Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Живаева Д.В., судей Стасюка И.М. и Торкунова Д.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО4, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-72/2020 по апелляционной жалобе административного истца Кохановского В.И. на решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении административного иска военнослужащего войсковой части "данные изъяты" "данные изъяты" Кохановского Владислава Ивановича об оспаривании действий командиров войсковых частей "данные изъяты" и "данные изъяты", а также руководителя ФРП "данные изъяты"", связанных с невыплатой материальной помощи.
Заслушав доклад судьи Торкунова Д.М, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта, доводы апелляционной жалобы и существо возражений относительно нее, окружной военный суд
установил:
Кохановский обратился в военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконными: бездействие командира войсковой части 58661, связанное с не изданием приказа о выплате административному истцу материальной помощи за 2020 г.; действий руководителя ФРП "данные изъяты" связанные с отказом согласовать проект приказа командира войсковой части "данные изъяты" о выплате названной материальной помощи; обязать командиров войсковых частей "данные изъяты" и "данные изъяты" подготовить и направить проект соответствующего приказа, а также издать приказ о выплате административному истцу оспоренной материальной помощи.
Решением Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 2 марта 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.
На решение административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ее автор, считая обжалуемое решение незаконным ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Аргументируя свою позицию, автор жалобы ссылается на положения пп. 4 и 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 993; п. 89 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700 (далее - Порядок), в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений; ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237; приказ Министра обороны РФ от 30 октября 2015 г. N 660 "О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах РФ".
На основе собственного анализа вышеприведенных нормативных правовых актов Кохановский делает вывод о том, что он не подпадает под действие п. 89 Порядка и ему положена к выплате материальная помощь за 2020 г, поскольку он продолжает проходить военную службу по контракту и в распоряжение командира не зачислялся.
На апелляционную жалобу Кохановского врио командира войсковой части "данные изъяты" поданы возражения, в которых он просит обжалуемое решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В обоснование своей позиции автор возражений указывает на то, что Кохановский заключением военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N признан не годным к военной службе, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ сдал дела и должность после чего освобожден от исполнения служебных обязанностей на основании приказа командира войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Учитывая данные обстоятельства во взаимосвязи с требованиями п. 22 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", пп. 4 и 6 постановления Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 993 и пп. 86 и 89 Порядка, считает, что оспоренная выплата административному истцу не положена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что майор Кохановский проходит военную службу по контракту в войсковой части "данные изъяты" в воинской должности начальника отдела хранения склада (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов, военного округа, 1 разряда) ("адрес").
Согласно заключению военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N Кохановский признан не годным к военной службе.
Рапортом административного истца от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что он доложил по команде о сдаче дел и должности начальника отдела хранения.
На основании вышеприведенных рапорта и заключения ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части "данные изъяты" издан приказ N об освобождении Кохановского от исполнения служебных обязанностей начальника отдела хранения склада на срок до исключения из списков личного состава воинской части в связи с болезнью и о сдаче Кохановским дел и должности ДД.ММ.ГГГГ
После этого ДД.ММ.ГГГГ Кохановский обратился к командиру с рапортом о выплате ему материальной помощи за 2020 г, однако изданный в связи с этим обращением проект приказа командира войсковой части "данные изъяты" не прошел согласование у руководителя ФРП "данные изъяты"
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, гарнизонный военный суд в обоснование принятого решения сослался на освобождение Кохановского в связи с болезнью с ДД.ММ.ГГГГ до исключения из списков личного состава воинской части от исполнения служебных обязанностей.
Между тем, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло нарушение норм материального права.
Так, суд первой инстанции, указав на неисполнение Кохановским служебных обязанностей, как на основание для прекращения ему выплаты материальной помощи, не выяснил, освобождался ли административный истец от занимаемой должности уполномоченным воинским должностным лицом и зачислялся ли он в распоряжение командира (начальника).
Эти обстоятельства являются юридически значимыми.
Согласно п. п. 1 и 4 ст. 42 и п. 1 ст. 43 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника). При этом назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента РФ; остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
В целях реализации вышеназванных нормативных правовых актов приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 г. N 3733 утвержден Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, согласно п. 1 которого назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.
Положения названного приказа Министра обороны РФ в части, касающейся процедуры освобождения военнослужащих от воинских должностей, продублированы в приказе командующего войсками Центрального военного округа от 21 декабря 2013 г. N 530 "О порядке реализации приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 3733 "О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" по полномочиям издания приказов по строевой части должностных лиц Центрального военного округа", согласно которому командиру войсковой части "данные изъяты" с 1 января 2014 г. предоставлено право издания приказов по строевой части в полном объеме, в том числе с отражением сведений, связанных с обеспечением военнослужащих денежным довольствием.
Из изложенного следует, что прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) по личному составу он считается проходящим военную службу на воинской должности.
Следовательно, до этого момента военнослужащий имеет право на получение денежного довольствия в установленном порядке и размерах, предусмотренных по занимаемой должности.
Несмотря на то, что названные нормы права подлежали применению при оценке правомерности отказа Кохановскому в выплате материальной помощи за 2020 г. как военнослужащему, проходящему военную службу на должности, судом этого сделано не было.
Оставлены судом без внимания и иные положения норм права, касающиеся правил, устанавливающих основания для отказа в выплате военнослужащим материальной помощи.
В соответствии с ч. 22 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат") ежегодная материальная помощь устанавливается в размере не менее одного оклада денежного содержания. Правила ее выплаты определяются Правительством РФ.
Порядок выплаты указанной материальной помощи регулируется постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 993 "О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи", которым утверждены соответствующие Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи (далее - Правила), согласно которым она выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и исчисляется исходя из месячного оклада военнослужащего в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (в случае временного исполнения им обязанностей по вакантной воинской должности - месячного оклада в соответствии с этой воинской должностью), установленных на дату принятия решения о выплате материальной помощи, а при выплате материальной помощи в декабре - на 1 декабря текущего года. Такая материальная помощь военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников) не выплачивается.
Пунктом 6 Правил установлено, что материальная помощь не выплачивается военнослужащим: увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в п.п. 1 - 5, 7 - 11 ч. 4 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; в период нахождения в распоряжении командиров (начальников); увольняемым с военной службы в конце текущего года с предоставлением им при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем году, - за год, в котором оканчивается отпуск.
При таких данных основным критерием выплаты военнослужащим ежегодной материальной помощи является их нахождение на воинской должности.
Таким образом, для оценки обоснованности оспоренных Кохановским действий должностных лиц, связанных с невыплатой материальной помощи за 2020 г. ему, как военнослужащему, сдавшему дела и должность с освобождением от исполнения служебных обязанностей, суду следовало установить, находился ли административный истец на должности в период подачи соответствующего рапорта и в период рассмотрения руководителем ФРП "данные изъяты" проекта приказа командира воинской части на предмет возможного согласования выплаты Кохановскому материальной помощи за 2020 г.
Однако эти обстоятельства судом установлены не были.
В то же время из материалов дела следует, что командир войсковой части "данные изъяты" правом освобождения административного истца от воинской должности не наделен, тогда как никаких приказов вышестоящих воинских должностных лиц по данному поводу суду не представлено.
Что касается издания командиром войсковой части "данные изъяты" приказа об освобождении Кохановского от исполнения обязанностей военной службы, то с учетом вышеизложенного данное обстоятельство само по себе не является основанием для отказа в выплате административному истцу материальной помощи за 2020 г.
Таким образом, неправильно применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о правомерности оспоренных административным истцом действий административных ответчиков.
Между тем, этот вывод не соответствует установленным по делу обстоятельствам, что в силу п.п. 3 и 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и принятия по делу, учитывая требования п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, нового решения о частичном удовлетворении требований Кохановского.
Поскольку оспоренным отказом нарушено право административного истца на получение материальной помощи, то окружной военный суд признает незаконными действия руководителя ФРП "данные изъяты" об отказе согласовать проект приказа командира войсковой части "данные изъяты" о выплате Кохановскому материальной помощи за 2020 г. и считает необходимым устранить допущенное нарушение путем возложения на указанное должностное лицо обязанности согласовать названный проект приказа, а на командира войсковой части "данные изъяты" - обязанности издать согласованный приказ в отношении Кохановского.
Вместе с тем, с учетом обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении следующих административных исковых требований Кохановского:
- к командиру войсковой части "данные изъяты" о подготовке и направлении проекта приказа командира войсковой части "данные изъяты" для согласования в ФРП "данные изъяты" поскольку указанные действия начальником склада хранения фактически произведены;
- к командиру войсковой части "данные изъяты" об оспаривании отказа в издании приказа о выплате административному истцу материальной помощи за 2020 г, поскольку, как это видно из материалов дела, к указанному должностному лицу Кохановский по вопросам оспоренной выплаты не обращался.
Руководствуясь п. 2 ст. 309, п.п. 3 и 4 ч. 2 ст. 310 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 2 марта 2020 г. по административному делу по административному иску Кохановского Владислава Ивановича отменить и принять новое решение.
Требования административного истца Кохановского В.И. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия руководителя ФРП "данные изъяты"", связанные с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части "данные изъяты" о выплате Кохановскому В.И. материальной помощи за 2020 г.
Обязать, соответственно, руководителя ФРП "данные изъяты" согласовать проект приказа командира войсковой части "данные изъяты" о выплате Кохановскому В.И. материальной помощи за 2020 г, а командира войсковой части "данные изъяты" - издать согласованный приказ.
Обязать руководителя ФРП "данные изъяты" и командира войсковой части "данные изъяты" сообщить в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего апелляционного определения в суд первой инстанции и административному истцу об исполнении судебного решения и восстановлении нарушенных прав последнего.
В удовлетворении остальных требований Кохановскому В.И. отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.