Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Союзгазтехнология" Медведева А.Н. на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 335/2019 от 22 ноября 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 06 февраля 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 18 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Союзгазтехнология", установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 335/2019 от 22 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 06 февраля 2020 года и решением судьи Тюменского областного суда от 18 мая 2020 года, юридическое лицо общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Союзгазтехнология" (далее - ООО НПП "Союзгазтехнология", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества Медведев А.Н. просит об отмене постановления должностного лица, а также судебных решений, прекращении производства по делу.
Должностное лицо административного органа, вынесшее постановление, уведомленное о подаче жалобы, возражение на нее не направил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50.
В ходе рассмотрения дела установлено и из материалов дела следует, что у ООО НПП "СГТ" имеется документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения N110 от 02.12.2016, утверждённый распоряжением Управления Росприроднадзора по ЯНАО N 510-р от 02.12.2016, которым установлены конкретные виды отходов, образование и размещение которых предусмотрено на территории ЯНАО, Ямальского района, Южно-Тамбейского месторождения. В отношении ООО НПП "СГТ" проведена внеплановая документарная и выездная проверка, по результатам которой 09 октября 2019 года выявлено, что ООО НПП "СГТ" осуществляет образование и размещение отхода - золы и шлаки от инсенераторов и установок термической обработки отходов, который отсутствует в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения N110 от 02.12.2016 (то есть осуществляет такую деятельность в отсутствие разработанных и утверждённых в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), а также допускает искажение информации о количестве образования и размещения данного отхода. Тем самым, ООО НПП "СГТ", являющееся юридическим лицом ответственным за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляющее соответствующую хозяйственную деятельность в области обращения с отходами не исполнило обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение на отход - золы и шлаки от инсенераторов и установок термической обработки отходов.
В связи с указанными обстоятельствами юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО НПП "СГТ" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства осуществления ООО НПП "СГТ" образования и размещения отхода - золы и шлаки от инсенераторов и установок термической обработки отходов, как и отсутствие проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение на данный отход установлены, подтверждаются материалами дела и по существу обществом не оспариваются. Вопреки доводам жалобы изложенные обстоятельства указывают на наличие события административного правонарушения.
Выявленные в ходе проверки и отраженные в тексте постановления сведения о неправильном указании количества тонн отхода, доводы о необоснованном вменении которых в качестве административного правонарушения указывает заявитель, по существу обществу как нарушения, влекущего административную ответственность, предусмотренную частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не вменялись. Данные обстоятельства никак не влияют на правильную квалификацию действий общества, не исполнившего обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
Вопреки доводам жалобы общество является надлежащим субъектом и ему обоснованно вменено неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. При рассмотрении дела учтено, что ООО НПП "СГТ" в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" является лицом, ответственным за разработку нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также само наличие у ООО НПП "СГТ" действующего документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения N110 от 02.12.2016, утверждённого распоряжением Управления Росприроднадзора по ЯНАО N 510-р от 02.12.2016, которым установлены конкретные виды отходов, образование и размещение которых предусмотрено на территории ЯНАО, Ямальского района, Южно-Тамбейского месторождения, в котором при этом отсутствуют сведения об образовании и размещении отхода - золы и шлаки от инсенераторов и установок термической обработки отходов.
Обстоятельство, что общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не исключает его вины в совершении вмененного административного правонарушения. С 01 января 2019 года статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" изложена в новой редакции, которая не содержит каких-либо исключений по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, с учетом даты выявления административного правонарушения неисполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обоснованно вменено НПП "СГТ" вне зависимости от его статуса. Представленная в материалы дела переписка с органом, осуществляющим государственный экологический контроль не свидетельствует об обратном, поскольку касается применения ранее действовавшего законодательства (статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), содержащего исключения для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры поих соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности общества, поскольку оно имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, НПП "СГТ" совершены действия, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
При рассмотрении дела требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении НПП "СГТ" составлен уполномоченным должностным лицом с участием защитников юридического лица, действующих на основании доверенности, которым разъяснены процессуальные права и вручена в установленном законом порядке копия протокола. О рассмотрении дела должностным лицом юридическое лицо также уведомлялось надлежащим образом.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Административное наказание НПП "СГТ" назначено в соответствии с санкцией части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб НПП "СГТ" на постановление судьями районного суда и областного суда дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.
О рассмотрении дела об административном правонарушении судьями районного и областного суда юридическое лицо извещалось надлежащим образом, в судебных заседаниях принимал участие защитник юридического лица, который обосновывал позицию общества по делу, в реализации процессуальных прав общество ограничено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьск Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 335/2019 от 22 ноября 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 06 февраля 2020 года, решение судьи Тюменского областного суда от 18 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Союзгазтехнология" оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Союзгазтехнология" Медведева А.Н. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.