Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при ведении протокола помощником судьи Лучкиной С.П, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-4233/2020 по административному исковому заявлению АО "Новинский бульвар, 31" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
1) Установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость помещений по адресу: г. Москва, --- в следующем размере:
- с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 305 263 100 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 658 612 200 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 319 067 700 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 206 709 700 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 749 757 700 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 735 676 800 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 750 586 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 622 513 300 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 200 335 200 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 444 676 100 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 769 057 900 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 393 956 900 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 81 876 700 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 448 034 700 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 445 211 100 рублей.
2) Установить по состоянию на 09 января 2019 года кадастровую стоимость помещений по адресу: г. Москва, -- в следующем размере:
- с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 755 449 100 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 421 203 200 рублей.
3) Установить по состоянию на 16 января 2019 года кадастровую стоимость помещения по адресу: г. Москва, -- с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 770 758 900 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником помещений. В соответствии со ст. 375 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости, налоговая база по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Несоответствие внесенной в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца.
Кадастровая стоимость помещений утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." в следующем размере:
- с кадастровым номером -- в размере 580 073 915, 52 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 199 747 433, 77 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 705 241 790, 80 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 467 922 919, 80 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 356 088 766, 57 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 332 008 492, 91 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 357 504 530, 48 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 988 639 164, 04 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 334 973 009, 45 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 827 706 983, 19 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 389 055 936, 88 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 860 741 866, 75 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 146 626 463, 08 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 833 613 729, 29 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 931 108 846, 58 рублей. (т.1 л.д.37-51).
Кадастровая стоимость помещений утверждена по состоянию на 09 января 2019 года ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N02-369/19-1 от 31.01.2019г. (в редакции от 28.03.2019г.) в следующем размере:
- с кадастровым номером -- в размере 1 332 007 492, 91 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 860 741 866, 75 рублей.
Кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером -- утверждена по состоянию на 16 января 2019 года ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N02-603/19-1 от 31.01.2019г. (в редакции от 28.03.2019г.) в размере 1 357 504 530, 48 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику ООО "МОЭК "Люди Дела" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости. Согласно отчету об оценке N 1077202009 от 17.06.2020г. рыночная стоимость помещений, принадлежащих административному истцу по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
Рассмотрев в открытом судебном заседании настоящее административное дело, изучив административное исковое заявление, возражения на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат помещения по адресу: г. Москва, -- с кадастровыми номерами ----, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости. (т.1 л.д.37-104). Таким образом, административный истец имеет правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.
Актуальная кадастровая стоимость помещений утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." в следующем размере:
- с кадастровым номером -- в размере 580 073 915, 52 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 199 747 433, 77 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 705 241 790, 80 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 467 922 919, 80 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 356 088 766, 57 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 332 008 492, 91 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 357 504 530, 48 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 988 639 164, 04 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 334 973 009, 45 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 827 706 983, 19 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 389 055 936, 88 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 860 741 866, 75 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 146 626 463, 08 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 833 613 729, 29 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 931 108 846, 58 рублей. (т.1 л.д.37-51).
Актуальная кадастровая стоимость помещений утверждена по состоянию на 09 января 2019 года ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N02-369/19-1 от 31.01.2019г. (в редакции от 28.03.2019г.) в следующем размере:
- с кадастровым номером -- в размере 1 332 007 492, 91 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 860 741 866, 75 рублей.
Актуальная кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером -- утверждена по состоянию на 16 января 2019 года ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N02-603/19-1 от 31.01.2019г. (в редакции от 28.03.2019г.) в размере 1 357 504 530, 48 рублей.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный ООО "МОЭК "Люди Дела". Согласно отчету об оценке N 1077202009 от 17.06.2020г. рыночная стоимость объектов недвижимости, на дату определения кадастровой стоимости определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд.
Представитель административного ответчика в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости помещения и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости объектов недвижимости и в целях устранения возникших сомнений по ходатайству сторон определением Московского городского суда от 06 августа 2020 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту -- Т.Ю. в ООО "--". (т.2 л.д.119-120).
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 3а-4233/2020 от 19 октября 2020 г, отчет об оценке, представленный административным истцом и составленный ООО "МОЭК "Люди Дела" N 1077202009 от 17.06.2020г, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Лица, участвующие в деле, данный вывод эксперта не оспаривали.
Рыночная стоимость объектов недвижимости по результатам судебной оценочной экспертизы определена экспертом безотносительно суммы НДС (без выделения в рыночной стоимости суммы НДС) в следующем размере:
1) на 01 января 2018 года кадастровую стоимость помещений по адресу: г. Москва, --- в следующем размере:
- с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 464 961 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 922 492 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 302 884 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 207 077 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 1 062 136 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 890 062 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 937 851 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 803 127 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 208 090 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 669 515 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 1 036 492 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 583 002 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 140 710 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 664 923 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 568 515 000 рублей.
2) по состоянию на 09 января 2019 года кадастровую стоимость помещений по адресу: г. Москва, -- в следующем размере:
- с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 1 070 358 000 рублей, - с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 679 505 000 рублей.
3) по состоянию на 16 января 2019 года кадастровую стоимость помещения по адресу: г. Москва, -- с кадастровым номером -- равной рыночной в размере 1 028 903 000 рублей.
Стороны с результатом судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно. Представитель административного истца с результатами судебной экспертизы согласился, административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам судебной экспертизы.
Представители Департамента городского имущества города Москвы и ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" с заключением судебной экспертизы не согласились, представили письменные возражения, заявили ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы в порядке ст.83 КАС РФ.
В отношении указанных возражений экспертом представлены письменные пояснения, приобщенные к материалам дела. Из представленных пояснений эксперта видно, что замечания к экспертному заключению не нашли своего подтверждения, в связи с чем судом отказано в удовлетворении ходатайств о назначении по делу повторной экспертизы. Предусмотренных ст.83 КАС РФ оснований для назначения повторной экспертизы в судебном заседании не установлено, само по себе несогласие стороны с определенной экспертом рыночной стоимостью объектов недвижимости не является основанием для назначения по делу повторной экспертизы.
Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объекта оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют определить рыночную стоимость объектов.
Экспертное заключение выполнено экспертом --Т.Ю, которая имеет необходимое образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению "Оценка недвижимости", она предупреждена об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, ответственность как оценщика застрахована должным образом. Рыночная стоимость объектов недвижимости определена экспертом безотносительно НДС, как следует из текста экспертного заключения.
В свою очередь сторонами каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административного ответчика о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административного ответчика о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что представитель административного истца уточнил административные исковые требования, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 23 июня 2020 года.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить на 01 января 2018 года кадастровую стоимость помещений по адресу: г. Москва, -- в следующем размере:
- с кадастровым номером -- в размере 464 961 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 922 492 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 302 884 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 207 077 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 062 136 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 890 062 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 937 851 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 803 127 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 208 090 000 рублей, - с кадастровым номером --- в размере 669 515 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 1 036 492 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 583 002 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 140 710 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 664 923 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 568 515 000 рублей.
Установить по состоянию на 09 января 2019 года кадастровую стоимость помещений по адресу: г. Москва, -- в следующем размере:
- с кадастровым номером -- в размере 1 070 358 000 рублей, - с кадастровым номером -- в размере 679 505 000 рублей.
Установить по состоянию на 16 января 2019 года кадастровую стоимость помещения по адресу: г. Москва, --- с кадастровым номером -- в размере 1 028 903 000 рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 23 июня 2020 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.