Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В, Лобовой Л.В, при помощнике судьи Казаковой А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Седуновой М.Г. на решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 07 июля 2020 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио к Управлению социальной защиты населения Северного административного округа города Москвы о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "ветеран труда" - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Седунова М.Г. 02.05.2020 обратилась в суд иск к Управлению социальной защиты населения Северного административного округа города Москвы (далее - УСЗН САО г. Москвы, третье лицо - Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы (ДТСЗН г. Москвы) о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание и выдать соответствующее удостоверение, мотивируя обращение тем, что проживает в городе Москве, имеет продолжительный трудовой стаж, награждена ведомственными знаками отличия в труде в виде Почетных грамот ГК ВМФ и ЦК Общероссийского профсоюза рабочих и служащих ВМФ России, однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права.
В судебном заседании истец требования поддержала, представители ответчика и третьего лица иск не признали.
07.07.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Седунова М.Г. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Седунова М.Г. и третье лицо ДТСЗН г. Москвы не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены своевременно надлежащим образом вручением судебного извещения Седуновой М.Г. - 14.10.2020, ДТСЗН г. Москвы - 12.10.2020 (л.д. 63-64, 71-73), представитель ответчика УСЗН САО г. Москвы по доверенности Ершова О.С. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Седунова М.Г, паспортные данные, проживающая в городе Москве, на основании приказов ГК ВМФ 20.07.2004 награждена Почетной грамотой ГК ВМФ и ЦК Общероссийского профсоюза рабочих и служащих ВМФ России за личные трудовые заслуги, длительную безупречную работу, высокий профессионализм, а 10.08.2008 - Почетной грамотой ГК ВМФ и ЦК Общероссийского профсоюза рабочих и служащих ВМФ России за личные трудовые заслуги, длительную безупречную работу и в связи с 50-летием со дня образования санатория, о чем внесены сведения в трудовую книжку (л.д. 11, 12).
22.11.2019 Седунова М.Г. обратилась в ОСЗН районов Ховрино, Левобережный, Молжаниновский УСЗН САО г. Москвы по вопросу присвоения ей звания "Ветеран труда", представив Почетные грамоты и трудовую книжку как основания для его присвоения, однако решением ответчика от 03.12.2019 ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку сведений о награждении истца ведомственными знаками отличия в труде руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации не представлено, что противоречит положениям постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда" (л.д. 7-8).
В ответе ДТСЗН г. Москвы от 20.01.2020 на обращение Седуновой М.Г. с заявлением об обжаловании решения ОСЗН районов Ховрино, Левобережный, Молжаниновский УСЗН САО г. Москвы истцу отказано в пересмотре обжалуемого решения (л.д. 9-10).
В ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" определены категории ветеранов; так, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Положения ст. 7 указанного закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, а также ранее действовавшего законодательства о признании лиц ветеранами труда, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом заслуг, безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда и признание государством в лице соответствующих должностных лиц и органов власти особых заслуг гражданина.
В соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством РФ, а порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и о награждении указанными знаками отличия, которое предусматривает, что федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, не вправе учреждать знаки отличия (п. 1); знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (п. 2); федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, при этом вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (п. 3).
Кроме того, в силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" с учетом положений федерального законодательства.
При этом действующее законодательство различает меры стимулирования и поощрения работников (служащих) за выполнение работы или прохождение службы и ведомственные знаки отличия в труде за определенные заслуги и достижения, которые и являются основанием для присвоения звания ветерана труда в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Так, положения ст. 191 Трудового кодекса РФ предусматривают, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе путем объявления благодарности, награждения ценным подарком, почетной грамотой.
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения такого звания.
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.).
Так, в соответствии с подп. 27 п. 10 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" министр обороны определяет порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах флагов, ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот, а также знаков различия (за исключением знаков различия по воинским званиям), других военных геральдических знаков, порядок утверждения их описаний и рисунков, правила ношения, порядок изготовления и использования предметов военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и других военных геральдических знаков.
Приказом Министра обороны РФ от 30.11.2006 N 510 "О Грамотах Министерства обороны Российской Федерации", действовавшим в спорный период, учреждены Благодарственная грамота (для награждения военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых в Вооруженных Силах составляет двадцать лет и более, при их увольнении с военной службы) и Почетная грамота (для награждения военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, в том числе федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны РФ).
Согласно приложению N 3 к указанному приказу "Положение о Почетной грамоте" Почетная грамота является ведомственной наградой (п. 1); Почетной грамотой награждаются: военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе; лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие общий трудовой стаж не менее 10 лет и стаж работы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации на должностях гражданского персонала не менее 5 лет, за добросовестное исполнение трудовых обязанностей; федеральные государственные гражданские служащие Министерства обороны Российской Федерации, имеющие общий трудовой стаж не менее 10 лет и стаж государственной службы в Министерстве обороны Российской Федерации не менее 5 лет, за безупречную и эффективную гражданскую службу (п. 2); награждение Почетной грамотой производится приказом Министра обороны Российской Федерации по ходатайствам непосредственных командиров (начальников), поданным в установленном порядке (п. 5).
Кроме того, приказом Министра обороны РФ от 22.01.2008 N 30 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской ФедерацииN были утверждены Положение о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации и Порядок награждения ведомственными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации.
В Положении о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации установлено, что ведомственные знаки отличия являются формой поощрения военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также других граждан Российской Федерации и иностранных граждан, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (п. 2); ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия (п. 3); награждение ведомственными знаками отличия производится приказами Министра обороны Российской Федерации, если иное не предусмотрено положениями о соответствующих ведомственных знаках отличия (п. 4).
Ранее действовавшим приказом Министра обороны РФ от 07.08.1996 N 280 "Об упорядочении решения вопросов, связанных с награждением личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации государственными наградами Российской Федерации и наградными знаками Министерства обороны Российской Федерации" было утверждено Положение о нагрудных знаках Министерства обороны РФ, которые являются видом признания заслуг военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (а в отдельных случаях - и других лиц) перед Вооруженными Силами Российской Федерации за отличия в исполнении служебных обязанностей, выполнении специальных заданий, а также деятельность, направленную на укрепление Вооруженных Сил и боевого содружества (п. 1); наградными знаками Министерства обороны Российской Федерации могут быть: медали, знаки к почетным званиям военнослужащих, нагрудные и нарукавные знаки (в том числе памятные), а представление военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к награждению наградными знаками может производиться с одновременным применением к ним поощрений (п. 2); указанный приказ признан утратившим силу на основании приказа Министра обороны РФ от 05.03.2008 N 108.
В настоящее время действует приказ Министра обороны РФ от 14.12.2017 N 777 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ", принятого на основании ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" подп. 27 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, которым учреждены ведомственные знаки отличия Министерства обороны Российской Федерации: медаль "За боевые отличия"; медаль "За воинскую доблесть"; медаль "За разминирование"; медаль "За укрепление боевого содружества"; медаль "За отличие в военной службе"; медаль "За трудовую доблесть"; медаль "Михаил Калашников"; медаль "Участнику военной операции в Сирии", при этом 3. Установить, что ведомственными знаками отличия Министерства обороны РФ, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда", являются медаль "За отличие в военной службе" I степени, медаль "За отличие в военной службе" II степени, медаль "За трудовую доблесть" и медаль "Михаил Калашников".
Таким образом, законодательство, как действовавшее в период награждения истца почетными грамотами, так и действующее в настоящее время, не относит почетные грамоты ГК ВМФ и ЦК Общероссийского профсоюза рабочих и служащих ВМФ России, выданные на основании приказом ГК ВМФ, к ведомственным знакам отличия в труде.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд первой инстанции правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Седуновой М.Г, поскольку представленные истцом Почетные грамоты ГК ВМФ и ЦК Общероссийского профсоюза рабочих и служащих ВМФ России не могут рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде, наличие которого является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствует о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации в установленном законом порядке.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", а также на то, что имеющиеся у нее Почетные грамоты ГК ВМФ и ЦК Общероссийского профсоюза рабочих и служащих ВМФ России относятся к ведомственным наградам, поскольку выданы Главнокомандующим Военно-Морским Флотом в соответствии с приказом Министра обороны N 510 от 30.11.2006.
Указанные доводы истца являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти, а сведений о том, что Почетные грамоты ГК ВМФ и ЦК Общероссийского профсоюза рабочих и служащих ВМФ России выданы в соответствии с п. 5 приказа Министра обороны N 510 от 30.11.2006, т.е. на основании приказа Министра обороны Российской Федерации по ходатайству непосредственных командиров (начальников), поданному в установленном порядке, не имеется.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тимирязевского районного суда города Москвы от 07 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Седуновой М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.