является:
-постановка на учет и снятие ребенка с учета в качестве нуждающегося в предоставлении места в ОУ;
-отказ в постановке ребенка на учет;
-составление списка будущих воспитанников ОУ;
-составление списка "очередников";
-выдача направления для зачисления в ОУ;
-издание приказа о зачислении ребенка в ОУ;
-отказ в зачислении в ОУ.
Результат предоставления государственной услуги учитывается в КАИС КРО.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 года NАКПИ14-281 пункт 1.9 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N26, допускающий комплектование групп в дошкольных образовательных организациях с превышением установленных нормативов, условием соблюдения которых будет являться лишь фактическое отсутствие части детей в отдельные дни, признан недействительным.
Признавая данную норму недействительной, Верховный суд Российской Федерации указал, что фактическое присутствие всех принятых в группу детей приведет к нарушению установленных санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха, воспитания и обучения детей и может привести к несоблюдению установленных гигиенических нормативов, ненадлежащему исполнению дошкольной образовательной организацией принятых на себя по договору с родителями детей обязательств, оказанию некачественных образовательных услуг, что нарушает права и законные интересы родителей, в том числе заявителя, и не соответствует статьям 42, 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому благоприятную окружающую среду и право на образование, Федеральному закону "О санитарно-эпидемиоло-гическом благополучии населения", статье 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых обязательства должны исполняться надлежащим образом, а также статье 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", закрепляющей обязанность исполнителя оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору, и право потребителя на получение услуги такого качества.
Из анализа названных законоположений, с учетом их конституционного толкования и смысла, придаваемого судебной практикой, следует, что органы государственной власти во взаимодействии с образовательными учреждениями обязаны обеспечить не только физическую доступность дошкольного образования, но и качество образовательной услуги в соответствии с минимальными федеральными стандартами обеспечения, предусматривая различные формы дошкольного образования, включая информационные технологии и альтернативные способы получения образования. Указанная доступность обеспечивается, в том числе, ведением электронной очереди, что само по себе исключает какое-либо вмешательство в доступность дошкольного образования, а также разного рода дискриминацию.
Таким образом, применительно к вышеизложенным нормам при рассмотрении настоящего дела административный ответчик должен был предоставить как доказательства в подтверждение обстоятельств отсутствия мест в требуемых образовательных учреждениях, так и подтверждающие своевременность принятых им мер к организации учета детей, имеющих право на дошкольное образование, созданию всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению образовательной деятельности, взаимодействие с образовательными учреждениями при реализации полномочий по вопросам местного значения и переданных государственных полномочий Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.1.6.4. Административного регламента в случае отсутствия свободных мест в общеобразовательных учреждениях, указанных заявителем в заявлении о постановке ребенка на учет, комиссия предлагает:
-место в другом (-их) образовательном учреждении согласно приложению N8 к настоящему Административному регламенту. В случае согласия заявитель вправе после зачисления ребенка в образовательное учреждение подать заявление о постановке ребенка на учет по переводу;
-вариативные формы получения дошкольного образования временно, начиная с желаемой даты поступления до появления свободного места в общеобразовательном учреждении или следующего периода комплектования, согласно приложению N8 к настоящему Административному регламенту.
В случае отказа или отсутствия отказа/согласия в течение 15 календарных дней с даты выдачи уведомления при надлежащем исполнении заявление о постановке ребенка на учет переходит в список будущих воспитанников общеобразовательного учреждения следующего года в указанные общеобразовательные учреждения с сохранением даты постановки на учет и рассматривается в списке "очередников", который составляется в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Административного регламента в период доукомплектования в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Административного регламента. Заявитель получает уведомление согласно приложению N25 к настоящему Административному регламенту.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать дошкольное образовательное учреждение из предложенных (пункт 19).
При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) дошкольного образовательного учреждения изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20).
В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21).
При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в дошкольном образовательном учреждении с 1 сентября следующего года (пункт 22).
В соответствии с пунктом 3.1.6.1 Административного регламента юридическим фактом для начала административной процедуры по комплектованию ОУ на текущий год является начало периода комплектования - 1 февраля текущего года. Комплектование ОУ на текущий год производится в период с 1 февраля по 30 июня.
В пункте 3.1.7.4 Административного регламента указано, что при обращении заявителя в комиссию после периода комплектования заявление о постановке ребенка на учет переносится в КАИС КРО в список воспитанников следующего года.
Приведенные положения законодательства административным ответчиком соблюдены.
Из материалов дела следует, что 15 августа 2019 года Мозгунова О.С. обратилась с заявлением о внесении изменения в первоначальное заявление о постановке детей на учет для предоставления места в дошкольной организации, в котором просила исключить ГБДОУ N2 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Поскольку Мозгуновой О.С. были внесены изменения в заявление о постановке на учет для предоставления места в дошкольной организации после периода комплектования, то есть после 30 июня 2019 года, и отсутствием свободных мест в ГБДОУ N91, ГБДОУ N93, ГБДОУ N94 Красносельского района Санкт-Петербурга, несовершеннолетние дочери административного истца обоснованно включены в список воспитанников следующего года.
В связи с отсутствием вакантных мест в запрашиваемых административным истцом детских садах, администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга уведомлением от 09 августа 2019 года предложено место в ГБДОУ N262 Красносельского района Санкт-Петербурга для М.М.В. и в связи с отсутствием согласия Морозовой О.С. в выдаче направления в ГБДОУ N262 Красносельского района Санкт-Петербурга М.М.В. перешла в список будущих воспитанников общеобразовательного учреждения следующего года в указанные общеобразовательные учреждения с сохранением даты постановки на учет.
Также администрация Красносельского района предлагала административному истцу места в ГБДОУ N 7 и ГБДОУ N43 и вариативная форма получения дошкольного образования, на которые Мозгунова О.С. согласия не дала (л.д.101-106 том 1).
В части доводов Морозовой О.С. о несогласии с предложенными дошкольными учреждениями по причине удаленности от места жительства детей судебная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 2.1. постановления от 15 мая 2006 года N 5-ПЭ, о том, что под физической доступностью образования понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
При этом термины "разумное географическое удаление" и "пешеходная доступность" не являются тождественными.
Термин "пешеходная доступность" использовался СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", которые устанавливали требования к строящимся дошкольным организациям и утратили силу 29 июля 2013 года.
По смыслу Административного регламента, а также Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" орган, уполномоченный принимать решения по обеспечению дошкольного образования несовершеннолетних, в случае отсутствия мест в заявленном образовательном учреждении вправе и обязан предложить альтернативные варианты, исходя из подведомственной ему территории.
В рассмотренном случае такая территория определяется границами Красносельского района Санкт-Петербурга.
Административным ответчиком предложено Мозгуновой О.С. место в ГБДОУ N262, ГБДОУ N43, ГБДОУ N7, которые расположены на территории Красносельского района Санкт-Петербурга, от которых она отказалась, что является её правом принять такое предложение либо сохранить место в очереди и ожидать ее подхода для получения места в запрошенных образовательных учреждениях.
Административный ответчик в предоставлении мест в детском дошкольном учреждении не отказывал, административному истцу для несовершеннолетних дочерей было предложено место в детских учреждениях, находящихся с ним в одном районе того же населенного пункта.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии бездействия администрации Красносельского района Санкт-Петербурга и ошибочно признал незаконным отказ в представлении Мозгуновой О.С. места в дошкольном образовательном учреждении на территории Красносельского района Санкт-Петербурга.
По сведениям администрации Красносельского района Санкт-Петербурга по состоянию на 17 января 2020 года по приоритетным дошкольным образовательным учреждениям порядковый номер очереди в ГБДОУ N91: М.М.В. - 14-й, М.В.В. - 48-й; в ГБДОУ N93: М.М.В. - 3-й, М.В.В. - 23-й; в ГБДОУ N94: М.М.В. - 4-й, М.В.В.-25-й.
Из представленных административным ответчиком документов- технических характеристик, сведений о наполняемости, паспорта объекта следует, что в ГБДОУ N91, ГБДОУ N93, ГБДОУ N94, списочный состав воспитанников превышает нормативную наполняемость.
Мнение суда первой инстанции о незначительном превышении норматива наполняемости в ГБДОУ N91 при зачислении детей административного истца противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 4 апреля 2014 года NАКПИ14-281 и части 3 статье 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Фактически требования Мозгуновой О.С. направлены на предоставление места в выбранных ею образовательных учреждениях в обход имеющейся очереди, что не только не предусмотрено законом, но и нарушает права других лиц, имеющих первоочередное право на получение места в дошкольном образовательном учреждении.
Доказательств наличия права у Мозгуновой О.С. на внеочередное или первоочередное зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения не представлено, вместе с тем предоставление мест в дошкольных образовательных организациях с нарушением очередности повлечет за собой нарушения прав иных лиц на предоставление мест в дошкольных образовательных организациях в порядке очередности. Также Мозгуновой О.С. не представлено доказательств того, что места в запрашиваемых ею детских садах были предоставлены другим воспитанникам в обход очереди.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении административного иска Мозгуновой О.С, как несоответствующее части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Мозгуновой О.С.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 2 марта 2020 года отменить в части.
В удовлетворении административного искового заявления Мозгуновой О. С, действующей в интересах несовершеннолетних М.В.В. и М.М.В, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.