Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К.
Судей Сапрыкиной Н.И, Лезиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-700/2020 по иску Прокурора Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний Главного управления по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний Главного управления по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 25 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам свердловского областного суда от 17 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, пояснения прокурора отдела управления ГУ ГП РФ Кустикова А.Г, указавшего на отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее ФКУ СИЗО N 1 ГУФСИН по Свердловской области), Федеральной службе исполнения наказаний Главного управления по Свердловской области (далее ГУФСИН России по Свердловской области) Федеральной службе исполнения наказаний России (далее ФСИН России) об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности, в обоснование которого указал, что 24 июля 2019 года прокуратурой Свердловской области с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы МО "г. Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка выполнения ФКУ СИЗО - 1 ГУФСИН России требований закона о соблюдении норм пожарной безопасности, в ходе которой установлены нарушения норм пожарной безопасности, для устранения которых не требуется проведение реконструкции зданий и сооружений, что подтверждается соответствующими документами. Ранее 18 сентября 2018 года, 04 апреля 2018 года, а также 19 августа 2019 года прокуратурой Свердловской области вносились представления об устранении нарушений требований пожарной безопасности начальнику ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области. Представления были рассмотрены, однако, выявленные нарушение в полном объеме устранены не были. ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, являясь бюджетным учреждением, финансируется за счет средств федерального бюджета главным распорядительным бюджетных средств.
Согласно Устава ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по Свердловской области, при недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области в установленном законом порядке.На основании изложенного, истец с учетом уточнений просил возложить на ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по Свердловской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения норм пожарной безопасности, а именно:
- произвести работы по обеспечению проезда техники Екатеринбургского пожарно-спасательного гарнизона к пожарному водоему через сквозной проезд здания отдельного корпусного блока N 5 с указанным в иске кадастровым номером;
- установить системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отдельном корпусном блоке N 6 с указанным в иске кадастровым номером в соответствии с п.п. 3, 4, 5 Норм пожарной безопасности (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года N 323;
- во всех зданиях и сооружениях с указанным в иске кадастровыми номерами установить знаки пожарной безопасности в соответствии с п.п 6, 14, 33, 43 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390.
восстановить работоспособность автоматической установки пожарной сигнализации в административном корпусе, гараже (с указанным в иске кадастровым номером;
- провести техническое обслуживание систем автоматической установки пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре всех зданий и сооружений ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по Свердловской области с указанными в иске кадастровыми номерами;
-восстановить исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объектов зданий с указанными кадастровыми номерами: отдельного корпуса N 4 ; отдельного корпуса N 7; пекарни ; швейного цеха; библиотеки, вещевого склада, карцера; административного корпуса ; административный корпус, гараж;
- устроить тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре в лестничных клетках в отдельных корпусных блоках NN2, 3, 4 с указанными в иске кадастровыми номерами;
- провести проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли в отдельном корпусном блоке N 2, зданиях вещевого склада, библиотеки, карцера и пекарни с указанными в иске кадастровыми номерами.
Возложить на ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области обязанность обеспечить финансирование мер, направленных на устранение нарушений норм пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области.
Решением Верх- Исетского районного суда г..Екатеринбурга от 25 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 июня 2020 года, исковые требования удовлетворены частично.
Постановлено обязать ответчика ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения норм пожарной безопасности, а именно: произвести работы по обеспечению проезда техники Екатеринбургского пожарно-спасательного гарнизона к пожарному водоему через сквозной проезд здания отдельного корпусного блока N 5 с указанным кадастровым номером; установить системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отдельном корпусном блоке N 6 с указанным кадастровым номером в соответствии с п.п. 3, 4, 5 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года N 323; во всех зданиях и сооружениях с указанными кадастровыми номерами установить знаки пожарной безопасности в соответствии с п.п. 6, 14, 33, 43 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390; восстановить работоспособность автоматической установки пожарной сигнализации в административном корпусе, гараже с указанным кадастровым номером; провести техническое обслуживание систем автоматической установки пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре всех зданий и сооружений ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по Свердловской области с указанными кадастровыми номерами; восстановить исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объектов зданий: отдельного корпусного блока N 4; отдельного корпусного блока N 7; пекарни; швейного цеха (; библиотеки, вещевого склада, карцера; административного корпуса; административный корпус, гараж с указанными кадастровыми номерами; устроить тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре в лестничных клетках в отдельных корпусных блоках NN 2, 3, 4 с указанными кадастровыми номерами; провести проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли в
отдельном корпусном блоке N 2, зданиях вещевого склада, библиотеки, карцера и пекарни с указанными кадастровыми номерами. При недостаточности у ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области собственных денежных средств обязать ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать финансирование вышеуказанных мероприятий по устранению выявленных нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России просят об отмене судебных актов, как вынесенных с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указано, что будучи в соответствии с положениями закона распорядителем (получателем) денежных средств ГУФСИН собственных денежных средств необходимых для проведения указанных в решении мероприятий не имеет. При этом, полномочия главного распорядителя в компетенцию ГУФСИН не входят, собственником в отношении имущества учреждения ГУФСИН не является, следовательно, на ГУФСИН обязанность по предоставлению денежных средств ФКУ СИЗО-1 не может быть возложена. Возложение же такой обязанности на главного распорядителя ФСИН является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно- исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, нарушает принцип разделения властей. Считают, что суд не вправе смешиваться в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор указал на необоснованность изложенных в жалобе доводов, направленных на переоценку представленных в материалы дела доказательств, просил об оставлении судебных актов без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.
Представители ответчиков ФКУ Следственный изолятор N 1 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Положениями ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одними из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности являются: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности.
В ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определены обязанности организаций в области пожарной безопасности. Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
В силу ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации учреждения, исполняющие наказания, обязаны в том числе, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Судами установлено и следует из материалов дела ФКУ СИЗО - 1 ГУФСИН России по Свердловской области принадлежит на праве оперативного управления недвижимое имущество, расположенное по адресу: "данные изъяты".
29 июля 2019 в ходе проведения прокурорской проверки противопожарного состояния ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области установлены нарушения норм пожарной безопасности, что подтверждается справкой отдела надзорной деятельности и профилактической работы МО "г. Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области от 26 июля 2019 N 3408-4-34.
По факту выявленных нарушений требований пожарной безопасности 19 августа 2019 прокуратурой Свердловской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по Свердловской области.
Однако, как установлено в судебном заседании, до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по Свердловской области в полном объеме не устранены. Иного судом не установлено, данное обстоятельство представителем ответчиков не оспаривалось.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 (зарегистрирован Минюстом России 27 июня 2003 г, регистрационный номер N 4838) пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора, ввиду наличия нарушений требований Правил пожарной безопасности в помещениях ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, несоблюдение которых ответчиком ФКУ СИЗО-1, а также длительное невыполнение представления прокурора об устранении выявленных нарушений закона, ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в зданиях ФКУ СИЗО-1.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора по возложению на ГУФСИН при недостаточности у ФКУ СИЗО-1 собственных денежных средств по финансированию подведомственного учреждения являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и были отклонены как не основанные на законе и противоречащие положениям ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.3 ст.158, ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.п.6 п.7 Положения о ФСИН, утвержденного Указом президента Российской Федерации от 213 октября 2004 года N 1314.
Согласно абз. 5 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
Согласно п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
По искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В силу ст. 9 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По смыслу данных норм закона кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций, верно применив указанные нормы права пришли к правомерному выводу, что в силу приведенных положений и разъяснений закона главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России. Следовательно, при недостаточности у ФКУ СИЗО-1 средств, субсидиарную ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и соответствующий территориальный орган - ГУФСИН России по Свердловской области.
С учетом подп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, также подтверждается тот факт, что ответчики ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области являются надлежащими ответчиками, имеющими право действовать от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Доводы кассаторов о том, что возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства в части ненадлежащих материально-технических условий содержания осужденных в колонии является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа не могут быть признаны состоятельными, поскольку на ответчиков возложено выполнение лишь тех обязанностей, которые предусмотрены действующим законодательством в целях устранения, выявленных нарушений пожарной безопасности, обязанности по выполнению которых ответчиками не исполняются.
Таким образом оснований для отмены судебных актов, судебная коллегия не усматривает, обстоятельства по делу установлены правильно, требования разрешены в соответствии с нормами закона и представленными доказательствами. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотру по существу. Отступления от этого принципа оправданы только, когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 25 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам свердловского областного суда от 17 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний Главного управления по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний России
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.