Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В.
судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Негерева ФИО7 на решение Кировского районного суда города Астрахани от 16 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 18 сентября 2019 года по административному делу по административному иску Негерева Игоря Александровича к министерству социального развития и труда Астраханской области о признании решения о прекращении выплаты доплаты к пенсии по старости (инвалидности) незаконным.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Негерев И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании распоряжения о прекращении доплаты к пенсии по инвалидности от 05 апреля 2019 года незаконным.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что в период с 2001 по сентябрь 2006 года он являлся депутатом Астраханской Государственной Думы третьего созыва. Право на доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) возникло у Негерева И.А. на основании Закона Астраханской области от 22 июля 2003 года N35/2003-03 "О статусе депутата Думы Астраханской области" с 19 сентября 2006 года по окончании срока полномочий Астраханской Думы 3-го созыва.
С 18 марта 2019 года Негереву И.А. на основании распоряжения Министерства социального развития и труда Астраханской области N1536 от 05 апреля 2019 года прекращена выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Правовым основанием для прекращения выплаты доплат явилась часть 3 статьи 2 Закона Астраханской области от 04.03.2019 N11/2019-ОЗ "О внесении изменений в статью 1 Закона Астраханской области "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области" и письмо УМВД России по Астраханской области от 21.03.2019 N2/1264.
Не согласившись с решением Министерства социального развития и труда Астраханской области от 05 апреля 2019 года Негерев И.А. обратился в суд с иском о признании названного решения незаконным.
Решением судьи Кировского районного суда города Астрахани от 16 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований административному истцу отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 18 сентября 2019 года решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Негерев И. А. просит решение судьи Кировского районного суда города Астрахани от 16 июля 2019 года и апелляционное определение Астраханского областного суда от 18 сентября 2019 года отменить в связи с тем, что спорные судебные акты вынесены при неправильном применении норм материального права и при несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30 апреля 2019 года кассационная жалоба Негерева И.А. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции Негерев И.А. извещен телефонограммой от 28 мая 2020 года. При извещении от участия в судебном заседании суда кассационной инстанции отказался, пояснил, что является инвалидом и не может обеспечить присутствие в судебном заседании, при этом указал, что его интересы в судебном заседании будет представлять Кузенев С.Е.
Кузенев С.Е. о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции извещен посредствам почтового отправления. 28 мая 2020 года Кузенев С.Е. повторно извещен о дате судебного заседания телефонограммой. При извещении телефонограммой представитель административного истца Кузенев С.Е. от подачи заявления об отложении судебного заседания отказался, от участия в судебном заседании отказался. Поскольку заявитель жалобы, его представитель, а также иные лица о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Аналогичная норма предусмотрена частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Для лиц, замещавших государственные должности Астраханской области предусматривается пенсионное обеспечение на условиях установленных Законом Астраханской области от 04 октября 2006 года N71/2006-ОЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области". Статьей 1 Закона Астраханской области от 04 октября 2006 года N71/2006-ОЗ предусмотрено, что лица, замещавшие государственные должности Астраханской области не менее одного года и получившие денежное содержание за счет средств бюджета Астраханской области, освобожденные от государственных должностей Астраханской области, за исключением случаев освобождения от государственных должностей Астраханской области за виновные действия, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), к пенсии досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032 - 1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Законом Астраханской области от 04 марта 2019 года N11/2019-ОЗ "О внесении изменений в статью 1 Закона Астраханской области "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области" установлено, что ежемесячная доплата, указанная в части 1 настоящей статьи не устанавливается лицам, замещавшим государственные должности Астраханской области, в отношении которых вынесен и вступил в силу обвинительный приговор суда либо уголовное дело (уголовное преследование) в отношении них прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Поскольку Негерев И.А. 15 октября 2010 года был осужден Ленинским судом города Астрахани за совершение преступлений, предусмотренных статьей 318, частью 1 статьи 319 Уголовного кодекса Российской Федерации и приговорен к штрафу в размере 160 000 рублей, 01 июня 2012 года был осужден Кировским судом города Астрахани за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 306 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев Министерство социального развития и труда Астраханской области вынесло распоряжение от 05 апреля 2019 года N1536, которым Негереву И.А. с 18 марта 2019 года прекращена ежемесячная доплата к страховой пенсии старости (инвалидности).
Полномочия Министерства социального развития Астраханской области по реализации норм закона N11/2019-ОЗ от 04 марта 2019 года установлены постановлением губернатора Астраханской области N299 от 09 июля 2007 года. Таким образом, довод кассационной жалобы об отсутствии у министерства социального развития и труда Астраханской области полномочий противоречит номам действующего законодательства.
Судебными инстанциями верно отмечено, что порядок выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), а также порядок прекращения данных выплат лицам, замещавшим государственные должности Астраханской области сроком не менее одного года, является дополнительным к установленной этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования страховой пенсии, поэтому само по себе установление законодателем субъекта правил назначения таких пенсий или их отмены не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 03 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и 108-О-О, от 02 апреля 2009 года N 473-О-О, согласно которой полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия соответствующего федерального закона, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, или их неправильного применения повлекших вынесение незаконного судебного постановления, содержащиеся в них выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции.
Оснований перечисленных в части 1 статьи 310 КАС РФ по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Кировского районного суда города Астрахани от 16 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда 18 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Негерева Игоря Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.