Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, с участием прокурора Суржанской М.П, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-4816/2020 по административному исковому заявлению Великанова Ильи Анатольевича к Мэру Москвы Собянину Сергею Семеновичу о признании недействующими отдельных положений Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N12-УМ "О введении режима повышенной готовности", Указа Мэра Москвы от 29 марта 2020 года N34-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N12-УМ", УСТАНОВИЛ:
В связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)7 и в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Мэром Москвы принят указ от 5 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности". Нормативный правовой акт размещен 5 марта 2020 года на о фициальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru.
29 марта 2020 года Мэром Москвы принят указ за N34-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ". Нормативный правовой акт размещен 29 марта 2020 года на о фициальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, опубликован 7 апреля 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N19.
Данным нормативным правовым актом указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ изложен в новой редакции, в частности:
"Пункт 21. Гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными (за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, имеющих продолжительность трудовой и иной деятельности, признаваемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в качестве занятости граждан, с начала 2020 года менее 60 календарных дней), в период с 1 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. к выплатам, осуществляемым в рамках дополнительной материальной поддержки безработных граждан, производится региональная компенсационная выплата потерявшим работу (далее - региональная компенсация) за счет средств бюджета города Москвы.
Для безработных граждан региональная компенсация устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма выплат с учетом пособия по безработице (стипендии), не включающего увеличение его размера на ребенка (детей), выплат в рамках дополнительной материальной поддержки безработных граждан и региональной компенсации составляла 19500 рублей.
Региональная компенсация безработным гражданам, состоящим по состоянию на 31 марта 2020 г. на учете в органах службы занятости города Москвы, устанавливается в беззаявительном порядке.
Региональная компенсация безработным гражданам, получившим такой статус в период объявленного режима самоизоляции населения либо в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанного режима, устанавливается со дня их увольнения либо прекращения деятельности, признаваемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в качестве занятости граждан, независимо от факта назначения пособия по безработице в этот период, но не ранее 1 апреля 2020 г.
Региональная компенсация не учитывается при исчислении размера материального обеспечения (дохода, совокупного дохода) гражданина (семьи) при определении права на получение иных мер социальной поддержки, в том числе адресной социальной помощи, государственной социальной помощи, государственных пособий, компенсаций, доплат к пенсиям, иных социальных выплат, социальных услуг, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Для получения ежемесячного пособия на ребенка в период действия режима повышенной готовности при определении величины среднедушевого дохода семьи, помимо региональной компенсации, также не учитываются доходы за период до признания гражданина безработным, установленные безработному гражданину пособие по безработице (стипендия), выплаты, осуществляемые в рамках дополнительной материальной поддержки безработных граждан".
Великанов И.А. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Мэру Москвы Собянину С.С, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления, просит признать недействующими пункт 21 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в части слов: "Гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными (за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, имеющих продолжительность трудовой и иной деятельности, признаваемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в качестве занятости граждан, с начала 2020 года менее 60 календарных дней), в период с 1 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. к выплатам, осуществляемым в рамках дополнительной материальной поддержки безработных граждан, производится региональная компенсационная выплата потерявшим работу (далее - региональная компенсация) за счет средств бюджета города Москвы. Для безработных граждан региональная компенсация устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма выплат с учетом пособия по безработице (стипендии), не включающего увеличение его размера на ребенка (детей), выплат в рамках дополнительной материальной поддержки безработных граждан и региональной компенсации составляла 19500 рублей", пункт 1.1 Указа Мэра Москвы от 29 марта 2020 года N34-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N12-УМ".
Требования мотивированы тем, что а дминистративный истец является субъектом спорных правоотношений, поскольку приказом отдела трудоустройства "Бутово" Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы" от 24 января 2020 года N024дз115/204 признан безработным с 20 января 2020 года, ему производится ежемесячная выплата по безработице в размере 14430 руб, с учетом региональной компенсации в общем размере 2300 руб. Положения пункта 21 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ, в редакции Указа Мэра Москвы от 29 марта 2020 года N34-УМ, в части исключающей из общей нормы "граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, имеющих продолжительность трудовой и иной деятельности, признаваемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г..N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в качестве занятости граждан, с начала 2020 года менее 60 календарных дней" необоснованно и незаконно ограничивают права этой категории граждан на получение повышенного размера (с учетом региональной компенсации до общего размере 19500 рублей) социальных выплат по безработице с 1 апреля 2020 года по настоящее время, а равно сопутствующих государственных услуг органов занятости населения субъекта.
Указанная норма права не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ограничивают право на получение пособия по безработице, право на равенство граждан в области труда и занятости и выбора последних; право на равную (соразмерную) и законную государственную помощь при наступлении одинаковых социально неблагоприятных последствий, и иные, создают принципиально новое правовое регулирование по вопросам защиты указанных прав и свобод человека и гражданина, в части статье 19 Конституции Российской Федерации, которой установлено равенство всех перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина; статье 36 Конституции Российской Федерации, гарантирующей социальное обеспечение по возрасту; статье 13 Закона города Москвы от 1 октября 2008 года N46 "О занятости населения в городе Москве", устанавливающей дополнительную и социальную поддержку безработных граждан и иных категорий граждан, в том числе в виде пособия по безработице, размер и порядок выплаты которой устанавливается Правительством Москвы, и носит фиксированный, не дифференцируемый в зависимости от принадлежности к какой-либо конкретной категории безработного гражданина; статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации; нарушаются нормы международного права - статьи 1, 23, 24 Конвенции N111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий", статье 6 Конвенции N168 О содействии занятости и защите от безработицы, Рекомендации 2017 года о занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия, устанавливающие равноправие в области социального партнерства при осуществлении политики труда и занятости; Рекомендации Всемирной организации здравоохранения от 16 апреля 2020 года по корректировке мер общественного здравоохранения и социальных мер в контексте COVID -19, предусматривающие смягчение социального и экономического воздействия определенных мер.
Оспариваемые в части положения нормативного правового акта ограничивают права граждан, которые признаны безработными в начале 2020 года, после официального признания международным сообществом и властями Российской Федерации вспышки инфекционного заболевания. Дифференциация доплат не отнесена к компетенции и полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно пункту "р" статьи 2 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы, вопросы занятости населения, структурного преобразования трудовых ресурсов на территории Москвы относятся к предметам совместного ведения. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 октября 2016 года N19-П лишь федеральный законодатель имеет право устанавливать иные правила исчисления размера пособия по безработице равно как и предусматривать предоставление пособий по безработице в рамках системы обязательного социального страхования. Оспариваемые нормы права имеют неоднозначное толкование, допускают двухсмысленную правую и лингвостилическую интерпретацию, не разъяснены причины установления именно общего размера компенсации безработным гражданам в размере 19500 руб. Спорной является и принятая формулировка "не включающего увеличение его размера на ребенка (детей), выплат в рамках дополнительной материальной поддержки безработных граждан", поскольку не предусматривает увеличения пособия по безработице с учетом требований федерального законодательства, в частности пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 200 года "346 "О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2020 год", части 1 статьи 11 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N25 "О правовых актах города Москвы".
Не указана дата вступления нормативного правового акта, однако он начал применяться со дня его опубликования, чем нарушаются положения части 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации". Оспариваемый нормативный правовой акт в официальном источнике своего опубликования подписан Департаментом информационных технологий города Москвы, то есть не надлежащим и не уполномоченным на то лицом. Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ принят до введения в действие Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции COVID -19", что нарушает положения части 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", не подлежащие обратному применению.
В судебном заседании административный истец Великанов И.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске и дополнении к нему, письменных объяснениях.
Представители административного ответчика Мэра Москвы Собянина С.С. - Стужина Т.А, Шитикова Е.В, действующие на основании доверенностей и имеющие высшее юридическое образование, административные исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения административного истца, представителей административного ответчика, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора Суржанской М.П, полагавшую необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В статье 1 названного Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ приведены понятия:
чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1);
предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).
При этом в статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, относятся, в том числе принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации постановлено определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Как следует из преамбулы указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" принят в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)7 и в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно пункту "д" части 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Кроме того, пунктами "м, л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
- принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (пункт л);
- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт м).
Согласно пункту 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N794, координационными органами единой системы являются на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации.
Комиссия Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образована постановлением Правительства Москвы от 30 марта 2004 г. N 180-ПП "О Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности". Председателем Комиссии является Мэр Москвы, который руководит деятельностью Комиссии.
В силу пункта 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N794, решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться, в том числе режим повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Положения пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривают, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы, является Мэр Москвы.
Отношения в сфере защиты населения и территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулируются Законом г. Москвы от 05 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно статье 1 Закона г.Москвы от 5 ноября 1997 г. N46 предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу пунктов "а, б" части 2 статьи 5 Закона г.Москвы от 5 ноября 1997 года N46 к полномочиям Мэра Москвы отнесено:
- принимает решения, определяющие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом города Москвы основные направления политики и организации защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций (пункт а);
- в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города, принимает необходимые меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций и поддержанию правопорядка на территории города Москвы, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил МГСЧС (пункт б).
В силу подпункта "г" пункта 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N794, решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются, в том числе перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации.
Согласно подпункту "б" пункта 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N794, основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, в режиме повышенной готовности являются, в том числе принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с подпунктами 8, 11 пункта 1 статьи 13 Устава города Москвы к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится охрана общественного порядка и обеспечение безопасности граждан, решение городских вопросов воспитания, здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, науки, культуры, физической культуры и спорта.
Согласно пункту 4 статьи 41 Устава города Москвы по вопросам своей компетенции Мэр Москвы издает обязательные для исполнения на всей территории города Москвы указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением.
В силу пункта 5 статьи 41 Устава города Москвы указы Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы.
На основании приведенных норм федерального и регионального действующего законодательства к полномочиям Мэра Москвы, как высшего должностного лица города Москвы, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти города Москвы, отнесено: введение режима повышенной готовности; принятие
нормативных правовых актов в области защиты населения; принятие решений, определяющих основные направления политики и организации защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; определение перечня мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены; принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
С учетом изложенного Мэр Москвы обладает достаточными полномочиями и компетенцией для принятия оспариваемых указа от 5 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности", в том числе в последующих его редакциях, и у каза Мэра Москвы от 29 марта 2020 года N34-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N12-УМ".
Не нашли своего подтверждения доводы административного истца о не соответствии оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, о дискриминационном характере, об ограничении права на получение пособия по безработице, права на равенство граждан в области труда и занятости и выбора последних, права на равную (соразмерную) и законную государственную помощь при наступлении одинаковых социально неблагоприятных последствий.
Установленная пунктом 21 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ региональная компенсационная выплата потерявшим работу не относится к пособию по безработице, указанные выплаты имеют различную правовую природу.
Установленная пунктом 21 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ региональная компенсационная выплата потерявшим работу является дополнительной мерой социальной поддержки населения города Москвы от чрезвычайной ситуаций, относится к числу единовременных денежных выплат гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и установлена за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с приведенными выше положениями статьи 4.1, пунктов "а, л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьи 5 Закона г. Москвы от 05 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Тогда как выплата пособия по безработице регулируется федеральным законодательством и выплачивается за счет средств федерального бюджета.
Размер региональной компенсационной выплаты потерявшим работу установлен с таким расчетом, чтобы довести социальную выплату безработным гражданам, потерявшим работу из-за коронавирусной инфекции, до величин городского социального стандарта 19500 руб, установленного постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2018 года N1525-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 27 августа 2019 года N1093-ПП. Вследствие этого являются несостоятельными доводы относительно правовой неопределенности оспариваемого нормативного правового акта.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией. Режим повышенной готовности на территории города Москвы введен 5 марта 2020 года указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ, поэтому установление региональной компенсационной выплаты с 1 апреля 2020 года, а не с начала 2020 года, является правомерным.
Процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов не нарушена. Указы Мэра Москвы имеют наибольшую юридическую силу среди подзаконных правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами исполнительной власти города Москвы (должностными лицами), поэтому требования к форме и виду оспариваемых нормативных правовых актов также соблюдены.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона г.Москвы от 8 июля 2009 года N25 "О правовых актах города Москвы" официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как указывалось выше, оспариваемые указы Мэра Москвы официально размещены соответственно в день их принятия на о фициальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru и впоследствии опубликованы в официальном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
Согласно части 5 статьи 20 Закона г.Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы" указы Мэра Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в самом указе Мэра Москвы. Указы Мэра Москвы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем со дня их официального опубликования. Нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Оспариваемые указы Мэра Москвы не содержат положений, регулирующих дату вступления в законную силу. Оспариваемые указы Мэра Москвы не создают новое правовое регулирование по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, указы приняты на основании действующих положений федерального и регионального законодательства. С учетом изложенного и в силу части 5 статьи 20 Закона г.Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемые указы Мэра Москвы вступают в силу со дня их официального опубликования.
При таких обстоятельствах оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением порядка принятия, в частности с соблюдением: требований, устанавливающих полномочия Мэра Москвы на принятие нормативных правовых актов; требований к форме и виду нормативных правовых актов; процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов; правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 28 апреля 2020 года по делу N3а-3877/2020 дана правовая оценка доводам относительно соблюдения порядка принятия нормативного правового акта, указы Мэра Москвы признаны законными, принятыми с соблюдением требований, устанавливающих полномочия и компетенцию Мэра Москвы для принятия указа, соблюдение формы и вида, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемые указы Мэра Москвы соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Ввиду отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, отсутствуют правовые основания для признания поведения административного ответчика недобросовестным, применения мер воздействия в порядке части 7 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Великанова Ильи Анатольевича к Мэру Москвы Собянину Сергею Семеновичу о признании недействующим пункта 21 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в части слов: "Гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными (за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, имеющих продолжительность трудовой и иной деятельности, признаваемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в качестве занятости граждан, с начала 2020 года менее 60 календарных дней), в период с 1 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. к выплатам, осуществляемым в рамках дополнительной материальной поддержки безработных граждан, производится региональная компенсационная выплата потерявшим работу (далее - региональная компенсация) за счет средств бюджета города Москвы. Для безработных граждан региональная компенсация устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма выплат с учетом пособия по безработице (стипендии), не включающего увеличение его размера на ребенка (детей), выплат в рамках дополнительной материальной поддержки безработных граждан и региональной компенсации составляла 19500 рублей", и пункта 1.1 Указа Мэра Москвы от 29 марта 2020 года N34-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N12-УМ".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.