Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Барминой Е.А, Селезневой Е.Н.
при секретаре
Черновой П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 ноября 2020 года апелляционную жалобу Жихаренко И. К. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2020 года по гражданскому делу N 2-2274/2020 по исковому заявлению Жихаренко И. К. к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения истца Жихаренко И.К, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - Суворовой В.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жихаренко И.К. изначально обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к начальнику сектора по делам ветеранов и инвалидов Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга ФИО1, в котором просила признать недействительными решения ответчика от 16 августа 2017 года об отказе в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; обязать ответчика устранить в полном объеме нарушение прав и свобод истца, признать за истцом право на предоставление дополнительных мер социальной поддержки граждан, являющихся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавших в Санкт-Петербурге не менее 20 лет и имеющих трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, предусмотренных статьей 63 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс Санкт-Петербурга).
В процессе рассмотрения дела определением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2020 года суд определилперейти к рассмотрению настоящего дела в порядке гражданского судопроизводства и произвести замену ответчика на Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
В обоснование заявленных исковых требований Жихаренко И.К. указала, что 16 августа 2017 года начальником сектора по делам ветеранов и инвалидов Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга ФИО1 было вынесено решение об отказе в предоставлении социальной выплаты с неверно подсчитанным трудовым стажем истца, поскольку ею не был учтен период обучения в общеобразовательном учреждении. По мнению истца, указанными действиями ответчик нарушает положения статьи 89 Закона от 20.11.1990 года N34-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем она обратилась с настоящим иском в суд.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований Жихаренко И.К. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Жихаренко И.К. просит решение суда от 11 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что исключение периода обучения, засчитываемого в общий стаж работы в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения истцом работы, означает отмену права, приобретенного истцом в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Истец полагает, что суд при рассмотрении дела ошибочно толковал положения законодательства, поскольку не принял во внимание, что Порядком определения трудового стажа установлен исчерпывающий перечень периодов, которые не включаются в трудовой стаж. Истец считает, что Порядок определения трудового стажа, утвержденный распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга 01 июля 2016 года не может быть применен к правоотношениям, возникшим до введения данного Порядка.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, 06 марта 2017 года Жихаренко И.К. обратилась с заявлением в Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга о назначении ей ежемесячной денежной выплаты по категории граждане, являющиеся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющие трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.
10 августа 2017 года Жихаренко И.К. обратилась в отдел социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга по вопросу предоставления ежемесячной денежной выплаты по категории "Пенсионеры, проработавшие с Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющие трудовой стаж не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин".
16 августа 2017 года начальником сектора по делам ветеранов и инвалидов к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга ФИО1 ей был дан ответ, согласно которому на 28 декабря 2016 года трудовой стаж истца составляет 37 лет 10 месяцев 05 дней, ввиду чего оснований для предоставления мер социальной поддержки, указанных истцом, не имеется, а также представлен расчет стажа.
14 ноября 2019 года Жихаренко И.К. начальником сектора по делам ветеранов и инвалидов Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга ФИО1 также был дан ответ на обращение, где разъяснено, дополнительные меры социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, регламентированы статьей 63 главы 14 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", и предоставляются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Согласно указанным нормам, включение периодов обучения в учебных заведениях в трудовой стаж не предусмотрено.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности решения Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об отказе предоставить истцу дополнительные меры социальной поддержки, указав, что нормы пенсионного законодательства, на которые ссылается истец, не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Реализация полномочий субъекта Российской Федерации в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и является расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 60 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 года "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства, в том числе:
- гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющие трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осуждеными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.
В статье 63 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011года "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" содержится перечень мер социальной поддержки, предоставляемых вышеуказанной категории граждан, который включает в себя:
- ежемесячную денежную выплату в размере 707 рублей;
- оплату жилого помещения в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения (площади комнат в общежитиях) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, в том числе занимаемой членами семей лиц указанной категории, совместно с ними проживающими, являющимися нетрудоспособными и находящимися на их иждивении;
- оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в Санкт-Петербурге, и транспортных услуг для поставки твердого топлива (при наличии печного отопления);- право на приобретение месячного единого (трамвай, троллейбус, автобус, метро) именного льготного билета в Санкт-Петербурге по цене, равной размеру ежемесячной денежной выплаты, установленной в пункте 2 статьи 66 настоящего Кодекса, с учетом индексации;
- право на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере полной стоимости проезда;
- право на проезд ежегодно с 27 апреля по 31 октября в автобусах пригородного сообщения, обслуживаемых маршрутными перевозчиками, заключившими с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга договоры на перевозку пассажиров по социальным маршрутам наземного пассажирского маршрутного транспорта, с оплатой части стоимости разового проезда за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере 10 процентов от тарифа.
В соответствии со статьей 71 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 года "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", в целях реализации мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных в указанной главе, Правительством Санкт-Петербурга определяется, в том числе, порядок определения трудового стажа для предоставления дополнительной меры социальной поддержки гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 60 указанного Кодекса.
Во исполнение требований статьи 71 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 года "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", Правительством Санкт-Петербурга было принято Постановление N 385 от 20 мая 2016 года, согласно которому Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга было поручено в двухмесячный срок утвердить Порядок определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.
Согласно пункту 2 Порядка определения трудового стажа для предоставления дополнительных мер социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, утвержденного распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга N 187-р от 01.07.2016 года (далее - Порядок), общим трудовым стажем признается учитываемая при определении права на дополнительные меры социальной поддержки, установленные статьей 63 Социального кодекса, суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности.
Региональным трудовым стажем является учитываемая при определении права на дополнительные меры социальной поддержки, установленные статьей 63 Социального кодекса, суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности в Санкт-Петербурге (Ленинграде).
Общий трудовой стаж составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин (пункт 3 Порядка).
В пункте 4 вышеуказанного Порядка перечислены периоды работы и иной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, среди которых периоды обучения в высшем учебном заведении не поименованы.
Согласно пункту 7 вышеуказанного Порядка, подсчет общего трудового стажа и регионального трудового стажа осуществляется администрациями районов Санкт-Петербурга на основании представленных гражданином подтверждающих периоды работы и иной деятельности документов, указанных в пункте 8 данного Порядка, в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев), при этом каждые 30 дней периодов работы и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Из приведенных нормативных положений следует, что регулирование отношений по предоставлению мер социальной поддержки определенной категории граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, которыми предусмотрено предоставление мер социальной поддержки только определенной категории лиц, а именно - гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющие трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.
При этом в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для данной категории жителей Санкт-Петербурга, претендующих на предоставление им мер социальной поддержки, включается суммарная продолжительность периодов работы, а также периодов иной деятельности, перечень которых приведен в пункте 4 Порядка, утвержденного распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга N 187-р от 01.07.2016 года.
Период обучения в общеобразовательном учреждении в данном пункте указанного Порядка не назван.
Общий трудовой стаж истца Жихаренко И.К. исчисленный на основании вышеуказанного Порядка, составляет 37 лет 10 месяцев 05 дней, то есть менее положенных 40 лет, в связи с чем, истец не может быть отнесена к той категории граждан, которые имеют право на получение мер социальной поддержки на основании положений пункта 3 части 1 статьи 60 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 от 22.11.2011 года "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 18-КГ18-1 от 09 апреля 2018 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решением суда первой инстанции истцу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку правом на предоставление мер социальной поддержки истец не обладает, при этом требование о включении периодов обучения в общий трудовой стаж, дающий право на предоставление мер социальной поддержки, противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении размера общего трудового стажа истца необходимо руководствоваться требованиями пенсионного законодательства, в том числе, действовавшего на момент учебы истца, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Пенсионное законодательство определяет порядок исчисления продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права граждан на страховую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую, следовательно, положения пенсионного законодательства, в том числе, те, на которые ссылается истец в апелляционной жалобе, не могут быть применены при решении вопроса об исчислении трудового стажа для предоставления отдельным категориям жителей Санкт-Петербурга мер социальной поддержки.
В данном случае предметом спора являются требования Жихаренко И.К. о включении в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, периода ее обучения в общеобразовательном учреждении, вытекающие не из пенсионных отношений, а из отношений по предоставлению мер социальной поддержки, установленных для определенной категории граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, которые регулируются специальным законодательством. Положения пенсионного законодательства, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, на спорные отношения не распространяются.
Вопреки доводам апелляционной жалобы использование в пенсионных правоотношениях и отношениях, вытекающих из предоставления мер социальной поддержки, понятий с одним названием ("общий стаж"), не свидетельствует об идентичности порядка исчисления такого стажа.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности ограничения выступлений истца в обоснование своей правовой позиции судом первой инстанции основанием к отмене или изменению правильного решения суда также не являются.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании положений законодательства, сводятся к собственной оценке обстоятельств дела, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жихаренко И. К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.