Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кошелевой И.Л.
судей Переверзиной Е.Б, Ехаловой Ю.А, при секретаре-помощнике судьи Дерюшевой Т.С.
рассмотрев административное дело N 3а-92/2020 по административному исковому заявлению Газибагандова Р.А. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу, Департаменту имущественных отношений Ямало - Ненецкого автономного округа, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости
по апелляционной жалобе Газибагандова Р.А. на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 августа 2020 года, которым административное исковое заявление Газибагандова Р.А. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Переверзиной Е.Б, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Газибагандов Р.А. обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным иском к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкомц автономному округу, Департаменту имущественных отношений Ямало - Ненецкого автономного округа, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 002 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - магазины, расположенного по адресу (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка): "адрес", равной его рыночной стоимости - 1 168 332 рубля по состоянию на 1 января 2012 года на период с 1 января 2019 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором указанного земельного участка, кадастровая стоимость в размере 10 135 370 рублей 28 копеек не соответствует его рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке, нарушает право истца на справедливую уплату налога.
27 декабря 2019 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
Решением комиссии от 27 января 2020 года N заявление Газибагандова Р.А. отклонено, в связи с тем, что отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в отчёте об оценке от 13 ноября 2012 года N N и утверждённой приказом Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2012 года N 1000 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" в размере 10 135 370 рублей 28 копеек по состоянию на 1 января 2012 года, составляет 88 %. Также по тем основаниям, что оформление и содержание отчёта об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценке, требованиям к содержанию отчёта об оценке, к описанию в отчёте об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 августа 2020 года, административное исковое заявление Газибагандова Р.А. удовлетворено.
Суд установилкадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - магазины, расположенного по адресу (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка): "адрес", равной его рыночной стоимости - 3 763 000 рублей по состоянию на 1 января 2012 года.
Дата подачи в суд административного искового заявления Газибагандова Р.А. о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка - 27 декабря 2019 года.
Установленная кадастровая стоимость подлежит применению по 31 декабря 2019 года включительно.
Дополнительным решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 августа 2020 года с Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу ООО "ЭКО-Н" взысканы судебные расходы по производству экспертизы в размере 40 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности Новикова А.А. просит отменить судебное постановление, считая его незаконным и необоснованным, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения административного дела. Судом, при вынесении решения, допущены нарушения норм процессуального права. Нарушения, допущенные при производстве судебной экспертизы, привели к недостоверному определённому значению рыночной стоимости земельного участка. Стоимость земельного участка, определённая экспертом, существенно выше рыночного диапазона цен на аналогичные участки. Судом не дана оценка всем представленным доказательствам, заключению специалиста АНО Центр экспертизы и оценки "ИНЭКС" N135 от 18 августа 2020 года, которое никаким образом не учтено при вынесении решения суда.
В жалобе представитель административного истца указывает на то обстоятельство, что в суде первой инстанции им было заявлено ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы, в связи с допущенными экспертом нарушениями при проведении судебной экспертизы и такие нарушения повлияли на итоговые выводы экспертного заключения. Просит решение суда первой инстанции отменить, назначить по делу повторную судебную оценочную экспертизу.
Во второй апелляционный суд общей юрисдикции от Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства, не явились.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, согласно договору аренды земельного участка N N от 6 сентября 2019 года, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1 002 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - магазины, расположенного по адресу (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка): "адрес", был передан в аренду Газибагандову Р.А. сроком до 23 июля 2068 года, арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка с 23 июля 2019 года.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Законом автономного округа от 19 июня 2009 года N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", приказом Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа N236 от 5 апреля 2012 года "О проведении государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2012 году", утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по состоянию на 1 января 2012 года (приказ Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа N1000 от 21 декабря 2012 года).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N была установлена по состоянию на 1 января 2012 года и составляет 10 135 370 рублей 28 копеек.
Сведения об указанной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 21 января 2013 года.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления, проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путём оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации).
При этом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе, требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28).
В соответствии с положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" содержатся аналогичные положения об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определённой на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Давая толкование приведённым нормам материального права в их совокупности, и разъяснениям по их применению, судебная коллегия приходит к выводу, что административный истец, являясь арендатором земельного участка, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, так как арендная плата, оплачиваемая им по договору аренды, исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в том числе по основанию, связанному с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Аналогичное положение содержится в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 указано, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В обоснование требований административным истцом в суд первой инстанции представлен отчёт об оценке N 264Р-12.2019 от 20 декабря 2019 года ООО "Судебная экспертиза и оценка", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2012 года составляет 1 168 332 рубля.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, отчёт должен соответствовать требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.
В соответствии с пунктами 20, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (статья 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, статья 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив представленный административным истцом отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка, суд первой инстанции пришёл к выводу, что вышеуказанный отчёт предусматривает значительную разницу в кадастровой стоимости земельного участка на одну и ту же дату, в связи с чем, учитывая мнение административного ответчика, счёл необходимым ходатайство административного ответчика удовлетворить, назначить по делу судебную оценочную экспертизу с целью установления рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, выполненной обществом с ограниченной ответственностью "ЭКО-Н" экспертом Буженко И.В. N 3А-92/2020/ЭО/22-0720 от 23 июля 2020 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2012 года, составляет 3 763 000 рублей.
Оценив экспертное заключение в совокупности с другими доказательствами по делу, и принимая во внимание, что на основании представленных доказательств суд вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о возможности установить кадастровую стоимость земельного участка в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года - 3 763 000 рублей.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что экспертное заключение соответствует письменным доказательствам, представленным в материалы дела, и положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведённого исследования, составлено специалистом в области оценочной деятельности, предупреждённым об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения и дачу ложного заключения, который в ходе применения сравнительного подхода произвел анализ рынка предложений по продаже объектов недвижимости - земельных участков и привёл его в расчётных таблицах.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции правильно оценил заключение экспертизы, верно указал, что оно является относимым, допустимым и достоверным доказательством.
Как следует из заключения экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N на 1 января 2012 года была определена сравнительным подходом к оценке, то есть основанном на получении стоимости объекта оценки путём сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами (пункт 12 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, далее ФСО N 1).
В пункте 10 ФСО N 1 указано, что объект-аналог - объект, сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В соответствии с пунктом 13 ФСО N 1 сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершённых сделок, так и цены предложений.
Согласно пункту 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611 (далее - ФСО N 7) при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения:
а) сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений;
б) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным;
в) при проведении оценки должны быть описаны объём доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчётов. Использование в расчётах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчёте об оценке;
г) для выполнения расчётов используются типичные для аналогичного объекта сложившиеся на рынке оцениваемого объекта удельные показатели стоимости (единицы сравнения), в частности цена или арендная плата за единицу площади или единицу объёма.
Из исследовательской части заключения экспертизы следует, что земельный участок с кадастровым номером N площадью - 1 002 кв. м, имеет все коммуникации, относится к землям населённых пунктов, вид разрешённого использования для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, сопоставимых по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектами оценки, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения, что соответствует требованиям пунктов 11, 24 ФСО N1. Выбор объектов-аналогов в экспертном заключении обоснован, не противоречит пункту 10 ФСО N1.
Приведённые в заключении эксперта сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости на дату оценки, каждый объект-аналог сопоставлен с объектом оценки по ценообразующим факторам, выявлены различия, в связи с наличием которых цена скорректирована с целью дальнейшего определения стоимости объекта недвижимости. В частности, экспертом учтены такие ценообразующие факторы, как местоположение, площадь, вид разрешённого использования, имущественные права, объекты капитального строительства и улучшения на земельном участке, функциональное назначение, анализ наиболее эффективного использования объектов оценки. Характеристики объектов-аналогов максимально приближены к объекту исследования. Использованные экспертом объекты-аналоги соответствуют указанному условию, что также наиболее точно отражает рынок недвижимости в районе расположения спорного объекта и в целом по Российской Федерации.
Экспертом верно определены характеристики объектов исследования, а поскольку характеристики объектов-аналогов и объектов исследования не обязательно подлежат полному совпадению, экспертом осуществлены по элементам сравнения необходимые корректировки цен аналогов, соответствующие характеру и степени отличий аналогов от оцениваемых объектов недвижимости и сглаживающие их отличия от оцениваемых объектов в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранного подхода (существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности).
Содержащиеся в заключении сведения, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки, дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтённых экспертом при расчёте итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Цены предложений к продаже объектов-аналогов установлены экспертом из открытых источников информации. Эксперт в качестве источников информации для выявления объектов-аналогов использовал принт-скрины материалов веб-сайтов, представленных к продаже объектов недвижимости, использованных при составлении экспертом в 2011 году работ по оценке в соответствующем периоде. При этом в принт-скринах указаны источники информации, даты и время добавления объявлений, их номера, а также дата и время сохранения принт-скринов указанных страниц. Копии используемых объявлений приведены в заключении в полном соответствии с требованиями пункта 11 ФСО N3.
В целом, представленная в экспертном заключении необходимая информация, идентифицирующая объекты экспертизы, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка сегмента рынка подтверждена и проверяема, имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещённых в сети "Интернет" объявлений в виде распечаток "скриншотов", позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации. Экспертное заключение содержит подробное описание проведённого исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости. Анализ полученных результатов произведён в соответствии с подпунктом "е" пункта 22 ФСО N7.
По мнению судебной коллегии, заключение судебной экспертизы полностью соответствует как положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", так и требованиям федеральных стандартов оценки.
Вопреки доводам административного истца, процессуальных оснований, предусмотренных статьёй 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для назначения по делу повторной судебной экспертизы у судебной коллегии не имеется, поскольку сомнений в обоснованности заключения эксперта, противоречий в выводах эксперта в представленном заключении экспертизы не имеется. Экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости.
С учётом доводов апелляционной жалобы и соотношения определённого экспертом размера рыночной стоимости объекта оценки с его кадастровой стоимостью, оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определилрыночную стоимость земельного участка в размере 3 763 000 рублей на 1 января 2012 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28).
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращения этого лица в Комиссию.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Газибагандов Р.А. обратился 27 декабря 2019 года в комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что датой подачи заявления Газибагандова Р.А. о пересмотре кадастровой стоимости 27 декабря 2019 года является верным.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 28 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что для целей, не связанных с налогообложением, а для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку административный истец не является собственником земельного участка с кадастровым номером N и установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной будет применяться им для определения выкупной цены (или арендной платы), поскольку административный истец обратился в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка 27 декабря 2019 года, верным является решение о том, что сведения о кадастровой стоимости, установленные решением суда первой инстанции, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определённой судом кадастровой стоимости.
Поскольку приказом Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 ноября 2019 года N 3-О "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населённых пунктов и земель водного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" утверждена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 2 780 990 рублей 88 копеек, которая применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2020 года, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению по 31 декабря 2019 года включительно.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Газибагандова Руслана Алиевича, без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.