Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Петровой Т.Г, Шкарупиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 января 2020 г. по делу N2-1149/2019 по иску ФИО1 к Санкт-Петербургскому Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 60 Пушкинского района", Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга о признании незаконным уклонения от принятия мер по обеспечению лекарственным препаратом, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, об обязании внести решение врачебной комиссии в медицинскую карту, оформить протокол врачебной комиссии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения ФИО1 и ее представителей на основании доверенностей ФИО5 и ФИО6, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Санкт-Петербургскому Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 60 Пушкинского района" (далее также- СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 60 Пушкинского района), Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга.
Истец просила признать незаконными действия СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 60 Пушкинского района" и Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в виде уклонения от совершения мер по обеспечению истца лекарственным препаратом "Тафамидис" нарушающими ее право на медицинскую помощь и лечение, обязать СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 60 Пушкинского района" принять меры к обеспечению ФИО1 лекарственным препаратом без отмены и замены в виде проведения врачебной комиссии по назначению ФИО1 лекарственного препарата "данные изъяты" внести решение врачебной комиссии в медицинскую документацию ФИО1, оформить протокол врачебной комиссии с последующим направлением его в Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга для осуществления закупки данного препарата, обеспечения ФИО1 рецептурным бланком для бесплатного получения препарата "данные изъяты" обязать Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга обеспечить ФИО1 препаратом "данные изъяты" пожизненно, без замены и отмены в виде осуществления мер по закупке указанного препарата, определить аптечный пункт в Санкт-Петербурге, уполномоченный на выдачу льготного препарата.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что имеет инвалидность, хроническое заболевание и нуждается в незамедлительном обеспечении ее лекарственным препаратом "Тафамидис", производитель Пфайзер. При обращении в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 60 Пушкинского района" по вопросу обеспечения ее указанным лекарственным препаратом, сотрудниками ответчика не были предприняты все предусмотренные действующим законодательством меры для незамедлительного обеспечения ее указанным жизненно необходимым препаратом.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 января 2020 г, ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, направлении дела на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в возражениях на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что у истца ФИО1 имеется заболевание "наследственный системный транстирретиновый амилоидоз".
ФИО1 установлена вторая группа инвалидности ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Для получения медицинской помощи в амбулаторных условиях истец прикреплена к СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 60 Пушкинского района".
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание врачебной комиссии СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 60 Пушкинского района", оформленное протоколом N, согласно которому комиссия ходатайствовала перед Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга о включении пациентки ФИО1 в список индивидуального обеспечения лекарственным препаратом "данные изъяты"
По результатам рассмотрения указанного ходатайства Комитетом по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга заключен государственный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которого истец с июня 2019 г. обеспечена лекарственным препаратом "данные изъяты"
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", Приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи", Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2017-2021 г.г.; Перечнями лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, для обеспечения инвалидов, признал установленным, что лекарственный препарат "данные изъяты" не включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 г, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 2738-р (приложение N1), обеспечение истца данным лекарственным препаратом в рамках предоставления набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ не предусмотрено; право на получение бесплатного лекарственного препарата реализуется в определенном порядке, через обращение с заявлением и предоставлением необходимого пакета документов в медицинское учреждение, оказывающее гражданам первичную медико-санитарную помощь, то есть вопрос о назначении того или иного лекарственного препарата, входит в компетенцию лечащего врача, наблюдающего больного, который несет всю полноту ответственности за правильность и эффективность лечения.
Суд первой инстанции признал установленным, что ФИО1 обеспечена в установленном законом порядке необходимым по жизненным показаниям медицинским препаратом, не усмотрев оснований согласиться с требованиями заявителя о незаконности действий ответчиков, выразившихся в уклонении от совершения действий по обеспечению истца лекарственным препаратом "данные изъяты" отказал в удовлетворении иска о возложении на ответчиков обязанности принять меры для ее обеспечения указанным препаратом пожизненно.
Отказывая в удовлетворении требований истца о возложении на Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга обязанности определить аптечный пункт в Санкт-Петербурге, уполномоченный на выдачу льготного препарата "данные изъяты" суд первой инстанции учел, что обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан производится в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 декабря 2013 г. N 1070 "О Комитете по здравоохранению", в соответствии с которым отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения осуществляется через аптеки в соответствии с Приложением N 6 к контракту (52 аптеки, расположенные в различных административных районах Санкт-Петербурга), при этом истец вправе предъявить рецепт на обеспечение льготным лекарственным препаратом в любую из аптек по своему усмотрению, предусмотренных перечнем, в том числе оставить рецепт на отсроченное обслуживание.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отказе истцу в иске, отклонив доводы апелляционной жалобы истца о наличии оснований для обеспечения истца в период с 5 марта 2018 г. до 1 апреля 2019 г, когда согласно справке МСЭ ФИО1 имела установленную 3 группу инвалидности, для ее обеспечения лекарственным препаратом "Тафамидис" на льготных условиях; признал обоснованным не принятие судом во внимание представленных истцом протокола врачебной комиссии N ФГБУЗ "Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова" Минздрава России и протокола консилиума врачей Отделения неврологии N1 Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова", как учреждений, не относящихся к оказывающим гражданам первичную медико-санитарную помощь, составленным в период, когда истец, согласно действующему законодательству, не обладала правом на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы жалобы заявителя о незаконности обжалуемых судебных постановлений фактически сводятся к несогласию с установленными судом обстоятельствами и основаны на неправильном применении регулирующих спорные правоотношения норм материального права.
В силу ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 указанного Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, для обеспечения инвалидов в рамках реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 2738-р (приложение N2).
Лекарственный препарат "данные изъяты" не включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 2738-р (приложение N1), потому обеспечение истца данным лекарственным препаратом в рамках предоставления набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ не предусмотрено.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной государственной помощи.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 08 декабря 2017 г. N 1492 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, постановлением от 10 декабря 2018 г. N 1506 - Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 годов и 2021 годов, которые в разделе V устанавливают обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанный в Программах перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
При этом, в силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой устанавливается в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. N 779-168 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2019 года и на плановый период 2020 и 2021 годов" утвержден Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой (приложение 2 к Территориальной программе).
Лекарственный препарат МНН "данные изъяты" в указанный Перечень Территориальной программы на 2019 год не включен, как не включен и в Перечень Территориальной программы на 2018 год, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2017 г. N 880-159.
Исходя из положений ст. 77.1 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" граждане, страдающие заболеванием "амилоидоз" не относятся к категории лиц, в отношении которых устанавливаются меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки в части обеспечения лекарственными препаратами бесплатно.
В соответствии с приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 заболевание ФИО1 "данные изъяты"" не отнесено к категории, которая при амбулаторном лечении обеспечивается лекарственными средствами бесплатно.
В соответствии с приложением N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 к лицам, которым лекарственные средства для амбулаторного лечения отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, в частности, относятся инвалиды третьей группы, признанные в установленном порядке безработными.
Судом установлено, что истец не ссылалась на доказательства отнесения ее к числу инвалидов третьей группы, признанных в установленном порядке безработными, потому не усмотрел оснований для признания незаконными действий ответчика по её обеспечению лекарственным препаратом "Тафамидис" на льготных условиях в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ г, тогда как после установления истцу ФИО1 2 группы инвалидности, и возникновения у нее права на льготное обеспечение данным лекарственным препаратом в установленном действующим законодательством порядке истец была включена в список индивидуального обеспечения лекарственным препаратом и им обеспечена через обращение с заявлением и предоставлением необходимого пакета документов в медицинское учреждение, оказывающее гражданам первичную медико-санитарную помощь, посредством закупки лекарственного препарата через государственный контракт.
Правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчиков обязанности принять меры для обеспечения истца лекарственным препаратом "Тафамидис" пожизненно, у суда, вопреки доводам заявителя жалобы, не имелось, как и определения аптечного пункта в Санкт-Петербурге, уполномоченного на выдачу данного препарата, с приведенными в судебных актах мотивами отказа в удовлетворении данных требований истца у судебной коллегии оснований не согласиться не имеется.
Судами не установлено бездействия либо уклонения ответчиков от обеспечения истца необходимым препаратом, СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 60 Пушкинского района" была создана врачебная комиссия, которая ходатайствовала перед Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга о включении ФИО1 в список индивидуального обеспечения лекарственным препаратом "Тафамидис", в связи с чем, Комитетом был заключен государственный контракт и истец была обеспечена лекарственным препаратом.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами, на основании которых суд пришел к выводу об отказе истцу в иске, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводам жалобы заявителя судом апелляционной инстанции была дана надлежащая оценка, оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции судебная коллегия также не находит.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда первой инстанции приведены выводы суда, вытекающие из установленных судом обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал мотивы, по которым отклонил доводы апелляционной жалобы заявителя, что соответствует требованиям части 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 января 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.