Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Администрации Петрозаводского городского округа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 августа 2020 года по административному исковому заявлению Басманов Ю.Б. к администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании нормативно-правового акта.
По первой инстанции решение вынесено Петрозаводским городским судом Республики Карелия 08 июня 2020 года номер дела N 2а-2352/2020
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, заключение прокурора Кичаевой О.А. об оставлении состоявшихся по делу судебных актов без изменения, УСТАНОВИЛА:
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 09 января 2014 г. N 01 "О закреплении муниципальных образовательных организаций Петрозаводского городского округа за территорией Петрозаводского городского округа" (далее - Постановление) муниципальные образовательные организации Петрозаводского городского округа закреплены за территорией Петрозаводского городского округа (п. 1).
Руководителям муниципальных образовательных организаций Петрозаводского городского округа предписано обеспечить прием граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплены соответствующие образовательные организации (п. 2 Постановления).
На информационно-аналитическое управление аппарата администрации Петрозаводского городского округа возложена обязанность опубликовать настоящее Постановление в источнике официального опубликования муниципальных правовых актов (п. 4 Постановления).
Признаны утратившими силу пп. 1.4, 1.5, 1.6 п. 1 постановления администрации Петрозаводского городского округа от 08 февраля 2012 г. N 556 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 11 ноября 2010 г. N 3724" (п. 4 Постановления).
Названный нормативный правовой акт опубликован в установленном законом порядке в источнике официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления г. Петрозаводска - газете "Петрозаводские городские страницы" от 17 января 2014 г. N 1 и размещен на сайте администрации Петрозаводского городского округа.
Административный истец просил признать данное постановление не действующим по мотивам его несоответствия положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу, поскольку в результате отсутствия закрепления муниципальных образовательных учреждений за конкретными районами г. Петрозаводска его дети не были зачислены в первый класс такого учреждения в районе их проживания.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 июня 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 августа 2020 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 июня 2020 г. по настоящему делу отменено, принято по делу новое решение о частичном удовлетворении административного иска. Признан не действующим со дня вступления в законную силу апелляционного определения пункт 1 постановления администрации Петрозаводского городского округа от 09 января 2014 г. N 01 "О закреплении муниципальных образовательных организаций Петрозаводского городского округа за территорией Петрозаводского городского округа". На администрацию Петрозаводского городского округа возложена обязанность в течение двух месяцев со дня получения настоящего апелляционного определения принять новый нормативный правовой акт о закреплении муниципальных образовательных организаций Петрозаводского городского округа за конкретными территориями Петрозаводского городского округа. В удовлетворении остальной части требований отказано. С администрации Петрозаводского городского округа в пользу Басманова Ю.Б. взысканы судебные расходы в сумме 450 руб.
На вступившее в законную силу апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 августа 2020 года административный ответчик Администрация Петрозаводского городского округа подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие обстоятельства судом не установлены.
Отменяя незаконное решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия правильно исходила из следующего.
Вопрос общедоступности образования неоднократно являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В частности, в постановлении от 05 июля 2017 г. N 18-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Гарантии доступности права каждого на образование, признаваемого международным сообществом в качестве одного из основных и неотъемлемых прав человека (ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 2 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 28 Конвенции о правах ребенка), закреплены также в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г.) и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, понимающих под доступностью образования равные для всех права и возможности его получения, что предполагает доступность не только экономическую (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Существенным элементом создания социально-экономических условий для получения образования является обеспечение территориальной доступности образовательных организаций, предоставляющих общее (начальное, основное, среднее) образование, тем более что использование при его получении дистанционных образовательных технологий с применением информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 16 Закона об образовании) не носит массового характера и, по крайней мере в настоящее время, не может заменить обычный учебный процесс, предполагающий непосредственное взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
В соответствии со ст. 67 Закона об образовании правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом (ч. 2); правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3). Во исполнение этих предписаний органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования ведут, как следует из названного Федерального закона, учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также закрепляют муниципальные образовательные организации за конкретными территориями муниципального района, городского округа, в том числе в целях обеспечения доступности таких образовательных организаций для детей, проживающих на этих территориях (п. 6 ч. 1 ст. 9 и ч. 5 ст. 63).
Территориальная доступность муниципальных образовательных организаций, создаваемых органами местного самоуправления муниципального района или городского округа в рамках исполнения возложенных на них полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечивается их созданием в достаточном количестве и расположением в пешеходной доступности для обучающихся, проживающих на соответствующих частях территории муниципального образования.
Критерии территориальной доступности общеобразовательных организаций конкретизированы в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что, несмотря на то, что п. 2.4 названных СанПиН в отношении доступности городских образовательных учреждений содержит нормы рекомендательного характера, системный анализ приведенных выше положений и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, а также постановления данного суда от 23 июля 2020 г. N 39-П (п. 4), позволяет прийти к выводу о том, что правовым средством, обеспечивающим такую доступность в городских округах, является принятие органом местного самоуправления решения о закреплении образовательной организации за конкретной территорией муниципального района.
При этом, исходя из п. 7 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32, приятие такого распорядительного акта является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.
Поскольку целью рассматриваемого правового регулирования является обеспечение возможности детям посещать образовательные учреждения, расположенные прежде всего в пределах территориальной доступности, а г. Петрозаводск представляет собой крупный населенный пункт, в состав которого входят и удаленные микрорайоны, обозначенный распорядительный акт должен создавать соответствующие правовые последствия, в частности, условия для зачисления детей, проживающих в районе месторасположения образовательной организации.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции обоснованно установлено, что избранный административным ответчиком способ правового регулирования - закрепление всех образовательных организаций Петрозаводского городского округа за всей территорией Петрозаводского городского округа, на возникновение таких правовых последствий не направлен. Напротив, он создает условия, при которых граждане при зачислении в образовательные организации детей в период с 01 февраля по 30 июня текущего года, рассчитанный на обучающихся, проживающих на закрепленной территории (п. 14 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования), вынуждены одновременно подавать документы на зачисление детей в несколько образовательных учреждений, в том числе и по экстерриториальному принципу, что приводит к искусственному увеличению спроса на конкретные учреждения, снижает возможность посещения детьми таких учреждений в районах их проживания, и с очевидностью не соотносится с принципом общедоступности образования.
По факту выявленных нарушений 14 марта 2017 г. в адрес администрации Петрозаводского городского округа Петрозаводским городским судом Республики Карелия было направлено частное определение, в котором обращено внимание главы администрации Петрозаводского городского округа на необходимость принятия мер по своевременному учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также закреплению образовательных организаций за конкретными территориями городского округа.
Согласно ответу администрации Петрозаводского городского округа от 14 апреля 2017 г, администрация считает целесообразным организовать постепенный переход к закреплению муниципальных общеобразовательных организаций за конкретными территориями Петрозаводского городского округа, сохранив при приеме на 2017/2018 учебный год существующий порядок закрепления. На основании поручения Главы Республики Карелия администрацией совместно с Министерством образования Республики Карелия согласован план действий по поэтапному переходу к закреплению муниципальных общеобразовательных организаций за конкретными территориями, утвержден состав рабочей группы, на заседании которой рассматривались вопросы по разработке картографических схем территориального закрепления по улицам и номерам домов, распложенных вблизи конкретных образовательных организаций и закрепления муниципальных общеобразовательных организаций повышенного спроса. В 2018 г. прием детей в первые классы Петрозаводского городского округа будет осуществляться в соответствии с новым порядком закрепления.
Таким образом, административным ответчиком проведена необходимая работа в данном направлении, однако распорядительного акта о закреплении не принято до настоящего времени.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует приведенным выше требованиям закона и нарушает как субъективные права административного истца, так и права неопределенного круга лиц.
Суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал несостоятельной ссылку суда первой инстанции на положения Закона Республики Карелия от 01 ноября 2004 г. N 813-3PK "О городских, сельских поселениях в Республике Карелия" и Закона Республики Карелия от 01 декабря 2004 г. N 824-ЗРК "О наделении городских поселений статусом городского округа", согласно которым Петрозаводский городской округ в пределах муниципального образования не имеет внутреннего территориального деления, поскольку под конкретными территориями, за которыми подлежат закреплению образовательные организации, понимается не территория всего муниципального образования, а элементы планировочной структуры населенного пункта, определенные приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 г. N 738/пр "Об утверждении видов элементов планировочной структуры".
Суд правомерно пришел к выводу о том, что не имеет отношения к делу суждение о том, что причиной незачисления детей административного истца в испрашиваемое им образовательное учреждение явилось не отсутствие закрепления этого учреждения за конкретным районом, а недостаточность в этом учреждении мест.
Спор о зачислении детей Басманова Ю.Б. в образовательное учреждение, рассмотренный Петрозаводским городским судом Республики Карелия, является прямым следствием отсутствия в Петрозаводском городском округе надлежащего правового регулирования вопроса закрепления образовательных организаций за конкретными территориями.
Тот факт, что в настоящее время дети административного истца зачислены в образовательное учреждение по месту их жительства, не относится к числу обстоятельств, влекущих отказ в иске или прекращение производства по делу в порядке абстрактного нормоконтроля.
Принимая во внимание, что признание оспариваемого акта не действующим влечет недостаточную правовую урегулированность спорных правоотношений, в порядке п. 37 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации на администрацию Петрозаводского городского округа обосновано возложена обязанность в течение двух месяцев со дня получения апелляционного определения принять новый нормативный правовой акт о закреплении муниципальных образовательных организаций Петрозаводского городского округа за конкретными территориями Петрозаводского городского округа.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлении суда апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 августа 2020 года по административному исковому заявлению Басманов Ю.Б. к администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании нормативно-правового акта, оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 августа 2020 года и настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 21 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.