Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Шеховцовой Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 23 ноября 2020 года гражданское дело по иску Богатырева Сергея Михайловича к Государственному управлению "Курский региональный Фонд социального страхования" о возложении обязанности предоставить путевку за 2019 год на санаторно-курортное лечение
по кассационной жалобе Богатырева Сергея Михайловича
на решение Ленинского районного суда г. Курска от 4 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-1435/5-2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 25 августа 2020 года по гражданскому делу N 33-2362/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Богатырев С.М. обратился в суд с иском к Государственному управлению "Курский региональный Фонд социального страхования" (далее по тексту - ГУ "Курский региональный Фонд социального страхования") о возложении обязанности предоставить путевку за 2019 год на санаторно-курортное лечение.
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 4 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 25 августа 2020 года, исковые требования Богатырева С.М. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Богатырев С.М. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указывая на незаконность отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в конкретный календарный год из-за недофинансирования, поскольку финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения является расходным обязательством Российской Федерации, в связи с чем, установление очереди является незаконным.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Богатырев С.М, как гражданин, проживающий (работающий) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, получает ежемесячную денежную выплату, имеет право, в частности, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Согласно материалам дела, Богатырев С.М. состоит на очереди на получение санаторно-курортной путевки в ГУ "Курский региональный Фонд социального страхования" по заявлению от 10 июля 2018 года; по состоянию на момент разрешения спора (4 февраля 2020 года) номер очередности - 3550.
Как следует из материалов дела, в течение календарного 2019 года путевка на санаторно-курортное лечение Богатыреву С.М. не предоставлена.
В январе 2020 года Богатырев С.М. обратился в ГУ "Курский региональный Фонд социального страхования" с требованием о предоставлении путевки за 2019 год, в удовлетворении которого ему отказано, сообщено, что о сроке получения путевки он будет уведомлен дополнительно.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе, граждане, проживающие в зоне радиоактивного заражения.
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент) (действовавший до 4 ноября 2019 года).
Пункт 19 Административного регламента содержал исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года N 429 утвержден Административный регламент, в пункте 22 которого изложен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864).
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1294).
Согласно части 1 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 рублей в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований Богатырева С.М. о возложении обязанности предоставить путевку за 2019 год на санаторно-курортное лечение, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод, что истец при его обращении 10 июля 2018 года поставлен на учет нуждающихся в санаторно-курортном лечении, о чем ему выдано уведомление, в связи с чем, право Богатырева С.М. на предоставление путевки не нарушено, поскольку не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, в целях соблюдения равных прав граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение в Курской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Богатырева С.М по данному вопросу.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи", Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года N428 "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно", Федерального закона N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Богатыревым С.М. в жалобе доводы об изменении срока предоставления путевки установлением очередности, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылку в кассационной жалобе Богатырева С.М. о незаконности установления очередности предоставления услуг по санаторно-курортному обеспечению в виду недостаточного финансирования, судебная коллегия находит несостоятельной, так как финансирование государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Курска от 4 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 25 августа 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Богатырева Сергея Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.