Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Орел" - управляющей организации акционерного общества "Газпром газораспределение Орел" ФИО1 (далее по тексту - Грачев А.В.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Советского района г. Орла от 24 апреля 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Орла от 11 июня 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Газпром газораспределение Орел" (далее по тексту - АО "Газпром газораспределение Орел") по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Советского района г. Орла от 24 апреля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Орла от 11 июня 2020 года, АО "Газпром газораспределение Орел" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Орел" - управляющей организации акционерного общества "Газпром газораспределение Орел" Грачев А.В. просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Прокуратура Советского района г. Орла, уведомлённая в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче указанной жалобы, возражений на нее в установленный срок не представила.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО "Газпром газораспределение Орел" к административной ответственности) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Советского района г. Орла в отношении АО "Газпром газораспределение Орел" проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проверки установлено, что 26 февраля 2019 года между АО "Газпром газораспределение Орел" и ФИО6 заключен трудовой договор NТРО-005/19 К, в соответствии с условиями которого последний принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ в филиал АО "Газпром газораспределение Орел" в пос. Кромы в комплексную службу газового оборудования на должность слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда на неопределенный срок, о чем 26 февраля 2019 года издан приказ "данные изъяты".
Ранее Шабаршилов Ю.Н. замещал должность командира отделения комендантского взвода по охране объектов органов внутренних дел Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской, включенную в Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МВД России от 16 декабря 2016 года "данные изъяты"
Шабаршилов Ю.Н. уволен из органов внутренних дел 8 ноября 2018 года.
По результатам проверки сделан вывод о том, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции работодатель АО "Газпром газораспределение Орел" не сообщил в десятидневный срок представителю нанимателя по последнему месту службы Шабаршилова Ю.Н. о заключении с указанным лицом трудового договора.
31 января 2020 года постановлением исполняющего обязанности заместителя прокурора Советского района г. Орла в отношении АО "Газпром газораспределение Орел" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "Газпром газораспределение Орел" постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Между тем принятые по настоящему делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу частей 1 и 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 указанной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Предусмотренной частью 4 статьи 12 названного закона обязанности работодателя корреспондирует закрепленная в части 2 этой статьи обязанность гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 данной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Аналогичная обязанность гражданина предусмотрена статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В ходе производства по настоящему делу защитником АО "Газпром газораспределение Орел" последовательно указывалось на то, что при приеме Шабаршилова Ю.Н. на работу последний не сообщил сведения о занимаемой им в период службы в органах внутренних дел Российской Федерации должности.
Как следует из материалов дела, при трудоустройстве в общество Шабаршиловым Ю.Н. была предъявлена трудовая книжка, в которой отсутствовали сведения о занимаемой им в период службы в органах внутренних дел Российской Федерации должности. В трудовой книжке содержалась лишь запись о прохождении им непрерывно службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
В автобиографии, заполненной 26 февраля 2019 года Шабаршиловым Ю.Н. при трудоустройстве в АО "Газпром газораспределение Орел", им было указано прежнее место работы - УМВД России по Орловской области (л.д. 90). Вместе с тем должность, которую он замещал, в автобиографии им не была указана.
В заявлении, поданном на имя исполнительного директора АО "Газпром газораспределение Орел" Грачева А.В, Шабаршилов Ю.Н. указал, что работал в УМВД России по Орловской области, не являлся государственным служащим, должность, которую он замещал, также им указана не была.
При рассмотрении дела опрошенная в качестве свидетеля специалист по работе с персоналом в АО "Газпром газораспределение Орел" Маврина Н.Ю. поясняла, что при приеме на работу Шабаршиловым Ю.Н. были представлены: трудовая книжка, паспорт, диплом и автобиография. В трудовой книжке Шабаршилова Ю.Н. она видела запись о прохождении им службы в УМВД России по Орловской области, но какую должность он ранее занимал, она не выясняла, поскольку Шабаршилов Ю.Н. на ее вопрос ответил, что не являлся государственным служащим.
Согласно показаниям опрошенного в ходе рассмотрения дела Шабаршилова Ю.Н, при приеме его на работу в АО "Газпром газораспределение Орел" специалист по работе с персоналом общества Маврина Н.Ю. не выясняла у него, какую он занимал ранее должность в УМВД России по Орловской области. Также он не сообщал работодателю о том, что занимал должность государственного служащего, поскольку ему не было известно о том, что ранее занимаемая им должность относится к государственной службе.
Анкета при трудоустройстве (приеме на работу) Шабаршилова Ю.Н. в АО "Газпром газораспределение Орел" не оформлялась.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют сделать вывод о том, что работодателю АО "Газпром газораспределение Орел" на момент трудоустройства Шабаршилова Ю.Н. было известно о том, что последний замещал должность командира отделения комендантского взвода по охране объектов органов внутренних дел УМВД России по Орловской области.
Материалы дела не только не содержат доказательств того, что Шабаршилов Ю.Н. при заключении трудового договора сообщил работодателю полные сведения о последнем месте службы (а именно, о занимаемых должностях в период службы в органах внутренних дел), но и в них отсутствуют сведения о том, какую именно должность замещал Шабаршилов Ю.Н. в УМВД России по Орловской области до трудоустройства в общество.
На данные обстоятельства неоднократно указывалось защитником АО "Газпром газораспределение Орел" в судебных заседаниях по рассмотрению дела мировым судьей и судьей районного суда, а также в жалобе, поданной на состоявшееся по делу постановление, однако надлежащая правовая оценка этим доводам не дана.
Отсутствие у работодателя сведений о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в установленный нормативными правовыми актами перечень, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым, с учетом того, что обязанность по сообщению сведений о замещаемой гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в Перечни, возложена на бывшего государственного (муниципального) служащего, невыполнение данной обязанности указанным лицом при отсутствии у работодателя сведений о ранее замещаемой им должности государственной (муниципальной) службы, включенной в Перечни (например, отсутствие указанных сведений в трудовой книжке, документах воинского учета, военном билете, заполняемой гражданином при трудоустройстве анкете), свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения работодателя к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (части 2, 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Изложенное также согласуется с правовым подходом, сформулированным Верховным Судом Российской Федерации в пунктах 6 и 7 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года.
В частности, в пункте 7 названного Обзора обращено внимание на установленный частью 3 статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации запрет требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Положения Трудового кодекса Российской Федерации и Закона о противодействии коррупции не возлагают на работодателя, заключающего трудовой договор с бывшим государственным или муниципальным служащим, обязанность самостоятельно устанавливать путем запроса от иных лиц сведения о должности государственного или муниципального служащего, занимаемой им ранее.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 1 Советского района г. Орла от 24 апреля 2020 года и решение судьи Советского районного суда г. Орла от 11 июня 2020 года подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии названного юридического лица состава вменяемого административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Орел" - управляющей организации акционерного общества "Газпром газораспределение Орел" ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Советского района г. Орла от 24 апреля 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Орла от 11 июня 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Газпром газораспределение Орел" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись О.Н. Найденова
Копия верна:
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.