Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе индивидуального предпринимателя Кузьминой Ксении Сергеевны (далее ИП Кузьмина К.С.) на постановление судьи Симоновского районного суда города Москвы от 06 июля 2020 года (резолютивная часть постановления оглашена 06 июля 2020 года), которым
индивидуальный предприниматель Кузьмина К.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей, установил:
26 мая 2020 года заведующим сектором по вопросам торговли и услуг управы Даниловского района г. Москвы Солдатиным А.Ю. в отношении ИП Кузьмина К.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Симоновский районный суд г. Москвы, судьёй которого 06 июля 2020 года вынесено приведённое выше постановление, в котором также указано, что Кузьмина К.С. *** года рождения, зарегистрированная по адресу: ***, фактически проживающая по адресу: ***.
В настоящее время в Московский городской суд ИП Кузьмина К.С. обжалует указанное постановление судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, в обжалуемом постановлении неверно указаны ее данные о дате рождения и адресе регистрации; в момент фиксации правонарушения семейное кафе "Бон Лаваш" было закрыто для посетителей, чем выполнялось требование мэра Собянина С.С. Общество работало только на заказы курьерских служб. Сотрудник кафе во время фиксации административного правонарушения находился в маске, но без перчаток, при этом не занимался приготовлением еды, сидел на стуле перезагружал необходимое для работы мобильное приложение.
В судебное заседание ИП Кузьмина К.С. явилась, доводы жалобы поддержала, указала, что данное кафе является семейным и что для открытия данного кафе был взят кредит. В обоснование своих доводов Кузьмина К.С. предоставила индивидуальные условия договора потребительского кредита, с графиком платежей от 14 января 2020 года. Акты на оказание услуг: за N 17 от 31 января 2020 года; 6 от 31 января 2020 года, 26 от 29 февраля 2020 года, 13 от 29 февраля 2020 года; счета на оплату за N 29 от 18 июня 2020 года, 39 от 17 августа 2020 года, 34 от 16 июля 2020 года, 13 от 16 марта 2020 года, 9 от 17 февраля 2020 года; отчеты о движении денежных средств за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, 01.01.2020 по 31.12.2020; договор аренды нежилых помещений N 07-03/2019 от 07 марта 2019 года; соглашение о перемени лица об обязательстве в связи с перенаймом арендованного имущества по договору от 07-03/2019 аренды нежилых помещений от 07 марта 2019 года от 24 января 2020 года; акт приема-передачи нежилого помещения к соглашению от 24 января 2020 года о перемене лица в обязательстве в связи с перенаймом арендованного имущества по договору N 07-03/2019 аренды нежилых помещений от 07 марта 2019 года от 24 января 2020 года; справка N 2020-438272 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пениям, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 17 ноября 2020 года; выписка из ЕГРЮЛ за N ИЭ9965-20-220262459 от 17.11.2020; Постановление от 03 апреля 2020 года N 434; Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции; справка от 17 ноября 2020 года, просила судебное постановление изменить, снизить наказание, поскольку штраф в размере *** руб. для ИП Кузьминой К.С. непомерно велик.
Проверив также материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N42-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.
Также пунктами 9.4 данного Указа установлено, что граждане обязаны с 12 мая 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Данная правовая позиция изложена в ответе на вопрос N17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N1, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года.
В соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N975-р; должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Указанные перечни установлены, в том числе, Указом Мэра Москвы от 04 апреля 2020 года N40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве", п. 1.2 которого определено, что составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями следующих требований, осуществляется уполномоченными должностными лицами Департамента торговли и услуг города Москвы, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, *** года в *** час. *** мин. по адресу: *** в кафе "Донер Кебаб" Бон Лаваш", принадлежащем ИП Кузьмина К.С. выявлено, что ИП Кузьмина К.С, осуществлявшая деятельность по торговле, в нарушение требований п.9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности", не выполнило требования правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, допустило нахождение работника кафе без индивидуальных средств защиты (перчаток), чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения ИП Кузьмина К.С. указанного административного правонарушения и ее вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 мая 2020 года; фотоматериалом, в котором зафиксирован работник кафе без перчаток; протоколом осмотра кафе от 14 мая 2020 года; выпиской из ЕГРИП в отношении ИП Кузьмина К.С.; протоколом об административном правонарушении от 26 мая 2020 года в отношении ИП Кузьмина К.С, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, указаны нормы правовых актов, нарушение которых вменяется обществу, и из которого усматривается, что права привлекаемой к административной ответственности соблюдены, протокол составлен в присутствии Кузьминой К.С, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст. ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ, с протоколом она ознакомлена, копия протокола для сведения вручена ей на руки, что подтверждено документально, протокол содержит все сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, в том числе подпись должностного лица, его составившего.
Добытые по делу доказательства оформлены должностными лицами административного органа в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Вопреки доводам в жалобе, приобщенная к материалам дела фототаблица, на которой зафиксирован работник кафе без индивидуальных средств защиты, а именно без перчаток, является приложением к протоколу осмотра помещения от 14 мая 2020 года, данные доказательства фиксируют обстоятельства административного правонарушения 14 мая 2020 года, в котором содержатся сведения о дате и времени проведения фотосъемки, фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем, в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ, является документальными доказательствами по рассматриваемому делу об административном правонарушении, которое получило надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Учитывая, что ИП Кузьмина К.С, будучи работодателем, не выполнила требования правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, не обеспечило соблюдение работником кафе использования средств индивидуальной защиты (перчаток) на рабочем месте, действия указанного ИП Кузьмина К.С. образуют объективную строну состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. При этом, указание об отсутствие в момент фиксации правонарушения посетителей и покупателей в кафе, не свидетельствует об отсутствии в действиях ИП Кузьминой К.С. события и состава административного правонарушения, так как она не лишена было возможности предпринять все возможные меры, вплоть до закрытия кафе не технический перерыв на непродолжительное время для перезагрузки мобильного приложения, чтобы не допустить посещение покупателей в кафе.
Вместе с тем, при указании данных о личности ИП Кузьминой К.С. судьей допущены описки в дате ее рождения и месте проживания: "22 июля 1972 года рождения", "зарегистрированная по адресу: г. Москва, ул. Лобачевского, д. 10, кв. 35, фактически проживающая по адресу: г. Москва, ул. Введенского, д. 27, корп. 2, кв. 28".
Согласно паспорта серии 45 18 030158, выданного 01 марта 2017 года ОУФМС России по г. Москве по району Коньково, Кузьмина К.С, 17 января 1997 года рождения, зарегистрирована по адресу: г. Москва, ул. Саморы Машела, д. 4, корп. 3, кв. 5, что также следует из протокола об административном правонарушении.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 06 июля 2020 года подлежит изменению в части верного указания даты рождения и адреса проживания Кузьминой К.С.
Данные изменения не влекут усиление административного наказания ИП Кузьмина К.С. и никаким иным образом положение не ухудшают.
Также, имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления судьи в части назначенного ИП Кузьмина К.С. административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Сфера деятельности по предоставлению продуктов питания и напитков (56), включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434.
Приведенные данные, оцениваемые в совокупности, указывают на то, что в создавшихся условиях назначение ИП Кузьмина К.С. административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав физического лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В связи с чем, считаю возможным снизить размер назначенного административного наказания в виде штрафа со *** рублей до *** рублей, назначив административное наказание ниже низшего предела, установленного законом.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, в рассматриваемом случае, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 06 июля 2020 года подлежит изменению в части размера назначенного административного штрафа.
Данные изменения также не влекут усиление административного наказания ИП Кузьмина К.С. и никаким иным образом положение не ухудшают.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены, бремя доказывания распределено верно, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Симоновского районного суда города Москвы от 06 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ИП Кузьминой К.С. изменить, верно указать дату рождения и адрес проживания Кузьминой Ксении Сергеевны, а именно, Кузьмина К.С, ***года рождения, зарегистрирована по адресу: ***, а также снизить размер штрафа до *** (***) рублей.
В остальной части постановление судьи Симоновского районного суда города Москвы от 06 июля 2020 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.