Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Томашевич А.Н, поступившую в суд первой инстанции 13 августа 2020 года, на решение Краснодарского краевого суда от 04 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Европа-Сити" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение представителя административного истца Беседина Н.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Европа-СИТИ" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, департаменту имущественных отношений Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- кадастровый (или условный) номер N площадью 5106 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "поликлиника со станцией скорой помощи", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 1251100 рублей;
- кадастровый (или условный) номер N площадью 24238 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "многоэтажные жилые дома со встроено-пристроенными на 1 этаже помещениями общественного назначения", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 5939000 рублей;
- кадастровый (или условный) номер N, площадью 33809 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "общественные здания административного назначения", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 8284200 рублей;
- кадастровый (или условный) номер N площадью 31084 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "многоэтажные жилые дома со встроено-пристроенными на 1 этаже помещениями общественного назначения", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 7616500 рублей;
- кадастровый (или условный) номер N, площадью 7305 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "многоэтажные жилые дома", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 1789900 рублей;
- кадастровый (или условный) номер N, площадью 31417 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "многоэтажные жилые дома со встроено-пристроенными на 1 этаже помещениями общественного назначения", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 7698000 рублей;
- кадастровый (или условный) номер N, площадью 8701 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 2132000 рублей;
- кадастровый (или условный) N, площадью 4805 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения", расположенного по адресу: "адрес", Прикубанский внутригородской округ, "адрес" - "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 1177400 рублей;
- кадастровый (или условный) N, площадью 3334 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 816900 рублей;
- кадастровый (или условный) номер N, площадью 3671 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "спортивный комплекс", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 899500 рублей.
Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанных земельных участков являются неверными и нарушают его права. ООО "Европа-СИТИ" является собственником вышеуказанных земельных участков. Завышенная кадастровая стоимость земельных участков ведет к необоснованному увеличению размера налога на землю. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 26/7 от 01 ноября 2018 года, заявление ООО "Европа-СИТИ" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отклонено, поскольку установлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3"Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Решением Краснодарского краевого суда от 04 сентября 2019 года административные исковые требования ООО "Европа-СИТИ" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, департаменту имущественных отношений Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равной их рыночной стоимости, удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2020 года, решение Краснодарского краевого суда от 04 сентября 2019 года изменено, апелляционная жалоба - удовлетворена частично.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Томашевич А.Н. выражает несогласие с вынесенным судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель административного истца ООО "Европа-Сити" Беседин Н.А. в судебном заседании возражал доводам кассационной жалобы, просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость объектов недвижимости ведет к необоснованному увеличению налоговых платежей, рассчитываемых из кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, административный истец вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N N, N, N, N, N, N определена уполномоченным органом по состоянию на 01 января 2016 года в размере 9177115, 92 рублей, 259251423, 42 рублей, 229882605, 05 рублей, 334413511, 99 рублей, 84568649, 81 рублей, 327633499 рублей, 61496318, 73 рублей, 32131563, 55 рублей, 21128791, 58 рублей, 6850379, 68 рублей, соответственно.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков от 22 марта 2018 года N 011, выполненного ИП Воронский А.В, рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером N составляет 1251100 руб, - с кадастровым номером N, составляет 5939000 руб, - с кадастровым номером N, составляет 8284200 руб, - с кадастровым номером N составляет 7616500 руб, - с кадастровым номером N составляет 1789900 руб, - с кадастровым номером N составляет 7698000 руб, - с кадастровым номером N, составляет 2132000 руб, - с кадастровым номером N, составляет 1177400 руб, - с кадастровым номером N составляет 816900 руб, - с кадастровым номером N составляет 899500 руб.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 01 ноября 2018 года N 26/7 заявления ООО "Европа-Сити", о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отклонены, поскольку установлено, что оформление и содержание отчетов об оценке не соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Данное обстоятельство послужило основанием для назначения по делу судебной экспертизы по определению рыночной стоимости указанного объекта недвижимости.
Согласно заключению судебной экспертизы N N от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненного ООО "Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы", рыночная стоимость земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости составляет:
-с кадастровым номером N, составляет 25903000 руб, -с кадастровым номером N, составляет 122959000 руб, -с кадастровым номером N, составляет 171513000 руб, -с кадастровым номером N составляет 157689000 руб, -с кадастровым номером N, составляет 37058000 руб, -с кадастровым номером N, составляет 159378000 руб, -с кадастровым номером N, составляет 44140000 руб, -с кадастровым номером N, составляет 25137000 руб, -с кадастровым номером N, составляет 17441000 руб, -с кадастровым номером N, составляет 19204000 руб.
Определением Краснодарского краевого суда от 15 июля 2019 года по ходатайству ООО "Европа-СИТИ" по делу была назначена повторная судебная экспертиза для установления рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества.
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы N N от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненной ООО " "данные изъяты"":
-с кадастровым номером N, составляет 7915645 руб, -с кадастровым номером N, составляет 121210602 руб, -с кадастровым номером N, составляет 169073738 руб, -с кадастровым номером N, составляет 155446421 руб, -с кадастровым номером N составляет 36531209 руб, -с кадастровым номером N, составляет 157111704 руб, -с кадастровым номером N составляет 43512396 руб, -с кадастровым номером N, составляет 24029084 руб, -с кадастровым номером N составляет 16672834 руб, -с кадастровым номером N, составляет 5691017 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично административные исковые требования ООО "Европа-СИТИ", установилкадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, отраженной в заключении судебной оценочной экспертизы, подготовленной ООО " "данные изъяты"".
В суде апелляционной инстанции судебная коллегия пришла к выводу, что указанное заключение судебной оценочной экспертизы не отвечает форме и содержанию средств доказывания рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, поскольку выполнено с нарушением требований действующего законодательства об оценочной деятельности, с методологическими и методическими нарушениями, что повлияло на итоговый финансовый результат.
В связи с чем суд апелляционной инстанции, с целью проверки доводов апелляционной жалобы определением от 12 ноября 2019 года по делу назначил повторную судебную экспертизу.
Согласно заключению N 3а-846/2019 от 10 января 2020 года повторной судебной оценочной экспертизы, выполненной ООО " "данные изъяты"":
-с кадастровым номером N, составляет 9238420 руб, -с кадастровым номером N, составляет 44567120 руб, -с кадастровым номером N, составляет 64186560 руб, -с кадастровым номером N составляет 57155060 руб, -с кадастровым номером N, составляет 14860390 руб, -с кадастровым номером N составляет 57767360 руб, -с кадастровым номером N, составляет 16649990 руб, -с кадастровым номером N, составляет 8787960 руб, -с кадастровым номером N, составляет 6097620 руб, -с кадастровым номером N, составляет 6754660 руб.
Оценив по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы N 3а-846/2019 от 10 января 2020 года, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда согласилась с изложенными в них выводами и пришла к тому, что заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Подателем кассационной жалобы выводы судебной экспертизы N 3а-846/2019 от 10 января 2020 года не опровергнуты, доказательств ее порочности не представлено, сведений о несогласии с содержанием либо с размером определенной рыночной стоимостью спорных объектов недвижимого имущества материалы дела не содержат.
Доказательств того, что их рыночная стоимость является иной, чем отражено в заключении судебной экспертизы N 3а-846/2019 от 10 января 2020 года, суду не представлено. При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции податель кассационной жалобы о назначении и проведении повторной либо дополнительной судебной оценочной экспертизы не просил.
Более того, Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П и от 05 июля 2016 года N 15-П отмечено, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью, поскольку рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 04 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 09 октября 2020 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.