Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Койпиш В.В.
судей
Брандиной Н.В.
Захарова А.В.
при секретаре
Поляковой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1642/2020 по иску Мотыгиной Т. В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о возобновлении выплаты страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе представителя Мотыгиной Т. В. - Буяновой О. В. на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 09 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В, объяснения представителя истца Мотыгиной Т.В. - Буяновой О.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске Пискуновой М.С, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Мотыгина Т.В. в лице своего представителя Буяновой О.В, действующей на основании доверенности, обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске) о возобновлении выплаты страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указано, что Мотыгина Т.В. являлась получателем пенсии по старости.
12 октября 2018 г. истец выехала на отдых в республику Молдова, где получила травму и в настоящее время ограничена в передвижении. В июне 2018 г. пенсионным органом приостановлена выплаты пенсии, затем прекращена.
22 октября 2019 г. сын истца Мотыгин М.В. на основании доверенности обратился в пенсионный орган с заявлением о восстановлении выплаты Мотыгиной Т.В. пенсии.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске от 28 октября 2019 г. N 280186/19 в восстановлении выплаты пенсии отказано.
10 февраля 2020 г. сын истца Мотыгин М.В. повторно обратился в пенсионный орган с заявлением о восстановлении выплаты пенсии, предоставив по требованию пенсионного органа документы, подтверждающие факты нахождения Мотыгиной Т.В. в живых, временного пребывания на территории Республики Молдовы, а также что истец не является получателем пенсии на территории указанной Республики.
Решением от 25 февраля 2020 г. N 49077/20 в восстановлении выплаты пенсии отказано.
Полагала решение пенсионного органа незаконным, ссылаясь на то, что истец родилась в Мурманской области, всю жизнь проживает в районе Крайнего Севера, местом ее постоянного фактического проживания является место регистрации в городе Мурманске (...), истец временно пребывает в селе... Молдавской Республики в период с 20 декабря 2019 г. как иностранный гражданин, имеющий постоянное место жительства за пределами Приднестровской Молдавской Республики, на учете в Центре страхования и социальной защиты не состоит и пенсию не получает.
Просила обязать ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске восстановить выплату пенсии Мотыгиной T.В, произвести выплату причитающейся суммы пенсии с момента приостановки с учетом индексации, взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг в размере 35000 рублей.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Мотыгиной Т.В. к ГУ-УПФ РФ в г. Мурманске о восстановлении выплаты страховой пенсии отказано.
В апелляционной жалобе представитель Мотыгиной Т.В. - Буянова О.В, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда изменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что, исходя из пункта 4 Положения о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации, от 17 декабря 2014 г. N 1386, в Пенсионный фонд Российской Федерации, должна предоставляться справка, подтверждающая постоянное место жительства за пределами Российской Федерации.
Между тем, пенсионный орган вывод о том, что Мотыгина Т.В. переехала на постоянное место жительства в Приднестровскую Молдавскую Республику сделал только на основании доверенности, выданной истцом в 2015 г. её сыну, которая оформлена в Приднестровской Молдавской Республике.
Учитывая, что в пенсионный орган документы подтверждающие переезд Мотыгиной Т.В. на постоянное место жительство не поступали, полагает, что оснований для приостановки выплаты страховой пенсии у ответчика не было.
Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание факт отсутствия законных оснований для приостановки, а в дальнейшем и прекращения выплаты истцу пенсии, не исследовал обстоятельства прекращения выплаты пенсии спустя три года после неявки Мотыгиной Т.В. в 2015 г. в пенсионный орган.
Отмечает, что суд первой инстанции не принял во внимание Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", согласно которому при постоянном проживании гражданина Российской Федерации, которому устанавливается пенсия, за пределами территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место постоянного жительства за пределами территории Российской Федерации.
Обращает внимание, что стороной истца были представлены надлежащие доказательства тому, что истец временно и вынужденно пребывает на территории Приднестровской Молдавской Республики как иностранный гражданин. В суд также представлены сведения о том, что Мотыгина Т.В. выход из гражданства Российской Федерации не оформляла, по вопросу получения иного гражданства и документа на право постоянного проживания в иностранном государстве не обращалась. Местом постоянного фактического проживания истца является место её регистрации в г. Мурманске. В дело также представлен медицинский документ, подтверждающий диагноз Мотыгиной Т.В. (перелом шейки бедра).
Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что истец находится на территории непризнанного государства Приднестровской Молдавской Республики, в котором действует свое законодательство. Законодательство Республики Молдова на Приднестровскую Молдавскую Республику не распространяется.
Учитывая тот факт, что Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения заключено между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова, то вынужденно находясь на территории Приднестровской Молдавской Республики, Мотыгина Т.В. лишена возможности получения пенсии.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Мотыгина Т.В, извещенная о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка не является препятствием для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, исследовав материалы пенсионного дела Мотыгиной Т.В. N 215 113836, заслушав специалиста, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (пункт 1).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" выплата пенсии приостанавливается в случае поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы.
При устранении обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, возобновление выплаты страховой пенсии производится, в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты страховой пенсии, с учетом индексации и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (по основаниям, не предусматривающим подачи пенсионером заявления) в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 и частью 8 статьи 18 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Прекращение выплаты страховой пенсии производится по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5 и 6 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок (пункт 2 части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В силу пункта 7 части 3 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" восстановление выплаты страховой пенсии производится при обращении лица, выплата страховой пенсии которому была прекращена в соответствии с пунктом 2 или 4 части 1 настоящей статьи, при наличии у него права на указанную пенсию в период после прекращения выплаты этой пенсии до обращения решение о прекращении выплаты страховой пенсии отменяется, а суммы страховой пенсии, определенные в порядке, установленном частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения.Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Мотыгина Т.В, 02 июня 1933 года рождения, с 28 февраля 1992 г. являлась получателем пенсии по старости.
Решением ГУ-ПФР в Октябрьском административном округе г. Мурманска от 15 апреля 2005 г, с 01 мая 2005 г. Мотыгиной Т.В. выплачивалась пенсия по потере кормильца.
Согласно справке ГОБУ "МЦПГМУ МО" формы N 9 от 26 мая 2020 г, Мотыгина Т.В. с 29 апреля 1988 г. по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу:... является собственником указанной квартиры (л.д.16, 62).
19 мая 2015 г. в ГУ - УПФР в Октябрьском административном округе г. Мурманска обратился Мотыгин М.В, действующий от имени Мотыгиной Т.В. на основании доверенности, с заявлением о переводе истца с пенсии по потере кормильца на страховую пенсию по старости. Одновременно с подачей заявления Мотыгин М.В. от имени Мотыгиной Т.В. написал обязательство о том, что до конца 2015 г. явиться в пенсионный орган.
При обращении в пенсионный орган Мотыгиным М.В. предъявлена доверенность от 17 апреля 2015 г, заверенная государственным нотариусом Слободзейского нотариального округа Приднестровской Молдавской Республики, из которой следует, что Мотыгина Т.В. временно зарегистрирована по адресу:...
Согласно пояснениям представителя пенсионного орана, учитывая, что обязательство о личной явке в пенсионный орган до конца 2015 г. Мотыгиной Т.В. не исполнено, с 01 июня 2018 г. выплата пенсии истцу приостановлена, с 01 июня 2019 г. выплата пенсии прекращена.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске от 28 октября 2019 г. N 280186/19 в восстановлении выплаты пенсии Мотыгиной Т.В. отказано по мотиву того, что истец согласно представленным документам временно зарегистрирована и преимущественно проживает на территории Приднестровской Молдавской Республики (л.д.13).
18 февраля 2020 г. в ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске обратилась Буянова О.В, действующая от имени Мотыгиной Т.В. на основании доверенности от 13 января 2020 г, выданной частным нотариусом Слободзейского нотариального округа Приднестровской Молдавской Республики, с заявлением о восстановлении выплаты пенсии, представив также составленное на территории Приднестровской Молдавской Республики свидетельство об удостоверении факта нахождения Мотыгиной Т.В. в живых от 19 января 2020 г. (л.д.11), копию разрешения на временное пребывание по адресу:... с 20 декабря 2019 г. по 19 декабря 2022 г, справку N 373 от 28 января 2020 г. в том, что Мотыгина Т.В. не состоит на учете в Центре социального страхования и социальной защиты г. Слободзея и Слободзейского района и не получает пенсию (пособие).
В восстановлении выплаты пенсии истцу отказано решением ГУ - УПФ РФ в г. Мурманске от 25 февраля 2020 г. N 49077/20, из которого следует, что согласно представленным документам Мотыгина Т.В. временно зарегистрирована и преимущественно проживает на территории Приднестровской Молдавской Республики (л.д.14).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения приведенных правовых норм, а также условия заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова Соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г, исследовав представленные сторонами доказательства, исходил из того, что постоянным местом жительством Мотыгиной Т.В. является её место проживания на территории Приднестровской Молдавской Республики, факт регистрации истца по месту жительства в г. Мурманске носит формальный характер и в силу возраста Мотыгина Т.В. имеет право для назначения пенсии в соответствии с законодательством Республики Молдова по новому месту жительства, в связи с чем пришел к выводу о законности решения пенсионного органа о приостановлении истцу выплаты пенсии с последующим прекращением.
С такими выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, исходя из следующего.
Так, общий порядок назначения и выплаты пенсии, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации "О страховых пенсиях", предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
Частью 3 статьи 2 Федеральным законом Российской Федерации "О страховых пенсиях" установлено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Как указано в статье 2 Соглашения, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 1 Соглашения определено, что под постоянным жительством понимается место постоянного или преимущественного проживания граждан, определяемое или признаваемое в качестве такового законодательством соответствующего государства.
Согласно статье 4 Соглашения стороны предоставляют на своей территории постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим (приехавшим) их другой Стороны, одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения.
Назначение пенсий гражданам обоих государств производится по месту их постоянного жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 г. (статья 5 Соглашения).
В силу статьи 7 Соглашения при переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого государства выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данного Соглашения, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации, по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 04 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 02 февраля 1998 г. N 4-П, от 02 июня 2011 г. N 11-П; Определения от 05 октября 2000 г. N 199-О, от 04 марта 2004 г. N 146-О, от 06 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О, от 27 мая 2010 г. N 741-О-О, от 17 ноября 2011 г. N 1597-О-О, от 05 июня 2012 г. N 1059-О, от 17 июня 2013 г. N 996-О).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, согласно представленной МВД Приднестровской Молдавской Республики информации от 02 июля 2020 г. N 18/5999, Мотыгина Т.В, зарегистрирована по месту пребывания с 20 декабря 2019 г. до 19 декабря 2022 г. по адресу:.., по национальному паспорту России *, выданному ОВД Октябрьского округа г. Мурманска ***, в гражданстве Приднестровской Молдавской Республики не состоит.
Из представленной в материалы дела справки от 18 февраля 2019 г, выданной медицинским учреждением Приднестровской Молдавской Республики, следует, что Мотыгиной Т.В. получена травма в виде ***, больная прикована к постели, самостоятельно не передвигается, нуждается в посторонней помощи.
Из пояснений суду апелляционной инстанции представителя истца следует, что до настоящего времени состояние истца не улучшилось, что препятствует выезду Мотыгиной Т.В. по месту жительства в Россию, При таких обстоятельствах вывод суда о выезде истца на постоянное место жительства в Приднестровскую Молдавскую Республику, по мнению судебной коллегии, не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
То есть нахождение истца в течение длительного времени на территории другого государства в связи с полученной травмой, учитывая утрату истцом возможности самостоятельно передвигаться, нуждаемость в посторонней помощи, принимая во внимание возраст истца (87 лет), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у пенсионного органа правовых оснований для приостановления и прекращения выплаты истцу страховой пенсии, применительно к приведенным нормам о пенсионном обеспечении.
Кроме того, из пояснений представителя пенсионного органа и представленных документов следует, что с 01 декабря 2018 г. выплата страховой пенсии истцу возобновлена, о чем принято соответствующее решение.
При таком положении решение суда об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований подлежит отмене с принятием по делу в пределах заявленных требований нового решения об обязании пенсионного органа восстановить Мотыгиной Т.В. выплату пенсии и произвести выплату причитающейся суммы страховой пенсии с учетом индексации с даты приостановления.
Иные требования применительно к настоящему спору стороной истца не заявлялись, в том числе о размере страховой пенсии, порядке выплаты, начислении коэффициента.
С учетом удовлетворения заявленных требований в соответствии с положениями статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца подлежат возмещению судебные расходы, размер которых, исходя из критериев разумности, соразмерности, а также объема оказанных услуг, сложности дела, судебная коллегия определяет в размере 15000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 09 июля 2020 г. отменить, принять по делу новое решение.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске восстановить Мотыгиной Т. В. выплату страховой пенсии и обязать произвести выплату причитающихся сумм страховой пенсии с учетом индексации с даты приостановления.
Взыскать в пользу Мотыгиной Т. В. с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске в возмещение судебных расходов 15 000 рублей.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.