Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2017 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Внимание КС РФ привлекла финансовая сторона вопроса организации перевозки детей, которые учатся в государственных и муниципальных школах.

По Закону об образовании организация бесплатной перевозки школьников между поселениями возложена на учредителей соответствующих образовательных организаций.

КС РФ счел эту норму конституционной в той мере, в какой она предполагает, что такая перевозка должна быть обязательно организована, если из-за транспортной доступности школ в конкретном муниципалитете возможность для детей получить основное образование существенно затруднена или не может быть обеспечена.

Между тем в ином значении эти положения признаны неконституционными начиная с 01.07.2018 (в т. ч. из-за сроков бюджетного планирования).

Они являются таковыми в той мере, в какой на учредителя школы (муниципальный район или городской округ) возлагаются расходы на перевозку детей, проживающих в другом муниципальном районе или городском округе.

Речь идет о ситуации, когда там, где проживают такие дети, у них нет возможности получить основное образование или это затруднительно из-за территориальной доступности школ.

В таком случае учредителю той школы, где учатся дети, приходится оплачивать подобную перевозку за счет средств своего бюджета - без предоставления ему средств из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы или без компенсации из бюджета того муниципального района или городского округа, в котором проживают данные школьники.

Федеральное Собрание и Правительство РФ должны внести в правовое регулирование изменения с тем, чтобы установить надлежащие условия реализации полномочий по организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных школах, а также источники и порядок финансирования такой деятельности.

Кроме того, как подчеркнул КС РФ, регионы тоже могут принять меры по финансовому обеспечению (софинансированию) осуществления данного полномочия.

Также КС РФ рекомендовал внести уточнения в определения некоторых понятий, используемых для данных целей в Законе об образовании (например, "городской округ"), и объяснил причины этого.


Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2017 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан"


Постановление размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)


Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 июля 2017 г., в "Российской газете" от 17 июля 2017 г. N 155, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 2017 г. N 29 ст. 4437, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2017 г., N 5