Дата вступления в законную силу - 15 октября 2020 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Куприк С.В., рассмотрев 15 октября 2020 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Попцовой М.С., жалобу на постановление судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14 августа 2020 года в отношении
Сатирова Сергея Михайловича, "дата" г.р, уроженца и гражданина "адрес", регистрации на территории РФ не имеющего, содержащегося в ЦВСИГ N 1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, Кингисеппское шоссе, д. 51, лит. А, Б, УСТАНОВИЛ:
Постановлением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 17 мая 2019 года Сатирова С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы РФ с помещением в ЦВСИГ N 1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Защитник Сатирова С.М. - адвокат Цейтлина О.П. обратилась во Фрунзенский районный суд с заявлением о прекращении исполнения постановления в части содержания Сатирова С.М. в ЦВСИГ и выдворения с территории РФ.
Постановлением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14 августа 2020 года адвокату Цейтлиной О.П. отказано в прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении в части назначения административного наказания в виде принудительного выдворения и содержания в ЦВСИГ в отношении Сатирова С.М.
Адвокат Цейтлина О.П. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой на постановление судьи Фрунзенского районного суда от 14 августа 2020 года.
В обосновании жалобы указала, что у Сатирова С.М. отсутствует гражданство "... ", в связи с чем его выдворение невозможно. Кроме того, на данный момент границы стран и международные перелеты закрыты в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что возможность выдворения не утрачена - являются необоснованными, противоречит собранным по делу материалам. Выдворение с территории РФ также нарушает Указ Президента РФ N 274, согласно которому в отношении иностранных граждан в период с 15.03.2020 по 15.09.2020 года не принимаются решения о выдворении иностранных граждан с территории Российской Федерации.
Сатиров С.М. извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в Санкт-Петербургский городской суд не доставлен, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы. При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Сатирова С.М.
Защитник Цейтлина О.П. в Санкт-Петербургский городской суд явилась, поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав мнение защитника, прихожу к следующему.
Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от дата N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (пункт 12 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ), и заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от дата N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации (часть 1 статьи 27.19 КоАП РФ).
Согласно ч. ч. 1, 2, 4, 5 ст. 35.1 Федерального закона от дата N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан; содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм Постановлением Правительства РФ N 1306 утверждены Правила содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, пунктом 11 которых установлено, что иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в комнатах, норма санитарной площади которых составляет не менее 6 кв. метров на 1 человека, при установке 2-ярусных кроватей - не менее 4, 5 кв. метра на 1 человека, помещение для размещения семьи имеет площадь не менее 15 кв. метров, в комнатах иностранные граждане обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями (матрац, подушка и одеяло).
В силу ст. 31.7 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 данного Кодекса; отмены постановления; вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
Статьей 31.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу; течение срока давности, предусмотренного частью 1 данной статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание; в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6 и 31.8 данного Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления; в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 N 14-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 31.7 и 31.9 КоАП РФ в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе", положения статей 31.7 и 31.9 КоАП Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 22, 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 62 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ указал, что до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, лицам без гражданства, помещенным в целях обеспечения исполнения назначенного им административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения, во всяком случае по истечении трех месяцев со дня принятия постановления о назначении такого наказания, должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении, что не исключает принятие судом решения об отказе в его удовлетворении, если основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, а реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена.
Таким образом, помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", являясь мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, может применяться судьей при назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и состоит во временном лишении этих лиц свободы посредством их подконтрольного (поднадзорного) содержания в таком специальном учреждении до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Ее использование в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым назначено указанное административное наказание, - при соблюдении критериев обоснованности, пропорциональности и разумности нормативного установления и практического применения - само по себе не может рассматриваться как выходящее за пределы конституционной дискреции законодательной, исполнительной и судебной власти.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела, согласно сведениям из Управления Федеральной Службы Судебных приставов России по Санкт-Петербургу от "дата", у Сатирова С.И. "дата" года рождения отсутствуют документы, необходимые для выдворения, а именно паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, пригодный для пересечения границы. В МОСП по ИОИП УФССП России по Санкт-Петербургу поступило письмо из УВМ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о невозможности документирования данного гражданина вследствие отсутствия подтверждения "адрес" его гражданства, что делает невозможным процедуру его выдворения из Российской Федерации;
как следует из сообщения ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" N.., гражданин "адрес" Сатиров Сергей Михайлович, "дата" г.р. содержится в центре временного содержания иностранных граждан N 1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по постановлению Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга с "дата" по настоящее время. Из секции интересов Грузии о документировании гражданина Грузии Сатирова Сергея Михайловича поступил "отказ о невозможности документировать".
Помимо изложенного, судом установлено, что "дата" судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Санкт-Петербургу вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N.., предмет исполнения: принудительное выдворение за пределы РФ в отношении Сатирова С.М.
В материалах исполнительного производства имеется ответ Посольства Швеции в Российской Федерации Секции интересов Грузии от "дата" на письмо от "дата" начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (т.е. направленного иным органом до возбуждения исполнительного производства), из которого следует, что Сатиров Сергей ("дата") гражданином Грузи не является, в связи с чем, свидетельство на возвращение в Грузию на имя Сатирова С. оформлено не будет.
Иных документов материалы исполнительного производства не содержат, какие-либо меры для его выдворения в рамках исполнительного производства не предпринимались, государство, с территории которого им был осуществлен въезд в Российскую Федерацию не устанавливалось, в связи с чем, нельзя сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время утрачена возможность выдворения Сатирова С.М. за пределы РФ.
В настоящее время исполнительное производство не окончено и не прекращено, сведений об отсутствии фактической возможности исполнения постановления судьи районного суда об административном выдворении Сатирова С.М. в ближайшее время за пределы Российской Федерации в материалах дела не имеется.
При этом, вопреки доводам жалобы, тот факт, что в рамках исполнительного производства было установлено отсутствие у заявителя гражданства, само по себе не является основанием для его освобождения из ЦВСИГ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу, так как не исключает возможность исполнения постановления в части выдворения его из Российской Федерации.
По буквальному смыслу ч. 1 ст. 27.19, ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, продолжительность нахождения указанных лиц в специальном учреждении обусловливается временем, необходимым для достижения цели исполнения постановления о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, вследствие чего эти лица, по общему правилу, могут удерживаться в специальных учреждениях до их фактического перемещения через Государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном ст. 109.1 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Поскольку обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения вопроса о прекращении исполнения постановления Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", исполнительного производства, возбужденного "дата", об освобождении заявителя от дальнейшего пребывания в ЦВСИГ ГУ МВД России по Санкт-Петербурга фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении Сатирова С.М. за пределы Российской Федерации, не выявлено, основания для его содержания в специальном учреждении сохраняются, реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена, а также принимая во внимание характер совершенного последним административного правонарушения, предшествующее поведение данного лица, длительное время пребывающего без документов, удостоверяющих личность, не предпринимавшего мер к легализации своего положения, дающего достаточные основания полагать, что он может скрыться или уклониться от исполнения судебного постановления в части выдворения его за пределы Российской Федерации, отсутствие постоянного места жительства и работы, оснований для прекращения дальнейшего содержания Сатирова С.М. в ЦВСИГ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу не усматривается.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.12, 30.6 - 30.9 КоАП РФ, решил:
Постановление Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14 августа 2020 года об отказе в прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Сатирова Сергея Михайловича оставить без изменения, его жалобу защитника Серова Ю.Д. без удовлетворения.
Судья С.В. Куприк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.