В соответствии с пунктом 2.5 раздела 2 Положения о долгосрочных целевых программах Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476, распоряжением Правительства Сахалинской области от 24.05.2011 N 323-р "О разработке концепции долгосрочной целевой программы "Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы и на период до 2018 года":
1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы и на период до 2018 года" (прилагается).
2. Определить министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области органом, ответственным за разработку долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы и на период до 2018 года" (далее - Программа).
3. Поручить министерству спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области совместно с министерством экономического развития Сахалинской области разработку Программы в срок до 01 июня 2012 года.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.В. Хоточкина.
Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
Концепция
долгосрочной целевой программы Сахалинской области
"Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы и на период до 2018 года"
(утв. распоряжением Правительства Сахалинской области
от 10 февраля 2012 г. N 78-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области
Концепция долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы и на период до 2018 года" (далее - Концепция) разработана во исполнение постановления Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99 "О Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года", перечня поручений Губернатора Сахалинской области от 10.02.2011 N 7-ПП, а также в соответствии с Положением о долгосрочных целевых программах Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476.
Концепция основана на следующих нормативных и правовых актах Российской Федерации и Сахалинской области:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р;
- основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010;
- Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р;
- Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99;
- Концепция государственной молодежной политики в Сахалинской области, утвержденная распоряжением администрации Сахалинской области от 23.04.2009 N 264-ра.
В Сахалинской области реализуются целевые программы, относящиеся к вопросам реализации молодежной политики, такие как:
- областная целевая программа "Обеспечение доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры на 2008-2013 годы" (утверждена Законом Сахалинской области от 30.01.2008 N 3-ЗО);
- областная целевая программа "Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009-2015 годы" (утверждена постановлением администрации Сахалинской области от 03.07.2009 N 252-па);
- областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Сахалинской области на 2010-2014 годы" (утверждена постановлением администрации Сахалинской области от 28.08.2009 N 347-па);
- долгосрочная комплексная целевая программа Сахалинской области "Профилактика правонарушений в Сахалинской области на 2010-2012 годы" (утверждена постановлением администрации Сахалинской области от 24.12.2009 N 551-па);
- долгосрочная целевая программа Сахалинской области "Развитие физической культуры и спорта в Сахалинской области на 2010-2018 годы" (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 29.10.2010 N 524);
- долгосрочная целевая программа Сахалинской области "Профилактика терроризма и экстремизма в Сахалинской области на 2010-2012 годы" (утверждена постановлением администрации Сахалинской области от 28.12.2009 N 560-па);
- долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей Сахалинской области на 2011-2015 годы" (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 01.09.2011 N 364).
Подходы к формированию молодежной политики на современном этапе
Молодежная политика осуществляется в отношении молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет. Возрастные границы молодежи отдельных профессиональных групп значительно шире: руководители предприятий всех форм собственности, состоящие в региональном резерве управленческих кадров, и молодые ученые (кандидаты наук) - до 35 лет; молодые ученые (доктора наук) - до 40 лет.
Молодежь является самостоятельной социально-демографической группой, неотъемлемой частью общества, инновационный потенциал и роль которой необходимо учитывать во всех сферах жизни общества. Это период активного социального становления, социализации, адаптации к различным формам социальных отношений, формирования гражданской позиции, профессиональной и личностной зрелости.
На современном этапе ошибочно рассматривать молодежную политику как средство, преимущественно направленное на создание специальных привилегированных условий для молодежи по сравнению с остальными социальными группами и обществом в целом. Понятие молодежной политики значительно шире.
Реализация государственной молодежной политики предполагает последовательную реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
Молодежная политика должна формироваться с учетом специфических интересов и потребностей молодежи.
В настоящее время в молодежной среде наблюдается ряд негативных тенденций и явлений:
- продолжается деформация духовно-нравственных ценностей, доминируют установки пренебрежения к моральным нормам на пути к достижению личного успеха, имеют место слабая информированность о других народах, культурах, религиях и проявление негативных этнических и религиозных стереотипов;
- не достаточно динамично развивается культура ответственного гражданского поведения, есть проблемы с формированием навыков общественной деятельности и самоуправления, проявляется низкий уровень вовлеченности молодежи в общественно-политическую жизнь общества;
- обостряются материальные и моральные проблемы молодой семьи, деформируются ценности отцовства, материнства;
- не достаточно динамично развивается система выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
- ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения;
- растет социальная изолированность молодых людей и криминализация молодежной среды;
- растет имущественное расслоение в молодежной среде;
- происходит разрушение структуры занятости, мотивов трудовой деятельности, ориентированной не на созидание, а на потребление - молодые люди стремятся преимущественно в сферу обмена и перераспределения, проявляется несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны и региона;
- отсутствие необходимого набора возможностей для неприятия асоциальных норм поведения, а также полноценных возможностей для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- отсутствие действенной инфраструктуры сферы молодежной политики, центров по работе с молодежью, в том числе и многопрофильных.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.
Существующие негативные тенденции и нерешенные проблемы в молодежной среде препятствуют успешному развитию молодежи и, учитывая перечисленные тенденции формирования нового поколения, - общества в целом. Отрицательные демографические процессы вызывают уменьшение абсолютной численности и доли молодежи в структуре населения Сахалинской области. Вместе с тем невысокой остается рождаемость, большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка. В сознании большинства молодых людей отсутствует четкое представление о базовых ценностях общества, что затрудняет их самоопределение в социальной иерархии, снижает мотивацию к самореализации и ощутимо влияет на развитие гражданской и общественно-политической активности молодежи.
С другой стороны, в молодежной среде укрепляется целый ряд позитивных тенденций:
- развивается инновационный потенциал молодежи, в особенности - в студенческой проектной среде и в молодежном общественном движении;
- растет самостоятельность, мобильность и практичность, ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому;
- растет заинтересованность в укреплении своего здоровья;
- возрастает престижность качественного образования и профессиональной подготовки.
В рамках государственной молодежной политики в Сахалинской области в настоящее время реализуются следующие проекты и мероприятия:
1. Здоровый образ жизни.
С 2004 года в области действует областной молодежный проект "Спорт против подворотни", утвержденный постановлением администрации Сахалинской области от 12.12.2006 N 254-па.
Указанный проект реализуется в целях улучшения организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства, укрепления здоровья и вовлечения детей, подростков и молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом, снижения уровня детской, подростковой преступности, создания молодежно-спортивной инфраструктуры по месту жительства.
В рамках проекта "Спорт против подворотни" проводятся спортивные мероприятия почти во всех муниципальных образованиях области, в которых принимают участие более 3000 детей ежегодно по двум видам спорта: хоккею с шайбой и футболу.
По итогам соревнований лучшие детские команды направляются для участия во всероссийских турнирах и учебно-тренировочных сборах на площадках ведущих российских хоккейных и футбольных клубов.
2. Вовлечение молодежи в социальную практику.
В целях поддержки талантливой молодежи в Сахалинской области реализуются проекты молодежных форумов "СелиСах", "Сахалинский КВН", "Сахалинская студенческая весна", "Молодежная школа предпринимательства", "Вовлечение молодежи в добровольческую деятельность", направленные на поддержку и развитие молодежных инициатив, студенческого самоуправления.
2.1. Дальневосточный молодежный образовательный форум "СелиСах".
В период с 2008 по 2011 год на территории Сахалинской области проведено семь Дальневосточных молодежных образовательных форумов "СелиСах", в том числе три зимних. В работе форумов приняли участие около 3,0 тысяч человек из числа активной молодежи Сахалинской области и регионов Дальневосточного федерального округа.
В обучающем блоке форума использовались современные гуманитарные образовательные технологии, отработанные на всероссийском молодежном образовательном форуме "Селигер-2011". Использовались технологии мастер-классов, экспертная, дискуссионная, тренинговая, практическая методики. Форум стал уникальной площадкой для обмена знаниями и опытом разработки молодежных проектов по наиболее актуальным направлениям современной жизни молодежи.
Основными задачами форума являются:
- активное содействие раскрытию творческого потенциала участников форума и подготовка молодежных проектов по различным направлениям социально-экономической жизни общества;
- выявление лидеров, обладающих высоким коэффициентом социально-психологического влияния и способных к практической реализации проектов;
- подготовка команд для создания субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного.
2.2. Сахалинская студенческая весна.
Ежегодно в области проводится областной фестиваль "Сахалинская студенческая весна". Творческие коллективы и исполнители соревнуются в музыкальном, танцевальном и театральном направлениях, а также в оригинальном жанре (цирковые выступления, театр мод и др.) и журналистике. В заключительный день фестиваля проводится гала-концерт, где участвуют лучшие конкурсанты.
В фестивале ежегодно принимают участие студенты всех учебных заведений Сахалинской области.
2.3. Сахалинский КВН.
Ежегодно в рамках реализации проекта "Сахалинский КВН" проводятся игры в двух лигах: "Юниор лига" (школьники и студенты НПО) и "Высшая лига" (студенты вузов), что позволяет объединить более тысячи школьников, студентов в единую систему организации игр, обучения и создать условия для развития КВН-движения по всем районам области.
2.4. Молодежная школа предпринимательства.
В рамках проекта "Молодежная школа предпринимательства" проводится информационная кампания по информированию населения о проведении образовательных курсов по молодежному предпринимательству.
Указанная работа проводится совместно с министерством экономического развития Сахалинской области, которым организованы семинары со школьниками области и другие мероприятия.
За время проведения информационной кампании к руководителям проекта "Молодежная школа предпринимательства" обратилось более 200 человек.
2.5. Вовлечение молодежи в добровольческую деятельность.
В целях популяризации и поддержки добровольческой деятельности в области предусмотрена реализация проекта "Доброволец" и поддержка мероприятий, связанных с добровольческой деятельностью. В рамках проекта "Доброволец" проводятся следующие мероприятия: анонсирование, проведение встреч с учащимися высших и средних учебных заведений г. Южно-Сахалинска с целью информирования студентов о проекте "Доброволец", подписание соглашения между оператором проекта и студенческими советами вузов и ссузов об участии в проекте "Доброволец".
Кроме указанного направления деятельности ежегодно на молодежных образовательных форумах "Зимний СелиСах" и "СелиСах" формируется направление "Добровольчество", в рамках которого молодые люди - участники форума обучаются эффективным технологиям ведения добровольческой деятельности.
В 2010 году в области проведен конкурс "Лучший волонтерский отряд". В конкурсе приняли участие волонтерские отряды, занимающиеся добровольческой деятельностью по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами и пропаганде здорового образа жизни.
На базе ряда общественных организаций региона реализуются проекты развития добровольчества: в профилактике здоровья, экологии, истории и развитии самоуправления.
В целях поддержки добровольчества разработан проект постановления Правительства Сахалинской о проведении областного конкурса "Доброволец года", который пройдет в 2012 году впервые.
3. Патриотическое воспитание.
Учитывая важное значение патриотического воспитания и формирования позитивного отношения к своей Родине, в 2009 году принята областная целевая программа "Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009-2015 годы", утвержденная постановлением администрации Сахалинской области от 03.07.2009 N 252-па.
В целях поддержки участия молодежных и детских общественных объединений в реализации государственной молодежной политики, поощрения молодежных инициатив, привлечения к патриотическому воспитанию молодежи общественных организаций и объединений проводится конкурс грантовых проектов (программ).
В рамках празднования Победы в Великой Отечественной войне ежегодно проводятся следующие акции и мероприятия:
- акция "Нет фашизму", посвященная годовщине Международного дня освобождения узников фашистских концентрационных лагерей;
- акция "Георгиевская ленточка";
- соревнования по велокроссу, посвященные празднованию Победы в Великой Отечественной войне.
Ежегодно утверждается план проведения спортивно-массовых мероприятий по реализации указанной программы. В рамках реализации подпункта программы "Проведение районных соревнований по футболу, футзалу, тяжелой атлетике, боксу, спортивной борьбе, хоккею с мячом, легкой атлетике, атлетической гимнастике, шахматам, лыжам, посвященных памятным датам России и заслуженным людям России" проводятся мероприятия, посвященные патриотической тематике, заслуженным людям области.
С целью реализации патриотического направления организован профильный молодежный палаточный лагерь "Юность", местом проведения которого стали оз. Крестоношка Корсаковского городского округа и с. Золоторыбное Анивского городского округа. Все смены лагеря носили гражданско-патриотическую направленность: "Волонтер", "Гражданин" и "Патриот".
4. Деятельность совета молодых ученых Сахалинской области.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2010 N 308 "О совете молодых ученых и специалистов Сахалинской области" образован совет молодых ученых и специалистов Сахалинской области (далее - Совет).
Совет является постоянно действующим совещательным и консультативным органом при Правительстве Сахалинской области и представляет собой собрание представителей научных, образовательных учреждений и иных организаций, находящихся на территории Сахалинской области.
В учреждениях, представленных членами Совета, работают более 270 молодых ученых и специалистов в возрасте до 35 лет. Из них 44 имеют ученую степень. Среди кандидатов наук 66% занимаются общественными науками, 33% - естественными науками.
Первое заседание Совета состоялось 07 сентября 2010 года на Дальневосточном молодежном образовательном форуме "СелиСах-2010". В ходе заседания был избран председатель Совета, обсуждена организация работы Совета до конца 2010 года и на 2011 год. Председатель Совета включен в состав научно-экспертного совета при Правительстве Сахалинской области, утвержденного распоряжением Правительства Сахалинской области от 18.10.2010 N 777-р.
Совет получил поддержку со стороны Правительства Сахалинской области по таким вопросам как:
- участие молодых ученых Сахалинской области в конкурсе грантов Президента Российской Федерации;
- организация конкурса на выделение грантов Правительства Сахалинской области молодым ученым;
- создание сайта Совета;
- проведение в 2011 году Молодежного научного симпозиума "Современные проблемы научных исследований".
В 2012 году на базе научных организаций Дальневосточного отделения Российской академии наук при активном участии Совета планируется провести научно-образовательные школы для студенческой и научной молодежи региона.
5. Молодежный инновационный конвент.
Общепринятой российской практикой выявления молодых инноваторов, систематизации работы с молодежью, инициирующей и реализующей инновационные и научно-технические проекты, является проведение региональных, а затем и окружных инновационных конвентов.
Лучшие проекты из регионов получают поддержку в рамках реализации общероссийского Зворыкинского проекта:
- информационно-консультационная поддержка при разработке проектов;
- привлечение стартовых инвестиций в инновационные проекты молодежи;
- героизация лучшего опыта реализации инновационных инициатив и проектов молодежи России.
В 2010 году в Сахалинской области был проведен первый Сахалинский инновационный конвент.
Для обеспечения регулярного проведения данного мероприятия с 2012 года планируется использовать возможности и ресурсы ряда проектов и мероприятий, направленных на молодежь области: молодежного образовательного форума "СелиСах", молодежной школы предпринимательства, совета молодых ученых и специалистов Сахалинской области.
6. Международное сотрудничество.
В рамках реализации указанного направления проводятся молодежные обмены между префектурой Хоккайдо (Япония) и Сахалинской областью, которые осуществляются с 1999 года.
Основной целью данных обменов является знакомство с культурой, бытом, традициями, системой образования и воспитания в Японии и России посредством посещения школ и детских садов, мест массового отдыха молодежи, а также проживания сахалинских детей в японских семьях и наоборот.
Ежегодно осуществляется поездка Сахалинской делегации в количестве около 100 человек с Сахалинской области на о. Хоккайдо, из них основу составляют молодые люди области. В состав делегации входили представители муниципальных образований области.
Совместно с Сахалинским государственным университетом для участия в Международном фестивале молодежного творчества "Есакой Соран" в г. Саппоро (Япония) направляется делегация Сахалинской области. Фестиваль собирает более 30 тысяч конкурсантов и 218 тысяч зрителей. В 2011 году японская сторона пригласила сахалинцев принять участие в 20 фестивале уже не в качестве гостей, а выступить в основной программе наравне с японскими командами.
7. Награждение премиями талантливой молодежи.
В целях пропаганды достижений молодых талантов и информационной поддержки региональной системы отбора талантливой молодежи на территории Сахалинской области ежегодно проводится целенаправленная работа по реализации приоритетного национального проекта "Образование" по направлению "Талантливая молодежь".
Проект реализуется с 2007 года в соответствии с законом Сахалинской области от 05.07.2007 N 75-ЗО "О премиях Сахалинской области для поддержки талантливой молодежи".
Ежегодно распоряжением администрации Сахалинской области утверждается перечень конкурсных мероприятий на текущий год, по итогам которых присуждаются премии Сахалинской области для поддержки талантливой молодежи.
В рамках распоряжения утверждается список лауреатов на присуждение премии Сахалинской области из числа победителей, призеров или участников международных, всероссийских, межрегиональных и иных конкурсных мероприятий.
8. Обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Ежегодно проводится традиционная Спартакиада среди воспитанников исправительно-трудовых колоний. Указанное мероприятие в исправительном учреждении для несовершеннолетних проводится в рамках работы попечительского Совета и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Сахалинской области. Для воспитанников учреждения организован турнир по футболу, а также мастер-класс по настольному теннису, другие спортивные мероприятия. В завершении мероприятия проводится награждение воспитанников колонии спортивным инвентарем.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области (далее - Министерство) уделяет внимание организации занятости подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей из неполных семей, занятость которых имеет общественную значимость, так как способствует сдерживанию уровня правонарушений. В этих целях проводятся спартакиады, соревнования, турниры, смотры-конкурсы и т.д. Комплексные мероприятия по улучшению организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства, мероприятия по укреплению здоровья и вовлечению детей, подростков и молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом, повышению их социальной активности, отвлечению их от вредных привычек и бесцельного времяпрепровождения.
Большое внимание уделяется привлечению ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации, к занятиям спортом. Например, 100% ребят, находящихся на учете в комиссии по делам несовершеннолетних в г. Поронайске, привлечены к регулярным занятиям физической культурой и спортом. По муниципальным образованиям области указанный показатель варьируется от 14,8 до 100%. Средний показатель составляет около 56% привлеченных детей указанной категории к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения могут быть устойчивыми лишь при создании эффективной системы участия органов государственной власти и общества в процессах социализации молодежи, при формировании действенных механизмов партнерских взаимоотношений между "взрослым" обществом и пополняющими его новыми поколениями.
Настоящий документ призван определить цель, задачи, приоритеты и основные направления в отношении молодежи, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития Сахалинской области.
9. Иные направления деятельности.
Областными органами исполнительной власти совместно с органами местного самоуправления и региональными молодежными общественными организациями в регионе проводится ряд традиционных мероприятий, таких как:
- турнир по игровым видам спорта среди студентов Сахалинской области, посвященный Дню студентов ( "Татьянин день");
- федеральная акция "В армии служить почетно", приуроченная к государственному празднику Дню защитника Отечества;
- молодежный турнир по шахматам "Дебют";
- акция "День любимых женщин";
- торжественное мероприятие, посвященное празднованию Международного дня семьи;
- акция "Подари добро детям", посвященная празднованию Дня защиты детей;
- областной конкурс на лучшее знание японского языка. Победителю в номинации "Самый молодой участник" ежегодно вручается специальный приз;
- акция "Письмо соотечественнику", посвященная празднованию Дня России;
- торжественное мероприятие, посвященное Дню российской молодежи;
- акция "Россия - это МЫ", посвященная празднованию государственного праздника День Государственного флага Российской Федерации;
- конкурс социального рисунка "Мы за здоровое будущее";
- акция "Милосердие", посвященная окончанию Второй мировой войны;
- фестиваль альтернативной музыки памяти Дмитрия Донского;
- акция "Подари добро детям", посвященная Международному Дню инвалидов;
- акция "Моя Конституция";
- фестиваль ледяных фигур "Ледовая фантазия";
- лучшее сочинение о Родине;
- акция "День без алкоголя".
II. Обоснование соответствия решаемой проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области
Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество в ближайшем будущем предъявить к новым поколениям россиян повышенные требования, так как именно молодежь станет основным трудовым ресурсом России, трудовая деятельность которой в большей степени, чем деятельность ее родителей, будет являться источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых людей.
В настоящее время в Сахалинской области проживает 133,6 тысячи молодых людей. Это немногим более 26% всего населения области.
Значительную часть молодежи составляют учащаяся и студенческая молодежь. В системе начального, среднего и высшего профессионального образования обучаются более 29 тысяч юношей и девушек. Регулярно занимаются спортом не менее 40 тысяч молодых людей.
Наиболее активные общественные организации и профессиональные объединения опираются на свои молодежные ресурсы.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, от ее активности и уверенности в завтрашнем дне будут зависеть темпы продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.
По данным социологических исследований, проводимых Сахалинским государственным университетом, на протяжении ряда лет актуальными проблемами в молодежной среде остаются:
- проблемы трудоустройства выпускников высших и средних специальных учебных заведений, неадекватность характера полученного профессионального образования выпускников потребностям рынка труда;
- значительные расходы, связанные с получением общего и профессионального образования (платное обучение в вузах, оплата образовательных услуг в школах, низкий уровень преподавания, отсутствие возможностей получения образования по избранной специальности на Сахалине);
- отсутствие жизненных перспектив в районах области, на Сахалине в целом (невозможность реализовать профессиональные и жизненные планы) и связанная с этим миграция молодежи из районов области в г. Южно-Сахалинск, с Сахалина и Курильских островов - на материк;
- неуверенность в жизненной перспективе в целом, неверие в перспективы улучшения качества жизни на Сахалине и Курилах (низкое качество жизни по показателям: состояние социальной инфраструктуры, доступность сферы услуг, наличие перспективных проектов развития и др.);
- отсутствие достаточного количества мест в детских садах и высокие издержки, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста (устройство в детский сад, лечение, оплата кружков, секций и др.);
- сложности, связанные с приобретением и арендой жилья;
- недостаточная развитость сферы услуг, высокие цены на услуги в сфере спорта, развлечения, рекреации;
- высокий уровень распространения наркомании и алкоголизма среди подростков и молодежи, слабая профилактика наркомании и алкоголизма;
- безнадзорность подростков, в том числе по причине неразвитости или недоступности услуг сферы молодежного досуга, творчества;
- усиление неравенства в обществе, социальное расслоение (в том числе в молодежной среде); усиление нетерпимости, зависти, социальной напряженности;
- рост националистических и ксенофобских настроений среди части молодежи (незанятая молодежь, часть студенчества и работающей молодежи).
Результаты общероссийских исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. Немногим более 90 тысяч молодых людей Сахалинской области обладают избирательным правом. Из них не более 38% участвуют в голосовании на выборах различного уровня, что говорит об отсутствии целенаправленной работы по правовому просвещению молодежи.
Прогноз условий развития России, а также проблемы молодежи в ближайшие десятилетия выдвигают требования по выработке нового стратегического подхода к молодежной политике.
В последние годы в сфере молодежной политики были приняты важнейшие государственные документы, которые сегодня четко определяют вектор развития молодежной политики и ее место в социально-экономическом развитии страны.
Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации утверждены приоритетные задачи социально-экономического развития Российской Федерации, которые потребовали пересмотра идеологии реализации молодежной политики - от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.
Наряду с обозначенными выше целями существует ряд целей и задач социально-экономического развития Сахалинской области, непосредственно связанных с реализацией молодежной политики в области. В утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99 Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года определены основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сахалинской области на период до 2025 года. Человеческий капитал является главным ресурсом конкурентоспособности области. Подготовка молодежи к жизни, рост инвестиций в ее образование, здоровье и качество жизни - главные направления деятельности Правительства Сахалинской области на долгосрочную перспективу. Одним из направлений реализации Стратегии социально-экономического развития области является привлечение молодежи к освоению рабочих профессий, предотвращение потерь квалифицированных кадров и содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала организаций.
К региональным приоритетам отнесены такие формы профессиональной занятости, как сельский учитель, сельский врач, сельский предприниматель и др., обеспеченные региональными гарантиями и договорными условиями осуществления этой деятельности. Коренное изменение кадровой ситуации связано с решением проблем жилья и повышением заработной платы, изменением формы организации, профессионального содержания и технологической формы труда. В Сахалинской области поддержано проведение мероприятий федерального уровня, которые позволили бы занять сахалинской молодежи передовую интеллектуальную позицию.
Важная роль в реализации молодежной политики отводится формированию здорового образа жизни у молодежи Сахалинской области. Основной целью развития физической культуры и спорта является создание условий для сохранения и укрепления здоровья молодого жителя области, развитие сети спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных комплексов, в том числе по месту жительства, за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников.
Важными перспективными направлениями молодежной политики являются мероприятия по реализации ряда проектов в образовании, здравоохранении, строительной отрасли, туризме, развитии школьного и студенческого самоуправления, развитии добровольчества, социальном проектировании, общественно-политической деятельности, молодежном предпринимательстве.
Одной из главных проблем и ограничением развития государственной молодежной политики в Сахалинской области является отсутствие системообразующих нормативных правовых актов по реализации государственной молодежной политики на федеральном уровне, а вследствие этого, и на региональном, и на муниципальном уровнях.
В настоящее время на территории Сахалинской области основные направления государственной молодежной политики определены Законом Сахалинской области от 31.10.2002 N 369 "О государственной молодежной политике в Сахалинской области" (в редакции Закона Сахалинской области от 06.07.2006 N 81-ЗО). Закон определяет приоритетные направления молодежной политики, включающие в себя:
- духовное воспитание молодежи;
- нравственное воспитание молодежи;
- патриотическое воспитание молодежи;
- физическое развитие молодежи.
Данным законом в целях выработки рекомендаций по формированию и реализации молодежной политики, в том числе изучения проблем молодежи, предусмотрено создание Совета по вопросам молодежной политики при Губернаторе Сахалинской области, а также проведение областного молодежного форума в целях обеспечения участия молодых граждан и их общественных объединений в реализации молодежной политики.
На федеральном уровне в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, молодежной политике посвящен отдельный раздел, где определено, что целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.
В соответствии с указанным документом государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
Механизм реализации настоящей Концепции предусматривает разработку областной целевой программы "Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы и на период до 2018 года", в которой определены следующие направления:
1. Создание условий для профессиональной востребованности и занятости молодых кадров, развитие инновационного потенциала и деловой активности молодежи.
Реализация данного направления предполагает:
- содействие профессиональной ориентации молодежи;
- содействие в создании и развитии молодежных научных, научно-образовательных и профессиональных школ;
- проведение конкурсов молодежных бизнес-идей и проектов;
- содействие формированию трудовых молодежных и студенческих отрядов.
Активное вовлечение молодежи в трудовую деятельность и поощрение ее предпринимательской активности будут способствовать приобретению молодыми людьми положительного жизненного опыта, росту материального благополучия, формированию позитивной общественной ориентации и социальной адаптации, препятствовать росту социально негативных явлений в молодежной среде.
Рост занятости молодежи обеспечит преемственность трудовых навыков в обществе, будет стимулировать рост деловой активности и самоорганизации молодых людей.
2. Информационно-правовая поддержка молодежи.
Реализация данного направления предполагает:
- информирование молодых граждан об их правах и обязанностях, о возможностях реализации прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную подготовку и трудоустройство, отдых, социальную реабилитацию, помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций;
- осуществление мер по развитию региональной системы информационной помощи молодежи;
- обеспечение доступа молодежи к информационным ресурсам, поддержку информационных центров для молодежи;
- создание банка данных по основным направлениям молодежной политики.
Реализация мероприятий по информационному обеспечению молодежи будет способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Молодежь получит доступ к информации по вопросам образования, трудоустройства, организации досуга, деятельности молодежных общественных организаций и другим интересующим ее темам.
3. Формирование условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.
Реализация данного направления предполагает:
- создание условий для развития системы физической культуры и спорта с целью массового вовлечения молодежи в регулярные физкультурно-спортивные занятия, занятия туризмом, техническими, военно-прикладными видами спорта;
- поддержку деятельности учреждений, общественных объединений, реализующих программы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи;
- реализацию системы мер по формированию установок толерантного сознания и поведения молодых граждан;
- проведение комплекса мероприятий по допризывной подготовке к военной службе;
- проведение развернутых социологических опросов;
- разработку проектов социальной рекламы, направленной на формирование толерантного сознания в молодежной среде, приобщение молодежи к получению знаний по истории своей малой Родины, Сахалинской области, России.
Результатом реализации направления станет становление личности гражданина, заботящегося о защите интересов Отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей.
4. Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде.
Реализация данного направления предполагает:
- поддержку программ по охране репродуктивного здоровья молодежи, сохранению психического здоровья молодых граждан;
- реализацию мер по профилактической работе с молодыми гражданами группы социального риска, по предупреждению асоциального поведения среди молодежи;
- поддержку программ, направленных на привлечение молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- развитие индустрии отдыха и оздоровления молодежи;
- пропаганду ценностей здоровья, здорового образа жизни в средствах массовой информации.
Результатом реализации данного направления станет создание системы развития у молодежи навыков здорового образа жизни, повышение уровня компетентности молодежи в вопросах гендерного просвещения и социальной гигиены, реализация социальными службами многообразных программ, ориентированных на включение самой молодежи в процессы освобождения от употребления психоактивных веществ.
5. Поддержка молодежных и студенческих инициатив.
Реализация данного направления предполагает:
- создание экономических и организационных условий для развития молодежных, студенческих объединений, движений и общественно значимых инициатив и программ;
- разработку и реализацию мер по информационному, методическому обеспечению деятельности молодежных общественных объединений;
- поддержку общественно-значимых инициатив молодежи, молодежных и детских общественных объединений;
- поддержку создания молодежных добровольческих дружин, молодежных добровольческих программ;
- развитие студенческого самоуправления;
- привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности;
- привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества.
Реализация мероприятий по данному направлению создаст условия для успешной социализации молодежи, включения ее в систему общественных отношений, формирования молодых граждан в качестве субъекта общественной жизни.
6. Создание молодежного регионального кадрового резерва.
Реализация данного направления предполагает:
- систематизацию деятельности по формированию и подготовке молодых специалистов, включенных в резерв управленческих кадров Сахалинской области;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с молодежью;
- стимулирование роста профессионального уровня молодых специалистов;
- организацию специализированных курсов, проведение "круглых столов", обучающих семинаров для молодежи.
Реализация данного направления позволит усовершенствовать систему профессиональной переподготовки работников сферы молодежной политики, организацию практик и стажировок молодых специалистов, обеспечить специалистов по работе с молодежью в различных сферах специализированной научно-методической и информационной литературой.
7. Поддержка способной, талантливой и творческой молодежи.
Реализация данного направления предполагает:
- поддержку способной, инициативной и талантливой молодежи;
- поощрение молодежи за ее разработки и исследование проблем, имеющих значение для развития области и страны;
- привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения;
- внедрение системы развивающих, ролевых, спортивных игр, конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи;
- вовлечение молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий;
- анализ и обобщение имеющегося позитивного опыта и подготовка его для дальнейшего тиражирования в форме технологий, проектов, методических рекомендаций;
- разработку нормативно-правовой базы взаимодействия различных социальных институтов в распространении эффективных творческих практик участия молодежи в решении социально-экономических проблем и развития деловой активности молодежи;
- разработку системы развития творческой и деловой активности молодежи;
- поддержку действующих проектов и программ по направлениям: наука, производство, бизнес, политика, социальное творчество, искусство, спорт;
- востребованность и поощрение участников проектов и программ по возрастным и социальным группам (включая молодых инвалидов): учащиеся, студенты, военные, работающие, сельская молодежь, молодые ученые и специалисты, молодые бизнесмены, лидеры и руководители молодежных общественных объединений, учителя и наставники, представители органов власти.
Реализация данного направления позволит увеличить интеллектуальный потенциал региона, настроить молодых людей на поиск путей самореализации, будет способствовать их гражданскому становлению.
8. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Реализация данного направления предполагает:
- развитие моделей для работы с молодыми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- распространение программ развития навыков и умений самостоятельной жизни для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;
- поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь.
Реализация мероприятий данного направления позволит консолидировать усилия государственных и общественных организаций, работающих с находящейся в тяжелой жизненной ситуации молодежью; осуществить постепенную интеграцию молодежи, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, в жизнь общества; позволит молодежи, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, реализовать потребности в создании семьи.
9. Укрепление института молодой семьи.
Реализация данного направления предполагает:
- создание условий для закрепления молодежи в Сахалинской области;
- создание условий для укрепления института семьи;
- развитие эффективного механизма государственной поддержки строительства жилья для молодых семей;
- популяризацию идей материнства и отцовства как высших духовно-нравственных ценностей социума;
- формирование позитивной установки молодежи на брак, семью и ответственное родительство;
- развитие доступной досуговой сферы для молодых семей и организацию их досуга.
Реализация данного направления позволит создать условия для поддержки и адаптации молодых семей, решения демографической проблемы в регионе, создать условия, в которых нормальная здоровая семья смогла бы самостоятельно решать свои проблемы, выполнять свои важнейшие социальные функции.
В соответствии выделенными выше приоритетами разрабатывается система региональных проектов и основных направлений государственной молодежной политики.
Реализация основных направлений региональной государственной молодежной политики требует подготовки квалифицированных кадров.
С 2008 года на территории Российской Федерации введены должности работников учреждений органов по делам молодежи "специалист по работе с молодежью", "специалист по социальной работе с молодежью" (согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.11.2008 N 678 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"), которые требуют разработки отраслевой системы оплаты труда работников учреждений сферы молодежной политики на региональном уровне.
В области не решен вопрос формирования самостоятельных структур по работе с молодежью в муниципальных образованиях Сахалинской области. Как следствие, - отсутствие должного финансирования сферы молодежной политики, материально-технической базы для работы с молодежью, дублирование в деятельности различных ведомств. Преобладает ориентация на проведение разовых мероприятий.
В настоящее время не хватает специализированных служб. В первую очередь, речь идет о молодежных биржах труда, центрах информации, службах доверия, центрах поддержки молодой семьи и т. д.
Решение вышеуказанных проблем и реализация направлений Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области будет обеспечено проведением мероприятий в рамках проекта долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы и на период до 2018 года" (далее - Программа).
Программа представляет собой комплекс мер по реализации молодежной политики в Сахалинской области в среднесрочной перспективе, направленный на создание и развитие правовых, социальных, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований в Сахалинской области.
Обозначенные направления реализации молодежной политики носят комплексный характер, и их решение требует принципиально новых и эффективных технических, организационных и иных мероприятий, качественно нового уровня развития отрасли.
Таким образом, решение проблем молодежи соответствует стратегическим целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области.
III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Программно-целевой метод позволяет обеспечить решение проблем и рационально использовать ресурсы. Применение программно-целевого метода по решению проблем молодежи дает возможность оптимизировать действия органов исполнительной власти области, что позволит, с одной стороны, создать единые стандарты работы с молодежью в регионе, а с другой, сделать указанную работу для молодежи комплексной, объединяющей усилия различных ведомств и муниципальных образований области. Оптимизация деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области при решении поставленных задач возможна при условии обеспечения комплексных и скоординированных действий, оперативного контроля реализации запланированных мероприятий, повышения гибкости исполнителей при реализации мероприятий.
Текущее состояние государственной молодежной политики характеризуется наличием большого количества регуляторов. Так как молодежь является потребителем услуг образования, социальной защиты, здравоохранения, правопорядка, этнокультурного развития и других, то применение программно-целевого метода, обусловленного его системным, интегрирующим характером, позволяет обеспечить решение проблем и рационально использовать ресурсы. Указанный подход позволяет обеспечить общие подходы и взаимосвязь целей и задач на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, носит комплексный характер и учитывает ресурсные возможности региона.
Программно-целевой метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости применять новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики.
Применение программно-целевого метода позволяет организационно упростить и систематизировать реализацию направлений, заложенных в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, поскольку полномочия распорядителя бюджетных средств шире, чем при исполнении сметы по внепрограммным расходам.
Программно-целевой метод управления показывает, что данный инструмент является действенным и эффективным для реализации государственной молодежной политики. Указанный метод позволяет вовлекать муниципальные образования области, систему профобразования и молодежные организации в реализацию совместных проектов и позволяет предупредить ряд организационных проблем.
Применение программно-целевого метода позволит:
- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в реализацию государственной молодежной политики региона;
- внедрить инновационные гуманитарные, социальные и информационно-коммуникационные технологии, способствующие решению актуальных проблем молодежи;
- создать предпосылки для создания инфраструктуры государственной молодежной политики.
Предлагаемая Концепцией к разработке Программа должна включать в себя комплекс мероприятий и мер, направленных на создание равных условий для успешной социализации всех социально-демографических групп молодежи в разных районах области, включения молодежи в процессы социально-экономического развития всего региона.
Выработка общегосударственного подхода к программно-целевому методу реализации государственной молодежной политики должна исходить из той роли, которую играет молодое поколение в социальной структуре общества и исходить из того, какие условия создаст государство молодому человеку для его становления и развития, и что получит государство, гражданское общество страны от реализации потенциала молодежи.
Определение концептуальных положений программно-целевого подхода к реализации основных направлений государственной молодежной политики на территории Сахалинской области должно строиться на основе следующих принципов:
1) принцип межведомственности государственной молодежной политики, предполагающий решение проблем молодых граждан всеми структурными подразделениями исполнительной власти области в решении вопросов, относящихся к реализации государственной молодежной политики, которые требуют выстраивания четкого и действенного механизма межведомственной координации на всех уровнях власти.
2) принцип преемственности, предполагающий обеспечить непрерывность и последовательность в деятельности государственных и общественных структур;
3) принцип обеспечения реализации максимального инновационного потенциала молодежи в интересах государства, предполагающий обеспечить выявление и поддержку инновационных и научно-технических инициатив молодежи;
4) принцип возрастания роли общественных молодежных организаций (объединений) для решения тех проблем молодежи, которые до настоящего времени решались государственными структурами.
Программно-целевой подход выбран по следующим причинам:
- во-первых, проектный метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики. Кроме того, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации задан проектный метод управления при реализации мероприятий государственной молодежной политики;
- во-вторых, данный инструмент является действенным и удобным для реализации государственной молодежной политики в регионе.
Данный подход позволяет использовать механизмы софинансирования за счет региональных, муниципальных и иных источников.
IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Без использования программно-целевого метода деятельность органов исполнительной власти не будет носить системного характера и не будет скоординирована, а также будут отсутствовать единые стандарты работы с молодежью, объединяющие усилия различных ведомств и муниципальных образований области. Как следствие будет снижена степень управляемости действующих инструментов поддержки и эффективность реализации молодежной политики в Сахалинской области.
Впоследствии снижение эффективности реализации молодежной политики в Сахалинской области приведет к отсутствию последовательности, преемственности и контролю инвестирования государственных средств в реализацию государственной молодежной политики региона. Не позволит внедрить инновационные гуманитарные, социальные и информационно-коммуникационные технологии, способствующие решению актуальных проблем молодежи.
Как следствие, в молодежной среде Сахалинской области будут усугубляться проблемы трудоустройства и профессионального развития, трудности с решением жилищных вопросов, отсутствие жизненных перспектив в районах области для молодежи и т.п., что приведет к усилению нетерпимости и росту националистических и ксенофобских настроений, социальной напряженности, алкоголизму и наркомании в молодежной среде.
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных сценариях действий по решению проблемы
Вариантами решения проблем в сфере молодежной политики в области являются:
Первый вариант. Реализация мероприятий государственной молодежной политики в рамках действующих долгосрочных целевых программ, а также в рамках планового метода.
Второй вариант. Создание единого программного механизма - областной целевой программы и финансирование Программы в полном объеме.
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное выделение средств не обеспечит решения поставленных целей и задач. Не будет решена и не будет достигнута согласованность действий на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, что не позволит эффективно решать актуальные проблемы в необходимые сроки.
Преимуществом второго варианта является возможность оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики, возможность создания основы для саморазвития сферы государственной молодежной политики и обеспечения увеличения вклада молодежи в социально-экономическое развитие Сахалинской области и страны в целом.
Основные риски второго варианта связаны со сложностью процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы, управления и координации работ в области реализации государственной молодежной политики.
Финансирование Программы в полном объеме - второй вариант решения проблемы - позволит решить системные проблемы в сфере молодежной политики в установленные Программой сроки.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации государственной молодежной политики.
Учитывая комплексный характер имеющихся проблем и соотношение возможных рисков реализации поставленных задач, целесообразно осуществлять их решение в рамках областной целевой программы с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего реализацию комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
Общими рисками двух вариантов является риск сокращения бюджетного финансирования в процессе реализации молодежной политики и перераспределения средств, что приведет к снижению ожидаемых эффектов.
Сокращение финансирования Программы - возможный третий вариант решения проблем - приведет к невозможности реализации целей и задач в полном объеме, к увеличению сроков для самореализации, вовлечения молодежи в социально-экономическую, политическую и общественную жизнь Сахалинской области.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, описание механизма формирования мероприятий Программы и определение исполнителей программных мероприятий
При формировании мероприятий Программы используются механизмы, обеспечивающие следующие подходы:
- учет ресурсных возможностей Сахалинской области;
- управление по результатам;
- целевой подход, при котором решение задач Программы должно быть направлено на системные изменения в сфере молодежной политики;
- комплексный подход, предусматривающий аналитическое обоснование, нормативное правовое, информационное и материально-техническое обеспечение.
Основной стратегической целью Программы является создание и развитие правовых, социальных, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований в Сахалинской области.
Стратегическими целями Программы являются:
- обеспечение эффективной реализации государственной молодежной политики на территории Сахалинской области;
- воспитание положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества;
- способствование успешной и эффективной самореализации и разностороннему развитию молодежи.
Комплексные мероприятия Программы предлагается реализовать посредством решения следующих задач:
1. Формирование системы молодежной политики Сахалинской области.
Основными мероприятиями, направленными на решение данной задачи, являются:
- совершенствование нормативной и правовой базы Сахалинской области в сфере молодежной политики;
- модернизация системы подготовки и формирования механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью;
- создание и поддержка существующих клубов по месту жительства;
- создание регионального информационного молодежного центра;
- создание баз данных, относящихся к реализации молодежной политики.
В рамках реализации указанного направления предлагается разработать комплекс мер, направленных на развитие сети молодежных досуговых учреждений (многофункциональные молодежные центры, спортивные секции, дома молодежи, центры досуга).
В предложениях по финансовому обеспечению реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации отмечено, что в настоящее время систему молодежной политики по-настоящему нельзя считать созданной ни в одном публично-правовом образовании России. Поэтому в Программу предлагается включить мероприятия по формированию системы молодежной политики, которая должна быть создана один раз (т.к. ее результатом станет непосредственное формирование этой системы).
При формировании системы молодежной политики особое внимание будет направлено на такие направления, как:
- осуществление нормативного правового регулирования;
- осуществление текущей правоприменительной деятельности в соответствии с компетенцией соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в установленном нормативными правовыми актами порядке;
- взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления с молодыми гражданами в рамках участия молодых граждан и молодежных объединений в формировании и реализации молодежной политики;
- осуществление мониторинга положения молодежи и состояния молодежной политики.
В рамках реализации указанного направления предусматривается разработать:
- региональную отраслевую систему оплаты труда по должностям "специалист по работе с молодежью", "специалист по социальной работе с молодежью";
- порядок проведения аттестации руководящих работников и специалистов учреждений сферы молодежной политики на региональном уровне;
- порядок проведения аттестации руководящих работников и специалистов учреждений сферы молодежной политики.
В рамках реализации направления предлагается предусмотреть организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по реализации молодежной политики.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 27.05.2010 N 255 "О нормативах минимального обеспечения молодежи областными и муниципальными учреждениями по месту жительства" определена необходимость создания на территории Сахалинской области муниципальных многофункциональных молодежных центров (клубов) и областного многофункционального молодежного центра.
Решение этого вопроса возможно при условии:
- создания областного многофункционального молодежного центра и оказание его сотрудниками методической и организационной помощи органам местного самоуправления в организации работы муниципальных центров;
- софинансирования мероприятий по строительству и капитальному ремонту молодежных муниципальных центров в рамках Программы.
Результатом реализации указанного направления можно считать сформированную на регулярной основе систему по управлению молодежной политикой на региональном уровне.
2. Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития и развитие созидательной активности молодежи.
2.1. Вовлечение молодежи в социальную практику и обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.
Основными мероприятиями, направленными на решение данной задачи, являются:
- поддержка эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов и других форм занятости молодежи;
- формирование модели отбора, содействия, продвижения и поддержки инновационных и научно-технических инициатив молодежи, опирающейся на региональную практику работы с талантливой молодежью и использующей возможности Зворыкинского проекта;
- создание и поддержка деятельности клубов молодой семьи, студенческих клубов и центров;
- поддержка тематических лагерей, направленных на социализацию молодежи и интеграцию их в жизнь общества;
- физкультурно-спортивное воспитание молодежи;
- поддержка региональной школы молодого предпринимательства.
Предполагается направление финансовых средств на укрепление материальной базы молодежной инфраструктуры: приобретение инвентаря, аппаратуры, предметов снабжения, расходных материалов; для организации работы лагерей разной формы - туристический инвентарь, спортивное снаряжение, спортинвентарь, форму и т.д.; приобретение призов; оплату труда привлеченных специалистов и другие.
2.2. Гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Основными мероприятиями, направленными на решение данной задачи, являются:
- развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;
- развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства;
- организация мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде
- организация мероприятий, направленных на воспитание толерантности в молодежной среде.
- организация мероприятий по работе с молодыми семьями;
- организация мероприятий по правовой защите молодежи;
- организация мероприятий по экологическому воспитанию молодежи средствами туризма;
- организация мероприятий по приобщению молодежи к культурным ценностям.
Предполагается направление финансовых средств на питание поисковым отрядам, снаряжение, приобретение ГСМ, аренду залов, аренду транспорта, аренду аппаратуры, оплату труда привлеченных специалистов, издание листовок, методических материалов по направлениям деятельности, оплату питания и проживания во время проведения мероприятий, приобретение призов, типографские услуги и другие.
2.3. Развитие системы информирования молодежи о потенциальных возможностях саморазвития и мониторинга молодежной политики.
Основными мероприятиями, направленными на решение данной задачи, являются:
- разработка методических пособий по реализации основных мероприятий программы;
- проведение социологических исследований;
- проведение мониторинга реализации программы;
- размещение социальной рекламы;
- издание молодежной газеты или на начальном этапе вкладыша к газете молодежной направленности.
Предполагается направление финансовых средств на разработку и издание методических пособий, материалов по итогам социологических исследований, оплату труда привлеченных специалистов, типографские услуги, печатно-множительные работы, аренда рекламных площадей, размещение рекламы в СМИ и т.д.
3. Формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи.
Основными мероприятиями указанного направления являются:
- увеличение количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады). Планируется создать и развить систему поддержки лауреатов премий, талантливой молодежи из малых городов и сельской местности;
- организация и проведение мероприятий, связанных с интеллектуальным, творческим развитием молодежи;
- поддержка общественно-значимых молодежных инициатив в рамках проведения конкурсов социальных проектов;
- проведение тематических лагерей (лидерских, туристических, информационных т.п.) и школ, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;
- участие во Всероссийских мероприятиях.
Предполагается направление финансовых средств на питание и проживание, оплату труда привлеченных специалистов, аренду транспорта, аренду аппаратуры, приобретение канцтоваров, издание методических материалов, призов, командировочные расходы, для организации работы лагерей разной формы - туристический инвентарь, спортивное снаряжение, спортинвентарь, форму, типографские услуги, изготовление символики и атрибутики и другие.
4. Обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Основными мероприятиями, направленными на решение данной задачи, являются:
- создание сети региональных (муниципальных) служб социальной реабилитации несовершеннолетних;
- создание программ адресной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также проведение мероприятий профилактики правонарушений среди молодежи;
- организация комплексного и непрерывного индивидуального социально-правового и социально-психологического сопровождения правонарушителей;
- организация и проведение тренингов, семинаров для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодых людей, возвратившихся из учреждений, исполняющих наказание, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;
- создание системы учета молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- организация индивидуальной работы по социальной адаптации с выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодых людей, возвратившихся из учреждений, исполняющих наказание, силами молодежных и детских общественных объединений.
В данном направлении наиболее эффективной формой работы с молодежной средой будет являться использование технологии "равный - равному", что предполагает и активизацию волонтерства, направленного на решение проблем молодежи.
При разработке Программы будет учтено распределение средств по годам и по статьям расходов.
VII. Примерные сроки решения проблемы программно-целевым методом, включая определение этапов реализации Программы
Программа будет реализована в 2012-2018 годах.
По итогам каждого года осуществляется анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств, оцениваются основные целевые индикаторы и показатели.
VIII. Предложения по участию областных органов исполнительной власти в формировании Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство Сахалинской области, которое контролирует исполнение ее мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
Ответственным за формирование Программы является Министерство.
Реализация Программы на территории области осуществляется в рамках совместной деятельности Министерства, министерства экономического развития Сахалинской области, министерства образования Сахалинской области, министерства культуры Сахалинской области, министерства здравоохранения Сахалинской области, агентства государственной службы занятости населения Сахалинской области, комиссии по делам несовершеннолетних, органов, курирующих вопросы реализации государственной молодежной политики в администрациях муниципальных образований Сахалинской области.
К реализации основных направлений программы планируется привлечь представителей правоохранительных структур, воинских частей, дислоцированных на территории области, преподавателей, учащихся и студентов учреждений образования, работников социальных служб для молодежи, представителей Совета молодых ученых, молодых предпринимателей и работодателей, ученых, молодежь, занятую в секторах экономики, представителей средств массовой информации, представителей детских и молодежных общественных организаций и другие структуры, занимающиеся вопросами работы с молодежью.
Предложения по конкретным мероприятиям для включения в Программу поступают от областных органов исполнительной власти, других организаций и ведомств, представители которых входят в состав группы по разработке областной целевой программы. Исполнители определяются с учетом их компетенции и специфики запланированных мероприятий.
IX. Предложения по определению областного органа исполнительной власти Сахалинской области в качестве координатора-разработчика Программы
Так как на федеральном уровне функции реализации государственной молодежной политики находятся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, которое определяет основные направления политики государства по отношению к молодежи, приоритеты в сфере государственной молодежной политики, то на региональном уровне целесообразно определить разработчиком Программы Министерство.
Текущий контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством, которое в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Сахалинской области ежегодно направляет информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Сахалинской области, министерство финансов Сахалинской области.
X. Предложения по финансовому обеспечению Программы. Объемы и источники финансирования Программы
Мероприятия Программы будут реализовываться за счет средств областного бюджета и на условиях софинансирования средств местных бюджетов муниципальных образований Сахалинской области и областного бюджета при реализации совместных мероприятий и проектов.
Финансирование Программы предполагается осуществлять по срокам ежегодно:
- 2012 год - 35491,4 тыс. рублей;
- 2013 год - 36556,1 тыс. рублей;
- 2014 год - 37196,2 тыс. рублей;
- 2015-2018 годы - 163256,7 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы могут подлежать ежегодной корректировке с учетом потенциального развития региональной молодежной политики и возможностей бюджета Сахалинской области.
XI. Предварительная оценка ожидаемой результативности и социально-экономической эффективности предлагаемого варианта решения проблемы
Так как в показателях эффективности деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области нет показателей, отражающих состояние молодежной политики, расчет целевых показателей и индикаторов Программы предлагается на основе сопоставимости индикаторов и показателей Программы с предлагаемыми Минспорттуризмом России показателями оценки в сфере молодежной политики.
Главным результатом реализации Программы должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие региона.
К числу важнейших ожидаемых изменений относятся:
N пп. |
Индикаторы для оценки результатов |
Предварительная оценка ожидаемой результативности (рассчитывается от общего количества молодежи, проживающей на территории Сахалинской области) |
1. |
Повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи |
Увеличение не менее чем на 0,2% к показателю предыдущего года |
2. |
Увеличение доли молодых людей (учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования), участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах, форумах) |
Увеличение не менее чем на 0,2% к показателю предыдущего года |
3. |
Увеличение доли молодых людей, вовлеченных в реализуемые органами исполнительной власти проекты и программы по поддержке молодежи |
Увеличение не менее чем на 0,2% к показателю предыдущего года |
4. |
Увеличение доли молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений |
Увеличение не менее чем на 0,2% к показателю предыдущего года |
5. |
Увеличение количества молодых людей, участвующих в мероприятиях по допризывной подготовке, деятельности военно-патриотических клубов, мероприятиях патриотической направленности |
Увеличение не менее чем на 0,2% к показателю предыдущего года |
6. |
Привлечение к участию в региональных проектах и мероприятиях, реализуемых в рамках государственной молодежной политики, молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении |
Увеличение не менее чем на 0,2% к показателю предыдущего года |
7. |
Доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности |
Увеличение не менее чем на 0,1% к показателю предыдущего года |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена концепция долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы и на период до 2018 года".
Основной стратегической целью программы является создание и развитие правовых, социальных, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований в Сахалинской области.
Программу планируется реализовать в 2012-2018 годах.
Мероприятия программы будут реализовываться за счет средств областного бюджета и на условиях софинансирования средств местных бюджетов муниципальных образований Сахалинской области и областного бюджета при реализации совместных мероприятий и проектов.
Финансирование Программы предполагается осуществлять по срокам ежегодно:
2012 год - 35491,4 тыс. рублей;
2013 год - 36556,1 тыс. рублей;
2014 год - 37196,2 тыс. рублей;
2015-2018 годы - 163256,7 тыс. рублей.
Главным результатом реализации программы должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие региона.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 10 февраля 2012 г. N 78-р "О Концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы и на период до 2018 года"
Текст распоряжения опубликован в газете "Губернские ведомости" от 14 марта 2012 г. N 41