Дата вступления в законную силу - 10 ноября 2020 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Куприк С.В., рассмотрев 10 ноября 2020 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Попцовой М.С., с участием переводчика Хабибова К., жалобу на постановление судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 сентября 2020 года в отношении
Аманмадова Гурбандурды, "дата" года рождения, уроженца "адрес", гражданина "адрес", регистрации на территории РФ не имеющего, содержащегося в ЦВСИГ N 1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: "адрес", УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2020 года Аманмадов Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы РФ с помещением в ЦВСИГ N 1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Аманмадов Г. обратился в Московский районный суд с заявлением о прекращении исполнения постановления в части содержания Аманмадов Г. в ЦВСИГ и выдворения с территории РФ.
Постановлением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 сентября 2020 года Аманмадову Г. отказано в прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении в части назначения административного наказания в виде принудительного выдворения и содержания в ЦВСИГ.
Аманмадов Г. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой на постановление судьи Московского районного суда от 14 сентября 2020 года.
В обосновании жалобы указал, что принятое по делу решение является незаконным и необоснованным, до настоящего времени ему не был сообщён срок дальнейшего содержания в ЦВСИГ, что создает обстоятельства его лишения свободы на неопределенный срок.
Аманмадов Г. доставлен в Санкт-Петербургский городской суд из ЦВСИГ N 1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, прихожу к следующему.
Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от дата N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (пункт 12 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ), и заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от дата N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации (часть 1 статьи 27.19 КоАП РФ).
Согласно ч. ч. 1, 2, 4, 5 ст. 35.1 Федерального закона от дата N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан; содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм Постановлением Правительства РФ N 1306 утверждены Правила содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, пунктом 11 которых установлено, что иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в комнатах, норма санитарной площади которых составляет не менее 6 кв. метров на 1 человека, при установке 2-ярусных кроватей - не менее 4, 5 кв. метра на 1 человека, помещение для размещения семьи имеет площадь не менее 15 кв. метров, в комнатах иностранные граждане обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями (матрац, подушка и одеяло).
В силу ст. 31.7 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 данного Кодекса; отмены постановления; вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
Статьей 31.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу; течение срока давности, предусмотренного частью 1 данной статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание; в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6 и 31.8 данного Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления; в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 N 14-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 31.7 и 31.9 КоАП РФ в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе", положения статей 31.7 и 31.9 КоАП Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 22, 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 62 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ указал, что до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, лицам без гражданства, помещенным в целях обеспечения исполнения назначенного им административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения, во всяком случае по истечении трех месяцев со дня принятия постановления о назначении такого наказания, должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении, что не исключает принятие судом решения об отказе в его удовлетворении, если основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, а реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена.
Таким образом, помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", являясь мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, может применяться судьей при назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и состоит во временном лишении этих лиц свободы посредством их подконтрольного (поднадзорного) содержания в таком специальном учреждении до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Ее использование в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым назначено указанное административное наказание, - при соблюдении критериев обоснованности, пропорциональности и разумности нормативного установления и практического применения - само по себе не может рассматриваться как выходящее за пределы конституционной дискреции законодательной, исполнительной и судебной власти.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела, согласно ответу Врио заместителя начальника отдела ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу "... " Т.Ю. от "дата", судом установлено, что в целях исполнения постановления суда о выдворении с территории Российской Федерации иностранного гражданина Иманмадова Г, не имеющего действительных документов, удостоверяющих его личность. Управление ФССП обратилось в УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с запросом об оказании содействия в документировании гражданина Туркменистана. "дата" в МОСП по ИОИП ГУФССП по Санкт-Петербургу и Ленинградской области из УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области поступило свидетельство о возвращении на родину (документ, заменяющий паспорт, пригодный для пересечения границы и возвращения в государство гражданином которого он является). Выдворение Аманмадова Г. запланировано на ближайшее время при наличии международных авиасообщений.
Судьей Московского районного суда Санкт-Петербурга установлено, что длительность нахождения иностранного гражданина в условиях содержания в ЦВСИГ N1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не является произвольным, обусловлено отсутствием у Аманмадова Г. документов удостоверяющих личность, без оформления которых исполнение постановления суда в части выдворения невозможно. При этом со стороны ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу предприняты все меры по оформлению необходимых документов в отношении Аманмадова Г. в целях исполнения постановления.
По буквальному смыслу ч. 1 ст. 27.19, ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, продолжительность нахождения указанных лиц в специальном учреждении обусловливается временем, необходимым для достижения цели исполнения постановления о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, вследствие чего эти лица, по общему правилу, могут удерживаться в специальных учреждениях до их фактического перемещения через Государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном ст. 109.1 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Поскольку обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения вопроса о прекращении исполнения постановления Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2020 г. об освобождении заявителя от дальнейшего пребывания в ЦВСИГ ГУ МВД России по Санкт-Петербурга фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении Аманмадова Г. за пределы Российской Федерации, не выявлено, основания для его содержания в специальном учреждении сохраняются, реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена, а также принимая во внимание характер совершенного последним административного правонарушения, предшествующее поведение данного лица, длительное время пребывающего без документов, удостоверяющих личность, не предпринимавшего мер к легализации своего положения, дающего достаточные основания полагать, что он может скрыться или уклониться от исполнения судебного постановления в части выдворения его за пределы Российской Федерации, отсутствие постоянного места жительства и работы, оснований для прекращения дальнейшего содержания Аманмадова Г. в ЦВСИГ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу не усматривается.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.12, 30.6 - 30.9 КоАП РФ, решил:
Постановление Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 сентября 2020 года об отказе в прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Аманмадова Гурбандурды оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья С.В. Куприк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.