Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Вдовиченко С.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра") на определение Вологодского областного суда от 07 октября 2020 года по вопросу о судебных расходах по административному делу N3а-89/2020 по административному исковому заявлению Крюковой Людмилы Леонидовны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, установил:
решением Вологодского областного суда от 30 апреля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2020 года, удовлетворено административное исковое заявление Крюковой Л.Л, судом пересмотрена архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, назначение - нежилое помещение, общей площадью 131, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", установив её в размере равном его рыночной стоимости 241 500 рублей по состоянию на 12 февраля 2014 года. Датой обращения Крюковой Л.Л. с заявлением постановлено считать 18 декабря 2019 года.
10 сентября 2020 года Крюкова Л.Л. обратилась в суд с заявлением, в котором просила взыскать с административных ответчиков расходы, понесённые в связи с рассмотрением административного дела в общей сумме 21 311 руб, состоящие из расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, оценки рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 11 000 руб, юридических услуг в размере 9 000 руб, нотариальных услуг в размере 100 руб. и почтовых расходов в размере 911 руб.
Определением Вологодского областного суда от 07 октября 2020 года заявление Крюковой Л.Л. удовлетворено частично. Взысканы с ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу Крюковой Л.Л. судебные расходы в размере 21 211 руб.
В частной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов с ФГБУ "ФКП Росреестра". В обоснование указано, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не является органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утверждающим результаты определения кадастровой стоимости, и не утверждало результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Вологодской области и при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N осуществило перемножение утвержденного правительством Вологодской области показателя на площадь объекта недвижимости, о чем составлен акт.
Относительно частной жалобы административным истцом, правительством Вологодской области представлены возражения.
Частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), без проведения судебного заседания, судьей единолично (части 2, 2.1. статьи 315 КАС РФ).
Исследовав представленное административное дело, изучив частную жалобу, возражения на неё, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
В соответствии со статьей 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
С учетом правовых позиций, закрепленных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N20-П, суд первой инстанции правильно пришёл к выводу, что поскольку требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворено, а ранее определённая кадастровая стоимость более чем в два раза (разница 89%) превышает рыночную стоимость объекта недвижимости, установленную судом, что свидетельствует о допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретному объекту недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца как собственника объекта недвижимости, пришёл к обоснованному выводу о взыскании судебных расходов, понесённых в связи с рассмотрением дела с ФГБУ "ФКП Росреестра", как с органа, утвердившего результаты ранее установленную кадастровую стоимость объекта недвижимости, оспариваемую в рамках настоящего административного дела.
Размер денежной суммы, подлежащей возмещению административному истцу, определен судом правильно и подтверждается предоставленными платежными документами.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется.
В части размера судебных расходов определение суда не оспаривается.
Подлежит отклонению довод частной жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку не утверждало оспоренную кадастровую стоимость.
Положениями статьи 24.21 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действующей на дату определения кадастровой стоимости спорного объекта) предусмотрено, что в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N431-ФЗ).
Приказом Росреестра от 26 декабря 2011 года NП/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" с 1 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. Указанный документ действовал до 19 июня 2015 года.
Из материалов административного дела следует, что объекту недвижимости присвоен кадастровый номер N 12 февраля 2014 года. Результаты кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N определены по состоянию на 12 февраля 2014 года в размере 2 209 562, 42 руб. ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Вологодской области актом об определения кадастровой стоимости объектов недвижимости N3500/101/2014-10219/4354 от 30 мая 2014 года, как вновь учтённому объекту недвижимости.
Поскольку объект недвижимости относился к объектам, перечисленным в статье 24.21 Федерального закона N135-ФЗ (в редакции на дату определения кадастровой стоимости), его кадастровая стоимость определена ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области при исполнении переданных полномочий в части государственной кадастровой оценки, то, с учетом вышеуказанных норм закона, ФГБУ "ФКП Росреестра" по данному административному делу является надлежащим административным ответчиком, с которого подлежит взыскание судебных расходов в пользу административного истца.
Доводы жалобы о том, что удельные показатели кадастровой стоимости, с применением которых определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, утверждены постановлением правительства Вологодской области N1125 от 24 сентября 2012 года, не опровергают правильность вывода суда первой инстанции в определении.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Вологодского областного суда от 07 октября 2020 года оставить без изменения, частную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Судья С.В.Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.