Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Жолудовой Т.В, Заскалько О.В, при помощнике судьи Стебивко А.Ю, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Седых И.А. на решение Люблинского районного суда города Москвы от 12 декабря 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио к УСЗН ЮВАО г. Москвы о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда" - отказать, УСТАНОВИЛА:
Седых И.А. 29.04.2019 обратился в суд иск к Управлению социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЮВАО г. Москвы) в лице Отдела социальной защиты населения района Люблино о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить такое звание, мотивируя обращение тем, что проживает в городе Москве, имеет продолжительный трудовой стаж, является почетным членом НП СОАУ "Меркурий", имеет 11 удостоверений на рационализаторские предложения и награжден Почетными грамотами Министерства электротехнической промышленности и ЦК Профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности, а также Министерства обороны СССР, однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим его права.
В судебном заседании истец требования поддержал, представитель ответчика иск не признала.
12.12.2019 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Седых И.А. по доводам своей апелляционной жалобы, срок на подачу которой восстановлен определением от 23.06.2020.
В заседании судебной коллегии истец Седых И.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчика УСЗН ЮВАО г. Москвы по доверенности Лукина Н.Ю. против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в том числе трудовой книжки, Седых И.А, паспортные данные, проживающий в городе Москве, начал трудовую деятельность 01.09.1977, обучаясь в Марийской радиомеханическом техникуме, 29.05.2015 в трудовую книжку внесена последняя запись о прекращении работы в ООО "Шедевр" в должности юриста (л.д. 11-14).
В период прохождения военной службы по призыву с 24.04.1979 по 18.05.1981 приказом командира в/ч 13699 от 15.11.1979 "Об итогах боевой и политической подготовки в 1979 году" Седых И.А. награжден грамотой за высокие показатели в боевой и политический подготовке и отличное выполнение задач, поставленных в приказах МО СССР и директиве начальника Главного политического управления СА и ВМФ, о чем выдана архивная справка (л.д. 43), а также 22.04.1980 награжден бронзовым знаком ЦК ВЛКСМ "Молодой гвардеец пятилетки" за успехи в выполнении 10 пятилетки (л.д. 19).
В период работы с 19.12.1983 по 14.07.1995 на Красногорском заводе "Электродвигатель" истцу выдано 11 удостоверений на рационализаторские предложения на основании Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденного постановлением Совмина СССР от 21.08.1973 N 584 (л.д. 22-27); также 28.09.1990 Седых И.А. был награжден Почетной грамотой Министерства электротехнической промышленности и ЦК Профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности за большой личный вклад в разработке технического задания, завершении согласования проекта расширения завода "Электродвигатель" для серийного выпуска электродвигателей, размещение изготовления технологического оборудования на предприятиях, разработку технологии, внедрение в производство новых видов изделий (л.д. 92-93).
15.09.1999 ФСДН России Седых И.А. выдана лицензия арбитражного управляющего и 02.08.2011 - свидетельство о звании "Почетный член НП СОАУ "Меркурий" (л.д. 31, 34).
19.02.2019 Седых И.А. обратился в ОСЗН района Люблино УСЗН ЮВАО г. Москвы по вопросу присвоения ему звания "Ветеран труда", представив указанные документы как основание для его присвоения, однако решением ответчика от 19.02.2019 в присвоении звания "Ветеран труда" отказано, поскольку сведений о награждении истца ведомственными знаками отличия в труде руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации не представлено, что противоречит положениям постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда" (л.д. 10, 30).
В ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" определены категории ветеранов; так, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Положения ст. 7 указанного закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда и признание государством в лице соответствующих должностных лиц и органов власти особых заслуг лиц.
В соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством РФ, а порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и о награждении указанными знаками отличия, которое предусматривает, что федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, не вправе учреждать знаки отличия (п. 1); знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (п. 2); федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, при этом вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (п. 3).
Кроме того, в силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" с учетом положений федерального законодательства.
При этом действующее законодательство различает меры стимулирования и поощрения работников (служащих) за выполнение работы или прохождение службы и ведомственные знаки отличия в труде за определенные заслуги и достижения, которые и являются основанием для присвоения звания ветерана труда в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Так, положения ст. 191 Трудового кодекса РФ предусматривают, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе путем объявления благодарности, награждения ценным подарком, почетной грамотой.
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения такого звания.
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп.2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп.2.2.).
На момент награждения истца 28.09.1990 Почетной грамотой Министерства электротехнической промышленности и ЦК Профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности действовал Указ Президиума ВС СССР от 18.01.1974 N 5381-VIII, которым учреждена медаль "Ветеран труда" для награждения трудящихся за долголетний добросовестный труд в народном хозяйстве, в области науки, культуры, народного образования, здравоохранения, в государственных учреждениях и общественных организациях, которой подлежали награждению рабочие, колхозники и служащие в знак признания их трудовых заслуг по достижении трудового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет или по старости, в то время как следует из представленной истцом Почетной грамоты она выдана за большой личный вклад в разработке технического задания, завершении согласования проекта расширения завода "Электродвигатель" для серийного выпуска электродвигателей, размещение изготовления технологического оборудования на предприятиях, разработку технологии, внедрение в производство новых видов изделий, т.е. за выполнение определенного технического задания.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Седых И.А, поскольку представленные истцом Почетная грамота Министерства электротехнической промышленности и ЦК Профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности, 11 удостоверений на рационализаторские предложения, лицензия арбитражного управляющего, свидетельство о звании "Почетный член НП СОАУ "Меркурий" не могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде, наличие которого является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствуют о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации в установленном законом порядке, а сведения о награждении истца бронзовым знаком ЦК ВЛКСМ "Молодой гвардеец пятилетки" за успехи в выполнении 10 пятилетки и грамотой за высокие показатели в боевой и политический подготовке и отличное выполнение задач, поставленных в приказах МО СССР и директиве начальника Главного политического управления СА и ВМФ, в период прохождения военной службы по призыву приказом командира в/ч 13699 от 15.11.1979 "Об итогах боевой и политической подготовки в 1979 году" не могут быть расценены как награждение за труд.
Довод апелляционной жалобы истца о нарушении судом положений ч. 1 ст. 200 ГПК РФ, в которой он указывает о том, что при оглашении резолютивной части судебного решения его требования были удовлетворены, проверены судебной коллегией просмотром видеозаписи судебного заседания суда первой инстанции 12.12.2019, которая приобщена к материалам дела (л.д. 103) и своего подтверждения не нашли.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда города Москвы от 12 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Седых И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.