Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" фио на постановление судьи Люблинского районного суда Москвы от 03.09.2020, которым АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей, УСТАНОВИЛ:
21.07.2020 главным инспектором государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (Госинспекция по недвижимости) составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в отношении АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ".
Дело передано на рассмотрение в Люблинский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд защитник АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" фио просит судебное постановление отметить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, указывает на процессуальные нарушения, ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.
адрес "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направил защитника фио, который доводы жалобы поддержал.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника фио, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ (в редакции от 23.06.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N42-УМ) в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании пункта 1 которого, на территории адрес введён режим повышенной готовности.
В соответствии с п.5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", были утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с дата, согласно приложению 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Согласно п. 2 Требований с дата работодатели обязаны соблюдать следующие требования:
2.4 Обеспечить в период с дата по 31 мая 2020 г. проведение исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении не менее 10 процентов работников.
2.5 Обеспечить в период с 1 июня 2020 г. в течение каждых 15 календарных дней проведение указанных в пункте 2.4 настоящих требований исследований в отношении не менее 10 процентов работников.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Данная правовая позиция изложена в ответе на вопрос N17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на адрес новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N1, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, дата в время по адресу: адрес, АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" в нарушение п. 6 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения), не обеспечило в течении каждых 15 календарных дней проведение исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с п.2.5 "Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей", в отношении не менее 10 процентов работников организации.
Действия АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" квалифицированы по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, составленным в отношении АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ от 21.07.2020; поручением начальника УКОН по адрес на проведение планового рейдового обследования от 06.07.2020; плановым рейдовым заданием; рапортом о результатах рейдового задания; выпиской из ЕГРЮЛ; фототаблицей; объяснениями фио; приказом генерального директора АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" о внесении изменений в штатное расписание от дата; приказом генерального директора АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" от дата о проведении тестирования на коронавирус; списком работников для прохождения тестирования; листом ознакомления работников с приказом "О проведении тестирования на короновирус; приказом генерального директора АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" от 16.03.2020 "О мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции"; приказом генерального директора АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" от 27.03.2020; приказом генерального директора АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" от 27.03.2020 "О введении режима повышенной готовности"; приказом генерального директора АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" от дата "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий"; инструкцией проведения дезинфекционных мероприятий; приказом генерального директора АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" от 22.04.2020 "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции"; счетами-фактурой; договором аренды помещения от 01.05.2020; актом приемки-передачи помещений в аренду; экспликацией помещения; книгой учета автотранспорта и посетителей; письменными отказами от проведения тестов на коронавирус сотрудников адрес ЭПИТАЛ.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьей районного суда и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод о наличии в действиях АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
Довод заявителя об отсутствии в действиях АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" состава вменного правонарушения, поскольку организацией приняты все меры по проведению исследований работников на предмет наличия новой коронавирусной инфекции, однако проведение тестирования стало невозможным виду отказа работников от его прохождения, подлежат отклонению судом.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что юридическим лицом приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а том числе предприняты исчерпывающие меры, направленные на контроль руководством организации за соблюдением требований по проведению исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции среди работников.
К представленным АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" заявлениям работников об отказе от прохождения тестирования суд относится критически, поскольку содержание этих заявлений позволяет сделать вывод, что они идентичны и не содержат в себе обоснований причин такого отказа.
При изучении судом текста приказа руководителя АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" от дата N 15/1 о проведении тестирования работников усматривается, что тестирование в организации осуществляется за счет работников (с последующей компенсацией работодателем расходов). Данных об организации АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" такого тестирования на территории работодателя, в т.ч. о заключенных договорах с медицинскими организациями суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" в нарушение п. 6 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", не обеспечило в течении каждых 15 календарных дней проведение исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с п.2.5 "Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей", в отношении не менее 10 процентов работников организации.
Формальное издание руководителем организации приказа о проведении тестирования работников, без осуществления каких-либо реальных действий, направленных на реализацию исполнения данного приказа, не может считаться подтверждением факта принятия им всех зависящих от организации мер по соблюдению требований п.6 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Доводы жалобы о нарушении административным органом процессуальных требований не нашли своего подтверждения.
Протокол об административном правонарушении в отношении АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" составлен надлежащим должностным лицом Госинспекции по недвижимости г.Москвы, в соответствии с требованиями Указа Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в адрес", в редакции от 27.05.2020, действовавшей на момент выявления правонарушения.
Согласно п.1 Указа Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ установлено, что составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями следующих требований, осуществляется уполномоченными должностными лицами:
1.5. Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес:
1.5.5. В части обеспечения соблюдения требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей при посещении гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность в сфере промышленности, таких организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в отношении юридических лиц, допустивших нарушения в части обеспечения соблюдения требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей при посещении гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций, на период 06.07.2020 относилось к компетенции Госинспекции по недвижимости г. Москвы.
Доводы жалобы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кроме того, применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" правонарушение посягает на отношения, объектом которых является общественный порядок и общественная безопасность в Российской Федерации. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного организацией правонарушения, его общественную значимость, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" в пределах санкции статьи ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела. Оснований для снижения назначенного административного наказания и изменения постановления в этой части суд не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, по делу не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Люблинского районного суда Москвы от 03.09.2020 в отношении АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" оставить без изменения, жалобу защитника АО "ЭНПЦ ЭПИТАЛ" фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.