Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Есениной Т.В, Чуфистова И.В.
при секретаре Зобиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-4625/2020 по апелляционной жалобе Иванова К. А. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июня 2020 года по административному исковому заявлению Иванова К. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете изменений, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Иванова К.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов К. А. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по Ленинградской области) от 10 октября 2019 года N... об отказе в учете изменений объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "адрес".
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Иванов К.А. просил обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию учета изменений объекта недвижимости на основании заявления от 28 июня 2019 года и предоставленных 09 августа 2019 года документов; взыскать государственную пошлину в размере "... " рублей (л.д.3-6, 46-47).
В обоснование заявленных требований Иванов К.А. указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "... ", расположенный по адресу: "адрес", на основании договора дарения от 31 мая 2016 года; 28 июня 2019 года обратился в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением об учете изменений в отношении данного земельного участка в связи с уточнением местоположения границ и площади. К указанному заявлению был приложен, в том числе межевой план б/н от 28 июня 2019 года, однако 09 июля 2019 года административным ответчиком было принято решение о приостановлении учета изменений на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации. При этом, в уведомлении не было указано, в чем именно выражено несоответствие предоставленного документа действующему законодательству. 09 августа 2019 года административным истцом было подано заявление о принятии дополнительных документов с приложением межевого плана б/н от 06 августа 2019 года с внесенными изменениями. В нарушение установленного пунктом 6 части 1 статьи 16 Закона о регистрации срока осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и пункта 239 Административного регламента, 21 августа 2019 года (вместо 14 августа 2019 года) административным ответчиком было принято решение об отказе в снятии приостановления на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации по основаниям, изложенным в уведомлении о приостановлении учета изменений от 09 июля 2019 года. Основания, по которым не принят откорректированный межевой план от 06 августа 2019 года в качестве надлежащего, в уведомлении от 21 августа 2019 года отсутствуют.
По мнению административного истца, решение от 10 октября 2019 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости является незаконным, поскольку противоречит части 10 статьи 22 Закона о регистрации, пункту 70 Требований к подготовке межевого плана, приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2016 года N 173; в представленном межевом плане б/н от 06 августа 2019 года в пункте 3 раздела "Исходные данные" указан чертеж границ земельного участка, являющийся Приложением к свидетельству на право собственности на землю, выданному Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ломоносовского района Ленинградской области 06 февраля 1995 года. Указанный чертеж является документом, устанавливающим границы земельного участка в соответствии с действовавшим ранее порядком. Указанный чертеж границ находится в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. В качестве обоснования существования границ земельного участка в разделе "Заключение кадастрового инженера" сделана ссылка на пункт 32 статьи 26 Закона о регистрации в редакции, действовавшей до 16 сентября 2019 года. Кроме того, согласно пункту 7 описи документов, принятых для оказания государственных услуг, чертёж границ земельного участка был предоставлен в Росреестр административным истцом 23 октября 2018 года. Сведения о том, что указанный документ не соответствует требованиям действовавшего на момент его выдачи законодательства и не был принят в качестве надлежащего со ссылкой на норму закона в решении от 10 октября 2019 года отсутствуют.
Также административный истец указал, что решение от 10 октября 2019 года принято не в соответствии с формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2016 года N 173, а именно: вместо "уведомление" данный документ озаглавлен "решение", не содержит "наименование органа регистрации прав", вместо этого указано "наименование органа кадастрового учета"; в качестве места принятия решения указан "Санкт-Петербург", тогда как документы передавались в Управление Росреестра по Ленинградской области, объект недвижимого имущества также расположен на территории Ленинградской области; отсутствует лицо и его адрес, которому данное уведомление об отказе направляется в виде бумажного носителя; не указана дата окончания приостановления; не указаны вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес расположения; указано, что отказывается в учетном действии "кадастровый учет", тогда как документы поданы на учет изменений объекта недвижимости; не указано, что отказ в соответствии с частью 12 статьи 29 Закона может быть обжалован в суд; не указан офис приема-выдачи документов, куда необходимо обратиться заявителю для получения представленных документов, его адрес, телефон и часы приема; не указано, что лицо, принявшее решение об отказе является государственным регистратором прав - решение принято неуполномоченным на то лицом.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июня 2020 года в удовлетворении административного иска Иванова К.А. отказано (л.д.98-114).
В апелляционной жалобе административный истец Иванов К.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального и процессуального права, что является основанием для отмены или пересмотра решения суда в апелляционном порядке; суд первой инстанции признал оспариваемое решение административного ответчика законным по иным основаниям, не указанным в самом решении, что является незаконным; основания приостановления осуществления действий по учету изменений в отношении земельного участка, изложенные в решениях N... и N... от 09 июля 2019 года, устранены, в связи с чем обоснованных оснований для принятия оспариваемого решения у административного истца не было; административный ответчик не указал в решении N... причины, по которым не принял откорректированный межевой план земельного участка Nб/н от 05 августа 2019 года; решение Управления Росреестра по Ленинградской области от 10 октября 2019 года N... принято не в соответствии с утвержденной приказом Министерства экономического развития России от 25 марта 2016 года N 173 формой и лицом, не подтвердившим свой статус государственного регистратора прав (л.д.152-161, 164-166, 172-174).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - по электронной почте.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Представитель административного ответчика Управления Росрестра по Ленинградской области об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, поддерживавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого рода нарушения допущены судом первой инстанции.
Судом первой инстанции установлены и подтверждается материалами дела следующие обстоятельства.
Иванову К.А. на праве собственности с 28 ноября 2018 года принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "... ", кадастровый N.., площадью 1000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 30, оборот; 57-60).
28 июня 2019 года Иванов К.А. обратился в ГБУ ЛО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)" филиал "Гатчинский" и представил заявление о государственном учете изменений объекта недвижимости N... и межевой план на оптическом компакт-диске, просил провести государственный учет изменений объекта недвижимости, а именно: уточнить границы указанного выше земельного участка, определив размер площади уточняемого земельного участка 1400 кв.м. (л.д. 32, 50-51).
Решением (уведомлением) Управления Росреестра по Ленинградской области от 09 июля 2019 года N... приостановлено осуществление действий по учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером: "... ", расположенного по адресу: "адрес", начиная с 09 июля 2019 года до 09 октября 2019 года (л.д.16-17).
Решением (уведомлением) Управления Росреестра по Ленинградской области от 21 августа 2019 года N 47/19-72697 Иванову К.А. отказано в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений (л.д. 21, оборот).
Решением Управления Росреестра по Ленинградской области от 10 октября 2019 года N... Иванову К.А. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия уведомления о приостановлении (л.д. 22, оборот).
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно части 3 статьи 1 названного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация носит публичный характер, государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Таким образом, последствием не устранения причин, по которым процедура проведения кадастрового учета была приостановлена, является принятие регистрирующим органом решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Согласно пункту 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года N 278 (далее - Административный регламент), уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления. Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N221-ФЗ.
В соответствии с пунктом 71 названного Административного регламента уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов. Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 239 Административного регламента установлено, что в случае если документы, дополнительно представленные заявителем, устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав возобновляются со дня представления дополнительных документов на срок, оставшийся (неистекший) до приостановления. В случае если документы, дополнительно представленные заявителем, не устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отсутствуют необходимые сведения или сведения не исправлены либо дополнительно представленные документы выявили новые основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием причин, препятствующих их осуществлению.
Административным ответчиком нарушены указанные положения Административного регламента.
Так, приостанавливая осуществление государственного кадастрового учета изменений, административный ответчик указал, что согласно части 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. В соответствии со статьей 70 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 08 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. Для устранения причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав необходимо представить межевой план, оформленный в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства. С целью устранения замечаний, выявленных в результате рассмотрения документов, представленных с заявлением, необходимо обратиться к кадастровому инженеру, выполнившему межевой план. Осуществление государственного кадастрового учета изменений приостановлено до 09 октября 2019 года (л.д. 16-17).
09 августа 2019 года Иванов К.А. представил в Управление Росреестра по Ленинградской области через ГБУ ЛО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" филиал "Гатчинский" заявление N... о предоставлении дополнительных документов - межевого плана на оптическом компакт-диске (л.д. 31, 52-53).
Уведомлением от 21 августа 2019 года N... под названием "о приостановлении учета изменений. Решение об отказе в снятии приостановления" Управление Росреестра по Ленинградской области повторно указало, что для устранения причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав необходимо представить межевой план, оформленный в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства. С целью устранения замечаний, выявленных в результате рассмотрения документов, представленных с заявлением, необходимо обратиться к кадастровому инженеру, выполнившему межевой план. Также Управление Росреестра по Ленинградской области повторно привело в уведомлении положения части 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и статьи 70 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 08 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (л.д.21).
В решении об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 10 октября 2019 года N... Управление Росреестра по Ленинградской области повторно изложило положения части 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и статьи 70 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 08 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" и указало, что срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета истек и обстоятельства, послужившие основанием для принятия уведомления о приостановлении, не устранены (л.д.22).
Таким образом, ни в одном из трех принятых административным ответчиком решений (уведомлений) не указаны причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
При этом, отказывая в осуществления государственного кадастрового учета и принимая уведомление "о приостановлении учета изменений. Решение об отказе в снятии приостановления" от 21 августа 2019 года, административный ответчик не указал, в чем именно заключалось несоблюдение требований нормативных правовых актов как первоначально, так и дополнительно представленных 09 августа 2019 года документов.
При таких обстоятельствах, решение Управления Росреестра по Ленинградской области от 10 октября 2019 года N... об отказе в учете изменений объекта недвижимости не может быть признано законным, и потому решение суда, как не соответствующее части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным решения Управления Росреестра по Ленинградской области от 10 октября 2019 года N... об отказе в учете изменений объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "адрес".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность повторно в срок до 1 ноября 2020 года рассмотреть заявление Иванова К.А. от 28 июня 2019 года об осуществлении государственной регистрации учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "адрес".
Также согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины за подачу административного иска "... " рублей и апелляционной жалобы в размере "... " рублей, а всего "... " рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июня 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 10 октября 2019 года N... об отказе в учете изменений объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "адрес".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области до 1 ноября 2020 года повторно рассмотреть заявление Иванова К. А. от 28 июня 2019 года об осуществлении государственной регистрации учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "адрес".
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в пользу Иванова К. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере "... " рублей.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Приморский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.