Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу Акбарова Ойбекжона Мухторовича на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 25 мая 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 25 июня 2020 года, вынесенные в отношении Акбарова Ойбекжона Мухторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 28 августа 2019 года, Акбаров О.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения, с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тюменской области.
28 февраля 2020 года судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области обратился в Ленинский районный суд г. Тюмени с заявлением о прекращении исполнительного производства по делу Акбарова О.М, предметом исполнения которого является выдворение должника за пределы Российской Федерации, ссылаясь на невозможность его административного выдворения за пределы Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для оформления свидетельства на его выезд в Республику Узбекистан, гражданином которой он не является.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 04 марта 2020 г. в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя отказано.
22 мая 2020 г. судебный пристав-исполнитель вновь обратился с аналогичным заявлением.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 25 мая 2020 года в прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения Акбарова О.М. за пределы Российской Федерации отказано.
Решением судьи Тюменского областного суда от 25 июня 2020 года указанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Акбаров О.М. выражает несогласие с вышеуказанными судебными актами, ввиду того, что он длительный срок содержится в специальном учреждении, а возможность исполнить принятое по данному делу постановление в части его выдворения, отсутствует.
Просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, прекратить исполнение постановления о назначении административного наказания, в части административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
От Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области в поддержку доводов жалобы Акбарова О.М. поступил отзыв, в котором также указано на невозможность исполнения постановления в части выдворения Акбарова О.М.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно ст. 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае: издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (пункт 1); признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (пункт 2); смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим (пункт 3); истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 данного Кодекса (пункт 4); отмены постановления (пункт 5); вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (пункт 6).
Таким образом, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления, в том числе, в случае истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 31.7 указанного Кодекса).
При приведении постановления по делу в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Исполнение постановления по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 статьи 31.7 КоАП РФ по истечении срока давности исполнения постановления, установленного частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью.
Постановлением от 23 мая 2017 года N 14-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании решается вопрос о содержании в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности исполнения постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Оспоренные положения были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания такого лица в указанном специальном учреждении.
Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений лицам без гражданства, помещенным в целях обеспечения исполнения назначенного им административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения, во всяком случае по истечении трех месяцев со дня принятия постановления о назначении такого наказания, должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении. Этим не исключается принятие судом решения об отказе в его удовлетворении, если основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, а реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена.
Таким образом, указанные вопросы касались помещения иностранного гражданина в специальное учреждение в целях исполнения решения о его депортации, а также для обеспечения исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации и не были связаны с прекращением исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации
При этом применение такой меры административного принуждения, как помещение иностранного гражданина в специальное учреждение, в каждом из названных случаев обусловлено самостоятельными основаниями.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 28 августа 2019 года Акбаров О.М. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тюменской области.
С целью документирования свидетельством на возвращение в "данные изъяты" Управлением Министерства внутренних дел по Тюменской области 30 августа 2019 года и 24 сентября 2019 года направлены запросы в Генеральное консульство "данные изъяты", на которые получен ответ от 29 октября 2019 года, что в соответствии с Указом Президента "данные изъяты" от 16 января 2015 года Акбаров О.М. утратил гражданство "данные изъяты".
Согласно информации Министерства внутренних дел "данные изъяты" от 08 января 2020 года Акбаров О.М. был документирован 09 ноября 1995 года паспортом гражданина "данные изъяты", выписан 16 мая 2002 года на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. В силу Указа Президента "данные изъяты" от 16 января 2015 года Акбаров О.М. утратил гражданство "данные изъяты".
Данных о том, что Акбаров О.М. приобрел гражданство "данные изъяты" или иного государства в материалы дела не представлено.
25 октября 2019 года в отношении Акбарова О.М. принято решение о начале процедуры реадмиссии на основании статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан.
На основании изложенного, судья районного суда пришел к выводу, о том, что не установлено исключительных обстоятельств, предусмотренных статьями 31.7, 31.9 КоАП РФ, которые могли бы послужить основанием для прекращения исполнения постановления судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 28 августа 2019 года, информация, представленная компетентными органами "данные изъяты", не свидетельствует об отсутствии возможности выдворения Акбарова О.М. на территорию государства, откуда он прибыл в Россию либо иного государства. В данной информации также не указано на невозможность оформления документов на возвращение Акбарова О.М. в "данные изъяты". Не представлено доказательств применения исчерпывающих мер, направленных на определение государства, готового принять Акбарова О.М. в качестве лица без гражданства, и оформление документов, необходимых для его выезда из Российской Федерации.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда от 25 мая 2020 года, судья областного суда согласился с вышеизложенными выводами, указав, что отсутствие у Акбарова О.М. гражданства "данные изъяты" само по себе не является основанием для прекращения исполнения постановления о выдворении.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
То обстоятельство, что не подтверждена принадлежность Абрарова О.Ш. к гражданству "данные изъяты" или иного государства, а также не представилась возможность документировать Акбарова О.Ш. свидетельством на возвращение в "данные изъяты", не является основанием для изменения вынесенных по настоящему делу постановлений, поскольку оснований для прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения Акбарова О.М. за пределы Российской Федерации не имеется.
Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения настоящей жалобы фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении Акбарова О.М. за пределы Российской Федерации, не выявлено, реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу судами не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
При этом следует отметить, что если фактическое выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства по тем или иным причинам, в частности из-за отсутствия государства, готового принять его у себя, затягивается на непредсказуемо длительный срок, последовательное применение действующего законодательства об административных правонарушениях приводит к тому, что содержание таких лиц в специальном учреждении может продолжаться до истечения срока давности исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации, который согласно части 1 статьи 31.9 КоАП Российской Федерации составляет два года и исчисляется со дня вступления соответствующего постановления в законную силу.
В постановлении судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 28 августа 2019 г, конкретный (определенный) срок содержания Акбарова О.М. в этом учреждении, не указан.
Вопрос о правомерности дальнейшего содержания Акбарова О.М, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ввиду выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации, предметом рассмотрения в рамках настоящего производства не являлся.
Соответствующие заявления Акбарова О.М. были ошибочно возвращены письмами судьи Ленинского районного суда г. Тюмени Савельевой Л.А, со ссылкой на то, что он обжалует постановление о назначении административного наказания от 28 августа 2019 г, что по существу повлекло уклонение от осуществления судебного контроля, который возможен, как по обращениям самого заинтересованного лица, так и по инициативе должностных лиц, ответственных за исполнение соответствующего постановления, - за законностью и обоснованностью сроков содержания в специальном учреждении, вне зависимости от времени, прошедшего с момента помещения в такое учреждение, а равно от каких-либо иных факторов, препятствующих фактическому выдворению за пределы Российской Федерации.
Акбаров О.М. не лишен возможности вновь обратиться за разрешением в судебном порядке вопроса о правомерности его дальнейшего содержания в специальном учреждении, который должен быть рассмотрен с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.05.2017 N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 25 мая 2020 года и решение судьи Тюменского областного суда от 25 июня 2020 года, вынесенные в отношении Акбарова Ойбекжона Мухторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Акбарова О.М. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.