Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Шелудько В.В. и Иванова А.Е, с участием прокурора Фроловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хёгмана Д.А. на решение Центрального районного суда города Сочи от 25 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 августа
2020 года по административному делу по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 16 Лазаревский Столник А.А. к Избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи об оспаривании решения избирательной комиссии, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Решением избирательной комиссии от 6 августа 2020 года
N 91/539-4 Хегман Д.А, выдвинутый Краснодарским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", зарегистрирован кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 16 Лазаревский (л.д. 16-17).
Столник А.А, зарегистрированный кандидат в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 16 Лазаревский, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании вышеназванного решения избирательной комиссии.
Исковые требования мотивированы тем, что, по мнению административного истца оснований для принятия оспариваемого решения не имелось, поскольку представленные кандидатом в депутаты
Хёгманом Д.А. подписи избирателей являются недействительными как внесенные в подписные листы по форме не соответствующей избирательному законодательству.
Решением Центрального районного суда города Сочи от 25 августа
2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 августа
2020 года решение Центрального районного суда города Сочи от 25 августа 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 02.09.2020, Хёгман Д.А. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, как принятых судами необоснованно, с нарушением норм материального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи по доверенности Железнов Э.А, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, решения судов первой и апелляционной инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснение Хёгмана Д.А, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Краснодарского края урегулирован Законом Краснодарского края от 26.12.2005 N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае".
Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из анализа положений Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ следует, что законодателем установлен ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации.
К числу таких положений отнесены требования по соблюдению порядка представления кандидатом в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его выдвижения и регистрации.
В силу частей 1, 2 статьи 72 Законом Краснодарского края от 26.12.2005 N 966-КЗ и решения избирательной комиссии от 23 июня 2020 года
N 66/158-4 для регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 16 Лазаревский в избирательную комиссию должно быть представлено 35 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, при этом при проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в избирательную комиссию в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва.
На основании части 3(1) статьи 72 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 N 966-КЗ решением избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от 23 июня 2020 года N 65/144-4 "Об образцах заполнения подписных листов по выборам депутатов Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва" утверждены образцы заполнения подписных листов и наименование представительного органа "Городское Собрание Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края".
Согласно пункту 13 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002
N 67-ФЗ решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
Из материалов дела следует, что 28 июля 2020 года Хёгман Д.А. наряду с другими документами необходимыми для регистрации его кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края по многомандатному избирательному округу N 16 Лазаревский в избирательную комиссию представил подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 11 листов, содержащих 39 подписей избирателей, сброшюрованных в одну папку.
Во всех подписных листах наименование представительного органа указано не по утвержденному решением избирательной комиссии от 23 июня 2020 года N 65/144-4 образцу.
Несоответствие формы подписного листа в силу подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 01.06.2017 года N 104-ФЗ, от 23.05.2020 N 154-ФЗ), пункта 9 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 N 966-КЗ влечет признание недействительными всех подписей избирателей в подписном листе.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 N 966-КЗ.
Определение объема сведений, необходимых избирателям для принятия решения о поддержке выдвижения кандидата, является прерогативой федерального законодателя, который, установив форму подписного листа, регламентировал, что на основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом, организующая выборы, комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (пункты 8, 8.1 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
По смыслу приведенных правовых норм в их взаимной связи и совокупности с положениями пункта 13 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ необходимость указания в подписных листах наименования представительного органа в котором в соответствии с образцом, утвержденным избирательной комиссией, является прямым требованием избирательного законодательства, носит строго формальный характер и обязательно для исполнения всеми кандидатами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции законно пришел к выводу о том, что решение Избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от 6 августа 2020 года
N 91/539-4 "О рассмотрении документов, предоставленных для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 16 Лазаревский Хёгманом Д.А." является незаконным и подлежит отмене, поскольку, название представительного органа в подписных листах указанно не по образцу и форме, утвержденной решением избирательной комиссии от 23 июня 2020 года N 65/144-4.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Материалы дела не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а доводы жалобы выражают несогласие с судебными актами по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к их отмене.
С учетом изложенного, решение суда первой и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда города Сочи от 25 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 августа
2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи В.В. Шелудько
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.