судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего фио
судей фио, фио
при помощнике судьи фиоД.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело N 2-107/2020 по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений адрес
на решение Никулинского районного суда адрес от дата, которым постановлено: в удовлетворении иска Министерства имущественных отношений адрес к фио о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений адрес обратилось в суд с исковым заявлением к фио о взыскании плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N в размере сумма, ссылаясь на то, что на основании декларации фио от дата о выборе основного вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка с адрес адрес, утвержденными решением Совета депутатов адрес от дата N46/8, Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило уведомление дата на сумму сумма. Однако, оплата ответчиком произведена не была.
Представитель Министерства имущественных отношений фио по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, требования поддержала и настаивала на удовлетворении в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещалась.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, иск не признала, пояснив суду, что ответчиком действий по изменению ВРИ не производилось, в связи с чем, оснований для внесения оплаты не имеется, просила в иске отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца фио, представителя ответчика фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене вынесенного решения, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1-3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч.1 ст.195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, обжалуемое решение суда данным требованиям закона не отвечает.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно части 1 ст. 22 Закона от дата N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах адрес и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом адрес, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования
Законом адрес N 160/2013-ОЗ от дата в Закон адрес N 23/96-ОЗ от дата "О регулировании земельных отношений в адрес" была введена статья 5.1, регулирующая условия и порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица.
Согласно статьи 5.1 Закона адрес N 23/96-ОЗ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования адрес на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством адрес.
Уведомление о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка направляется уполномоченным органом адрес собственнику земельного участка по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу, указанному в заявлении об изменении вида разрешенного использования земельного участка, либо, в случае отсутствия указанного адреса, по почтовому адресу собственника земельного участка, указанному в Едином государственном реестре недвижимости.
Собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка или со дня возврата уполномоченному органу адрес заказного письма.
Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от дата N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах адрес и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом адрес.
Согласно ст. 5.2 Закона адрес от дата N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в адрес", плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается в случае: 1) предусмотренном частью 3 статьи 22 Федерального закона от дата N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; если вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию на земельном участке объекта капитального строительства, относящегося к видам объектов капитального строительства, имеющим важное социально-экономическое значение для развития адрес и включенным в перечень, утвержденный Правительством адрес.
По делу установлено, что фио является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2.512 кв.м, по адресу: адрес, уч. 9, который имел вид разрешенного использования "под малоэтажное жилищное строительство (использование под застройку жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и социального назначения)".
дата фио обратилась в адрес наименование организации в лице филиала по адрес с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на "отдельно стоящие малоэтажные дома, предназначенные для проживания не более чем двух семей с количеством этажей не более 4 этажей с приусадебными земельными участками".
Согласно материалам реестрового дела, представленного по запросу суда, наименование организации в лице филиала по адрес вынесено решение об изменении вида разрешенного использования указанного участка на "отдельно стоящие малоэтажные дома, предназначенные для проживания не более чем двух семей с количеством этажей не более 4 этажей с приусадебными земельными участками" дата
дата Министерство имущественных отношений фио обратилось в адрес фио с уведомлением N 13Исх-6850, в котором предложило произвести оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N в размере сумма в соответствии со ст. 5.1 Закона адрес N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в адрес дата
по причине отсутствия выплаты истец повторно направил претензию в адрес фио, предложив внести плату за изменение вида разрешенного использования спорного участка.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что обращение фио с заявлением в наименование организации в лице филиала по адрес с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на "отдельно стоящие малоэтажные дома, предназначенные для проживания не более чем двух семей с количеством этажей не более 4 этажей с приусадебными земельными участками", а именно на один из основных видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом по ПЗЗ, то есть в целях приведения ВРИ участка в соответствии с регламентами, не может повлечь для ответчика взимания платы. В данном случае оба ВРИ предусматривают возможность возведение малоэтажного жилого дома. При подаче документов плата за изменение ВРИ не запрашивалась, в списках необходимых документов отсутствовала. Также суд принял во внимание то обстоятельство, что кадастровая стоимость участка не изменилась.
Однако, с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Федеральным законом от дата N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Законом адрес от дата N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в адрес" установлен исчерпывающий перечень оснований для освобождения собственника земельного участка от взимания платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, который не применим в отношении ответчика; ни одно из оснований для освобождения от внесения собственником платы, установленных указанными законами, не относится к случаю изменения ВРИ ответчиком.
Из ч. 1 ст. 22 Закона от дата N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", следует, что внесение платы предусмотрено за любое изменение вида разрешенного использования земельного участка, в случае если новый вид использования предусматривает строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства.
При этом, из указанной нормы следует, что внесение платы предусмотрено за любое изменение вида разрешенного использования земельного участка в случае, если новый ВРИ предусматривает строительство, и законодательством не предусмотрено освобождение от платы в случае, если и прежний ВРИ предусматривал строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства.
Между тем, из материалов дела следует, что ответчиком было подано соответствующее заявление об изменении ВРИ земельного участка с кадастровым номером N, сведения о новом ВРИ были внесены в ЕГРН, новый ВРИ предусматривает строительство, уведомление о внесении платы за изменение ВРИ земельного участка было направлено и получено ответчиком.
То обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка не изменилась, также не является основанием для освобождения ответчика от взимания платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 6 Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития адрес", утвержденного Постановлением Правительства фио от дата N 1190/57, в случае если при изменении вида разрешенного использования земельного участка согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Порядку значения КС1 и КС2 равнозначны, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается в размере 10 процентов от значения КС2 и 20 процентов от значения КС2 для случаев каждого последующего изменения вида разрешенного использования земельного участка, начиная с даты вступления в силу настоящего постановления.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от дата N 4-АПА19-23 было оставлено без изменения решение Московского областного суда от дата, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утв. постановлением Правительства адрес от дата N 1190/57.
То обстоятельство, что при подаче документов плата за изменение ВРИ у ответчика не запрашивалась, не освобождает ее от уплаты, поскольку ВРИ земельного участка был изменен согласно ее волеизъявлению, выраженному в заявлении, адресованном в наименование организации в лице филиала по адрес, при этом никто не возлагал на нее обязанности по совершению данных действий.
В апелляционной инстанции представитель ответчика пояснила, что заявление об изменении ВРИ было подано ответчиком для уменьшения налоговых выплат.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком совершена совокупность действий, подтверждающих изменение вида разрешенного использования земельного участка, а именно: она подала соответствующее заявление об изменении ВРИ земельного участка, сведения о новом ВРИ были внесены в ЕГРН, новый ВРИ предусматривает строительство, ответчиком получено уведомление о внесении платы за изменение ВРИ земельного участка; при этом, как было указано ранее, каких-либо оснований для освобождения ответчика от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка не имеется, оплата ответчиком произведена не была, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца платы за изменение вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка.
Судебная коллегия, проверив расчет истца, полагает его соответствующим установленному Порядку определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, утвержденному Постановлением Правительства адрес от дата N 1190/57.
Указанный расчет ответчиком не опровергнут.
В связи с этим с ответчика в пользу истца подлежит взысканию плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N в размере сумма.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений адрес.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда адрес от дата отменить.
Исковые требования Министерства имущественных отношений адрес удовлетворить.
Взыскать с фио в пользу Министерства имущественных отношений адрес плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере сумма.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.