Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Семенова И.А., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ленинградской области) на определение Ленинградского областного суда от 17 августа 2020 года по вопросу о распределении судебных расходов по административному делу N3а-276/2019 по административному исковому заявлению ООО "ВЭНД КЭПИТАЛ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, установил:
Вступившим в законную силу решением Ленинградского областного суда от 23 октября 2019 года установлена по состоянию на 28 января 2014 года кадастровая стоимость земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" в размере, равном рыночной стоимости, составляющем:
для земельного участка с кадастровым N - 364 900 рублей;
для земельного участка с кадастровым N - 349 500 рублей;
для земельного участка с кадастровым N - 366 200 рублей;
для земельного участка с кадастровым N - 366 200 рублей;
для земельного участка с кадастровым N - 366 200 рублей.
После вступления решения суда в законную силу административный истец ООО "ВЭНД КЭПИТАЛ" обратился в суд с заявлением о распределении судебных расходов, в котором просил взыскать с Правительства Ленинградской области, Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в свою пользу 10 000 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины, 12 500 рублей - в счет возмещения расходов, связанных с оплатой услуг представителя, 9 615 рублей - в счет возмещения расходов на оплату услуг по определению рыночной стоимости (оценке) объектов недвижимости, в общей сумме - 32 115 рублей, либо по 10 705 рублей с каждого.
Определением Ленинградского областного суда от 17 августа 2020 года заявление административного истца удовлетворено частично, в пользу ООО "ВЭНД КЭПИТАЛ" с ФГБУ "ФКП Росреестра" взысканы расходы на оплату отчетов об оценке в размере 9 615 рублей, государственной пошлины в размере 10 000 рублей, услуг представителя в размере 6 000 рублей, в общей сумме - 25 615 рублей.
Распределяя судебные расходы, суд исходил из того, что понесенные ООО "ВЭНД КЭПИТАЛ" расходы по оплате государственной пошлины и установлению кадастровой стоимости объектов подлежат возмещению в полном объеме, по оплате услуг представителя - частичному возмещению (в соответствии с принципами обоснованности, разумности и справедливости), ввиду существенного расхождения между кадастровой и установленной рыночной стоимостями объектов оценки должны быть отнесены на ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости и непосредственно определившее кадастровую стоимость спорных земельных участков.
В частной жалобе административный ответчик ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ленинградской области просит определение суда отменить и отказать во взыскании судебных расходов с ФГБУ "ФКП Росреестра".
В обоснование жалобы со ссылкой на статьи 24.15, 24.17, 24.18, 24.19, 24.20 Федерального закона N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), на разъяснения, содержащиеся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28), на приказы Росреестра NП/331 от 1 сентября 2011 года и N П/210 от 12 мая 2015 года, на утвержденное приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 30 декабря 2016 года NП/533 Положение о филиале ФГБУ "ФКП Росреестра", приказ Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N226 ФГБУ "ФКП Росреестра" указывает, что удовлетворение административного иска ООО "ВЭНД КЭПИТАЛ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривалось привлеченными к участию в деле заинтересованными лицами и административными ответчиками. Органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, являлось Правительство Ленинградской области. Удельный показатель кадастровой стоимости объектов был утвержден нормативным правовым актом органа исполнительной власти Ленинградской области - постановлением Правительства Ленинградской области N383 от 30 декабря 2010 года, кадастровая стоимость объектов установлена ФГБУ "ФКП Росреестра" на основании удельных показателей кадастровой стоимости путем простого арифметического перемножения УПКС на площадь каждого из земельных участков.
Закон об оценочной деятельности, а также Федеральный закон N237-ФЗ от 3 июля 2016 года "О государственной кадастровой оценке" разграничивают понятия "утверждение результатов определения кадастровой стоимости" и "определение кадастровой стоимости" объектов; правом на утверждение результатов определения кадастровой стоимости ФГБУ "ФКП Росреестра" не наделено.
Частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), без проведения судебного заседания судьей единолично (части 2, 2.1. статьи 315 КАС РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, содержание обжалуемого определения, оснований для отмены определения суда первой инстанции не усматриваю.
Заявление ООО "ВЭНД КЭПИТАЛ" о возмещении понесенных им судебных расходов рассмотрено судом в соответствии с главой 10 КАС РФ, с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, что соответствует части 1 статьи 111 КАС РФ и разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно статье 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей (пункт 4), другие признанные судом необходимыми расходы (пункт 7).
В Постановлении от 11 июля 2017 года N20-П выражена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой существенное (значительное) превышение кадастровой стоимости, ранее определенной в порядке массовой оценки, установленной судом в размере его рыночной стоимости, может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Применительно к названным обстоятельствам положения части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Каждая из оспоренных кадастровых стоимостей принадлежащих ООО "ВЭНД КЭПИТАЛ" объектов недвижимости более чем в 2 раза превышает рыночную стоимость данных объектов, что позволило суду признать наличие ошибки в формировании или в применении методики определения кадастровой стоимости, которая привела к нарушению прав ООО "ВЭНД КЭПИТАЛ" и повлекла его вынужденное обращение в суд с административным иском.
При установленных обстоятельствах, вопреки позиции ФГБУ "ФКП Росреестра", ООО "ВЭНД КЭПИТАЛ" должно быть признано лицом, в пользу которого состоялось решение суда об оспаривании кадастровой стоимости, и которое, в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, имеет право требовать возмещения ему судебных издержек с другой стороны по административному делу, проигравшей спор.
Несогласие ФГБУ "ФКП Росреестра" с возмещением истцу судебных расходов за счет учреждения обусловлено неправильным применением и толкованием норм материального права и процессуального права.
В соответствии с разъяснениями пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
На момент определения кадастровой стоимости принадлежащих истцу объектов недвижимости действовала статья 24.21 в редакции Федерального закона N431-ФЗ от 28 декабря 2010 года, которой установлено, что в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Сходные правила содержатся в статье 24.19 действующей редакции Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих функции по государственной кадастровой оценке, непосредственно и через подведомственные организации.
На основании Приказа Росреестра от 26 декабря 2011 года N П/531 ФГБУ "ФКП Росреестра" с 1 марта 2012 года наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и качественных характеристик.
В настоящее время полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществляет на основании Приказа Росреестра N П/210 от 12 мая 2015 года.
Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N222 утверждены и действовали на момент определения кадастровой стоимости принадлежащих истцу объектов недвижимости (до 1 марта 2019 года) Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Как следует из сведений территориального органа Росреестра, Правительства Ленинградской области, кадастровая стоимость принадлежащих истцу объектов недвижимости определена путем умножения средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель на площадь земельных участков в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний, утвержденных приказом Минэконоразвития России от 12 августа 2006 года N222 (л.д. 37-40, 41-43, том 2).
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ленинградской области совершило действия по установлению оспоренных кадастровых стоимостей объектов недвижимости в рамках реализации полномочий, переданных ему Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и исполнило функции по государственной кадастровой оценке, в связи с чем, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28, является надлежащим ответчиком по делу и лицом, на которое должно быть возложено бремя возмещения понесенных истцом судебных расходов.
Размер взысканной с ФГБУ "ФКП Росреестра" суммы расходов отвечает критериям необходимости, оправданности и разумности, подателем жалобы не оспаривается, оснований для ее уменьшения не усматривается.
Доводы частной жалобы не содержат правовых оснований к отмене оспариваемого судебного акта, основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают правильности выводов суда.
Руководствуясь статьями 313 - 316 КАС РФ, судья
определил:
Определение Ленинградского областного суда от 17 августа 2020 года оставить без изменения, частную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" без удовлетворения.
Кассационная жалоба на принятые по делу судебные акты может быть подана в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья: И.А. Семенова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.