Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и
Селиверстовой И.В, при ведении протокола помощником судьи Курчевской В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N N 3а-4189/20 по административному исковому заявлению Жуманова Рустама Турдыбаевича о признании недействующими отдельных положений Закона города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", постановления Правительства Москвы от 14 января 2020 года N 5-ПП "Об утверждении проекта планировки линейного объекта - участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции "Улица Новаторов" до проектируемой станции "Севастопольский проспект"
по апелляционной жалобе Жуманова Рустама Турдыбаевича на решение Московского городского суда от 2 сентября 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения административного истца Жуманова Р.Т, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Московской городской Думы Голочереповой Е.В. и Правительства Москвы Савина А.С, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Жуманов Р.Т. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими следующие положения Закона города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" (в редакции от 27 декабря 2017 года) (далее - Генеральный план города Москвы):
- подпункт "4) "а." пункта 1.3, часть 2. Территориальное планирование города Москвы, приложение 1 к Закону, страница 5: "приоритетного развития на присоединенных территориях системы общественного транспорта и преимущественного осуществления пассажирских перевозок скоростными внеуличными видами транспорта, прежде всего железнодорожным транспортом и метрополитеном;
- пункт 2.3.3, часть 2. Территориальное планирование города Москвы, приложение 1 к Закону, страница 13: "обеспечения нормативных условий транспортного обслуживания, расширения и объема, и разнообразия доступного выбора мест приложения труда, благ и услуг, а именно приоритетного развития метрополитена (действующей системы и линий экспресс-метрополитена) как основного вида городского скоростного внеуличного транспорта";
- пункт 2.4.4, часть 2. Территориальное планирование города Москвы, приложение 1 к Закону, страница 20: "приоритетное развитие метрополитена (действующей системы и линий экспресс-метрополитена) как основного вида городского скоростного внеуличного транспорта, включая сооружение новых линий метрополитена, пересадочных узлов, внедрение маршрутного движения поездов на линиях нового поколения для повышения уровня транспортного обслуживания населения города, снижение загрузки действующих линий и пересадочных узлов, обеспечение равноценного обслуживания метрополитеном территории города, в том числе удаленных периферийных районов";
- пункт 2.4.4, часть 2. Территориальное планирование города Москвы, приложение 1 к Закону, страница 20: "ускоренное развитие и совершенствование системы скоростного внеуличного транспорта, развитие Московского метрополитена и новых видов скоростного внеуличного транспорта как основы транспортной системы города и фактора, сдерживающего использование личного автомобиля для городских поездок;
- пункт 1.1.1, книга 4, приложение 2 к Закону, страница 180: "линии, соединяющей поселение Рязанское, районы Бирюлево, Западное, Бирюлево Восточное, Нагатинский затон" (Бирюлевская линия метрополитена) и "новой диаметральной линии, соединяющей город Троицк - станция "Улица Новаторов" - центральную часть города Москвы" (Коммунарская линия метрополитена).
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит положениям пункта 3 части 5 статьи 24 Градостроительного кодекса города Москвы и пункта 2 части 7 статьи 23, частям 3, 13, 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также административным истцом заявлены требования о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 14 января 2020 года N 5-ПП "Об утверждении проекта планировки линейного объекта - участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции "Улица Новаторов" до проектируемой станции "Севастопольский проспект" (далее - Постановление N 5-ПП), с указанием на то, что названный нормативный правовой акт противоречит положениям части 4 статьи 41.1 и части 1 статьи 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Московского городского суда от 2 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановленным решением, Жуманов Р.Т. подал апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем Мэрии Москвы и Правительства Москвы поданы письменные возражения.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции посчитал возможным рассматривать административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов административного дела, Жуманов Р.Т. житель города Москвы, в связи с чем является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе в соответствии со статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных поименованной статьей.
Частью 9 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном Градостроительного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Правоотношения в сфере градостроительной деятельности на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проанализировав положения статьей 4, 5, 8, подпункта "б" пункта 7 статьи 18 Закона о местном самоуправлении, пункта 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", части 2 статьи 5, части 1 статьи 12, статей 33, 35, подпункта 3 пункта 2 статьи 41 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы), суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Генеральный план города Москвы принят Московской городской Думой в пределах своих полномочий, подписан Мэром Москвы, являющимся высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы.
Также судом первой инстанции верной указано, что к полномочиям Московской городской Думы в области градостроительной деятельности относится утверждение как Генерального плана города Москвы, так и изменений Генерального плана города Москвы, определение порядка его реализации.
Данный нормативный правовой акт был опубликован в Вестнике Мэра и Правительства Москвы, 3 июня 2010 года, спецвыпуск N 1, тт. 1, 2, 3; Тверская, 13, 3 июня 2010 года, N 67; Ведомости Московской городской Думы, 16 июля 2010 года, N 6 (195).
Закон города Москвы от 27 декабря 2017 года N 59 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" был опубликован на официальном сайте Московской городской Думы, 28 декабря 2017 года, на официальном сайте Правительства Москвы, 28 декабря 2017 года, в Вестнике Мэра и Правительства Москвы, 9 января 2018 года, N 1 (спецвыпуск), вступил в силу 8 января 2018 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий. Процедура принятия закона была проверена судом. Оснований для признания закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим не установлено.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Общие положения о территориальном планировании в городе Москве определены статьей 23 Градостроительного кодекса города Москвы, утвержденного Законом города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 (далее - Градостроительный кодекс города Москвы), в части 2 которой указано, что документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы. Генеральный план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве, размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Градостроительный кодекс Российской Федерации закрепляет, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4); в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4).
Частью 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя включают в себя сведения, предусмотренные статьей 23 названного кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Постановлением Правительства Москвы от 27 февраля 2013 года N 108-ПП "О подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план города Москвы" установлено, что в соответствии со статьями 9, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в связи с изменениями границ между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью, утвержденными постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" установлено, что Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы обеспечит в 2013 - 2017 годах поэтапную подготовку проекта внесения изменений в Генеральный план города Москвы.
Статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации было предусмотрено проведение публичных слушаний по проекту Генерального плана города федерального значения Москвы в каждом внутригородском муниципальном образовании.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому в представительный орган государственной власти.
Статья 68 Градостроительного кодекса города Москвы предусматривает в том числе и порядок проведения публичных слушаний в следующей последовательности: опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний; проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция); проведение собрания участников публичных слушаний; оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Судом первой инстанции установлено, что оповещение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете "Тверская, 13" от 16 июля 2009 года N 87-88 и на официальном сайте Правительства Москвы, а также было размещено на официальных сайтах префектур административных округов, управ районов города Москвы, на информационных стендах, размещаемых в зданиях префектур, управ районов города Москвы, подъездах или около подъездов жилых домов.
Экспозиции по проекту актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года и Правил землепользования и застройки города Москвы прошли с 23 июля 2009 года по 7 августа 2009 года во всех внутригородских муниципальных образованиях и административных округах, районах города Москвы. Собрания участников публичных слушаний состоялись 12 августа 2009 года в 18 часов.
Все замечания и предложения участников публичных слушаний были систематизированы и занесены в протоколы публичных слушаний окружных комиссий по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы соответствующего административного округа города Москвы. Протоколы публичных слушаний утверждены председателями окружных комиссий.
По результатам публичных слушаний Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы было подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по проекту "Актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года", которое утверждено председателем Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы В.И. Ресиным 15 октября 2009 года.
Указанное заключение по результатам публичных слушаний было опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы в сети Интернет и на официальных сайтах окружных комиссий по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в административных округах города Москвы (префектур административных округов города Москвы) 16 октября 2009 года.
Согласно частям 1, 2, 5 и 7 статьи 16, частям 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Положения о согласовании срок согласования проекта генерального плана составляет три месяца с даты направления заказчиком указанного проекта на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющий общую границу с субъектом Российской Федерации, до даты получения заказчиком заключений этих органов.
В случае непоступления в установленный срок в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключений согласующих органов данный проект считается согласованным с такими органами.
Окончательная редакция проекта актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года, согласованная со всеми федеральными органами, для подготовки сводного заключения Министерства регионального развития Российской Федерации и последующего представления проекта в Правительство Российской Федерации направлена председателем Москомархитектуры А.В. Кузьминым в Департамент территориального планирования и регионального развития Министерства регионального развития Российской Федерации, однако в установленный законодательством срок (три месяца) ответ получен не был.
Проанализировав приведенные положения действующего законодательства и оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в данном случае проект Генерального плана города Москвы считается согласованным с Правительством Российской Федерации.
Поскольку в период подготовки оспариваемого документа город Москва имел общую границу с одним субъектом Российской Федерации - Московской областью, проект Генерального плана города Москвы подлежал согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти Московской области в силу положений части 2 статьи 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проект генерального плана направлялся в Правительство Московской области, был получен ответ вице-губернатора Московской области А.Б. Пантелеева от 22 декабря 2008 года) о согласовании проекта "Актуализированного Генерального плана города Москвы".
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии Генерального плана города Москвы Градостроительному кодексу города Москвы, Градостроительному кодексу Российской Федерации подлежат отклонению в виду их несостоятельности по следующим основаниям.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 24 Градостроительного кодекса города Москвы (в первоначальной редакции) на картах (схемах) территориального планирования города Москвы в масштабах 1:25000 или 1:50000 отображаются особо охраняемые природные территории, природные и озелененные территории.
В соответствии с частью 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях утверждения генеральных планов осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт (схем).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа регулируются статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции проанализировав собранные по делу доказательства применительно к приведенным выше нормам права, пришел к обоснованному выводу о соответствии Генерального плана города Москвы в оспариваемой в части приведенному выше законодательству.
Законом города Москвы от 15 марта 2017 года N 10 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" в Генеральный план города Москвы внесены изменения, которые предусматривают в том числе продление действия на срок до 2035 года.
Проект Генерального плана города Москвы в части территорий, присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был разработан по заказу Москомархитектуры Государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы" в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из содержания частей 3, 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 названного кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 16 статьи 26 Градостроительного кодекса города Москвы публичные слушания по проекту федеральным органом исполнительной власти в части внесения изменений в Генеральный план города Москвы проводятся в муниципальных образованиях на территории которых распространяются планируемые изменения.
Как установлено судом первой инстанции, оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано 24 ноября 2015 года в газете "Новые округа", N 43 (163), на официальном сайте префектуры ТиНАО, на официальных сайтах поселений и городских округов ТиНАО, на информационных щитах в поселениях и городских округах ТиНАО, направлено почтовым отправлением депутатам Московской городской думы и председателям Советов депутатов соответствующих муниципальных образований. Экспозиция проекта проведена с 3 декабря 2015 года по 16 декабря 2015 года (включительно), в том числе по адресу: г. Москва, п. Вороновское, с. Вороново, д. 31, стр. 1. Собрание участников публичных слушаний проведено 24 декабря 2015 года в том числе по адресу: г. Москва, п. Вороновское, пос. ЛМС, мкр. Центральный, д. 16, стр. 1, в здании МБУ "ДК "Дружба".
По итогам проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Москвы в отношении территорий, присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" утверждены протокол публичных слушаний от 31 декабря 2015 года N 31/1 и заключение по результатам публичных слушаний от 18 февраля 2016 года, в соответствии с которым Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы сделан вывод о соблюдении процедуры проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Москвы и ее соответствии законодательству Российской Федерации и города Москвы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года N 2803-р утверждено заключение о согласовании проекта внесения изменений в генеральный план города федерального значения Москвы в отношении территорий, присоединенных в соответствии с названным выше постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Согласование Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации было представлено письмом от 15 января 2016 года N 06-09-29/382.
Проект внесения изменений в Генеральный план города Москвы также был согласован высшими исполнительными органами государственной власти Московской и Калужской областей (протокол заседания Согласительной комиссии N 1 от 17 июня 2016 года по урегулированию замечаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Москвы в отношении территорий, присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с приведенным выше постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и постановление Правительства Калужской области от 24 февраля 2016 года N 121 "О согласовании проекта внесения изменений в Генеральный план города Москвы").
В последующем подготовленный проект закона об утверждении Генерального плана города Москвы на рассматриваемую территорию был принят к рассмотрению Московской городской Думой, утвержден Законом города Москвы от 15 марта 2017 года N 10 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", направлен для подписания и обнародования Мэру Москвы.
При этом судебная коллегии учитывает, что каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении прав административного истца на участие в публичных слушаниях по проекту генерального плана и внесении изменений в него материалы дела не содержат.
Ссылки в апелляционной жалобе на необоснованность закрепления метрополитена как приоритетного развития транспорта на присоединенных территориях в оспариваемом в части Генеральном плане города Москвы повторяют доводы административного истца, которым в обжалуемом решении дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Так, положений, на которые указывает административный истец, устанавливающих обязательность или приоритетность развития какого-либо вида транспорта, оспариваемый нормативный правовой акт не содержит, как и Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Исходя из содержания части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, вопрос о целесообразности принятия соответствующего решения возложен на уполномоченный орган власти в порядке, установленном названным кодексом.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу названной нормы определение содержания Генерального плана города Москвы по своей правовой природе является решением о целесообразности, а исходя из пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии Постановления N 5-ПП действующему законодательству также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом основанием для разработки проекта планировки территории является правовой акт Правительства Москвы или уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы (статья 40 Градостроительного кодекса города Москвы).
На основании пункта 4.2.6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 7 ноября 2012 года N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура)" названный орган принимает решения о подготовке проектов планировки территории, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов по проектам планировки территории.
Постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2010 года N 270-ПП было утверждено Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве, утратившее силу с 5 мая 2019 года, согласно которому основанием для подготовки проекта планировки территории являлся подготовленный в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы правовой акт Москомархитектуры.
В соответствии с Положением о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (далее - ГЗК), утвержденном постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2010 года N 1019-ПП, ГЗК является постоянно действующим рабочим органом Правительства Москвы, к функциям которого относится рассмотрение и принятие решений по вопросам в области градостроительной деятельности, в том числе о разработке проектов планировки территорий города Москвы.
24 ноября 2017 года на заседании ГЗК было принято решение согласиться с подготовкой проекта планировки территории линейного объекта - новой линии метрополитена на участке от станции "Улица Новаторов" в центральную часть города до станции "Севастопольский проспект", Москомархитектуре поручено обеспечить издание правового акта о разработке проекта планировки территории.
17 января 2018 года Москомархитектурой издано распоряжение N 8 "О подготовке Проекта планировки территории линейного объекта - новая линия метрополитена на участке от станции "Улица Новаторов" в центральную часть города до станции "Севастопольский проспект" (станция "Крымская" Московского центрального кольца)".
Материалы проекта планировки территории были направлены для проведения процедуры публичных слушаний, по итогам которой оформлены протоколы публичных слушаний, а также заключения по результатам публичных слушаний, согласно которым публичные слушания признаны состоявшимися.
Оспариваемое постановление опубликовано 21 января 2020 года в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 3.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии рассматриваемого проекта планировки территории линейного объекта Генеральному плану города Москвы, что следует из содержания Книги 3 "Карты, схемы территориального планирования города Москвы", карты "Линейные и иные объекты скоростного внеуличного транспорта федерального и регионального значения", стр. 393.
Суд первой инстанции верно указал, что из системного толкования законодательства о градостроительной деятельности, в том числе части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генерального плана города Москвы, Градостроительного кодекса города Москвы следует, что Генеральный план города Москвы определяет лишь принципиальное направление прохождения линейного объекта, устанавливает границы зон линейных объектов как единых коридоров, в то время как окончательное определение осуществляется на стадии подготовки проекта планировки территории.
Со ссылкой на судебную практику, изложенную в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2019 года N 5-АПА19-27, и проанализировав приведенные выше нормы, суд первой инстанции пришел к выводу, что отображение местоположения линейного объекта на картографическом материале генерального плана может не совпадать с проектом планировки территории.
В пункте 2.3.3 части 2 Генерального плана города Москвы указано, что одной из задач данного генерального плана является обеспечения нормативных условий транспортного обслуживания, расширения объема и разнообразия доступного выбора мест приложения труда, благ и услуг, в том числе приоритетное развитие системы транспорта, которая должна обеспечить реализацию намеченной градостроительной политики, преодолеть хроническое отставание от потребностей городского развития, обеспечить качественно новый уровень транспортного обслуживания населения; развитие общественного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих интеграцию в единую систему всех видов транспорта; приоритетное развитие метрополитена как основного вида городского скоростного внеуличного транспорта.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый проект планировки территории, утвержденный Постановлением N 5-ПП, не только соответствует Генеральному плану города Москвы, но и направлен на реализацию его целей и задач.
Судебная коллегия с данными выводами также соглашается.
Доводам административного истца на имеющееся нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 564 "Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов" в части отсутствия в утвержденном проекте планировки территории материалов и результатов инженерных изысканий, а также иных сведений согласно пункта 29 данного Положения, судом первой инстанции также дана оценка в обжалуемом решении.
Как верно указано судом первой инстанции, названные выше положения относятся к материалам по обоснованию проекта планировки.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Приложением к Постановлению N 5-ПП является основная часть проекта планировки линейного объекта, содержание которой соответствует требованиям законодательства. В границы проекта планировки территории не включены особо охраняемые природные территории. Отсутствуют нарушения рассматриваемым проектом планировки территории требований, установленных в отношении зон с особыми условиями использования территорий.
Поскольку в ходе рассмотрения административного дела установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в установленном порядке, опубликованы, соответствуют актам, имеющим большую юридическую силу, постольку суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на существо обжалуемого решения суда.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
При этом судебная коллегия также исходит из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О-О и от 25 февраля 2016 года N 242-О).
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жуманова Рустама Турдыбаевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Н.В. Овсянкина
Судьи О.Н. Ефремова
И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.