Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу военного комиссара Саратовский области Старкова А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Фрунзенского района г. Саратова от 18 мая 2020 года, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29 июня 2020 года, вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Саратовской области" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Фрунзенского района г. Саратова от 18 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29 июня 2020 года, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Саратовской области" (далее ФКУ "Военный комиссариат Саратовской области", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, военный комиссар Саратовский области Старков А.В. просит отменить судебные акты, вынесенные по делу ранее, производство по делу прекратить; в обосновании своих доводов ссылается на то, что фактические обстоятельства дела не соответствуют выводам судов, неправильно применены и истолкованы нормы материального и процессуального права,.
Помощник военного прокурора Саратовского гарнизона ФИО6 уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче указанной жалобы, представил возражения, в которых просит постановление мирового судьи судебного участка N 2 Фрунзенского района г. Саратова от 18 мая 2020 года, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29 июня 2020 года, оставить без изменения, жалобу военного комиссара Саратовской области Старкова А.В. - без удовлетворения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной военной прокуратурой Саратовского гарнизона, зданий военного комиссариата Саратовской области, расположенных по адресу : "адрес" выявлено уклонение Учреждения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов, что нашло отражение в отчете об обследовании объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории г.Саратова, на предмет доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения заместителем военного прокурора Саратовского гарнизона в отношении ФКУ "Военный комиссариат Саратовской области" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и дальнейшего привлечения Учреждения к административной ответственности по указанной норме.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 58-65), отчетом об обследовании объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории г.Саратова, на предмет доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения и фототаблицей (л.д. 12-19), ответом военного комиссара Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ N на запрос военного прокурора (л.д.3), которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, вывод судебных инстанций о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов, а состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.
Ссылка жалобы на тот факт, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство обороны Российской Федерации, которое и должно проводить необходимые работы, а вопросами содержания и эксплуатаций зданий занимается "данные изъяты", были предметом проверки судебными инстанциями и обоснованы отклонены по мотивам, указанным в судебных актах.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее также - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах.
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4 Положения о военных комиссариатах).
Основными задачами военных комиссариатов в силу пункта 17 Положения о военных комиссариатах является, в том числе: участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, и других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы (подпункт 35); осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39); реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40).
Порядком обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2015 г. N 572, определена обязанность территориальных органов Министерства обороны организации обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг.
Как следует из ответа военного комиссара Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ. N на запрос военного прокурора (л.д.3) таковая обязанность военным комиссариатом не выполнена.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и имеющихся по делу доказательств. Однако несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело
Постановление о привлечении ФКУ "Военный комиссариат Саратовской области" к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФКУ "Военный комиссариат Саратовской области" в пределах минимальной санкции статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Фрунзенского района г. Саратова от 18 мая 2020 года, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29 июня 2020 года вынесенные в отношении ФКУ "Военный комиссариат Саратовской области" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу военного комиссара Саратовский области Старкова АВ. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.