Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаенко Е. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Волгограда (далее - ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Волгограда) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и его отмены, обязании включить периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения с заявлением о назначении, по кассационной жалобе Центра ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области на решение Советского районного суда г. Волгограда от 20.02.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, по средством видеоконференцсвязи выслушав представителя ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Волгограда (Центра ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области) по доверенности - Иванову О.И, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Николаенко Е.А. обратилась в суд с иском о признании решения ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Волгограда N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным; засчитать в специальный стаж периоды работы в должности воспитателя, учителя социального педагога, курсы повышения квалификации, командировки и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения.
Решением Советского районного суда г. Волгограда от 20 февраля 2020 года иск удовлетворен частично: Решение ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Волгограда N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии по старости признано незаконным;
ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Волгограда обязано включить Николаенко Е. А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя Тормосиновской вспомогательной школы - интернат;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя, учителя социального педагога Тормосиновского реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - командировка;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - курсы повышения квалификации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Николаенко Е.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 03 июля 2020 года решение Советского районного суда г. Волгограда от 20 февраля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Центр ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области просит судебные постановления по делу отменить как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, без учета имеющих значение для дела обстоятельств и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции проведено путем видеоконференцсвязи в соответствии со ст. 155.1 ГПК РФ допускается участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N66-ФЗ)
При наличии в судах технической возможности осуществления видеоконференцсвязи лица, участвующие в деле, их представители, а также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи. Центр ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области обратился с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Советского районного суда г. Волгограда, судьей проверена явка лиц.
В ходе судебного заседания при использовании систем видеоконференцсвязи технических сбоев не зафиксировано.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Центра ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области по доверенности - Иванова О.И. доводы кассационной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения явившегося лица, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Волгограда N от ДД.ММ.ГГГГ Николаенко Е.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
На дату обращения за назначением страховой пенсии по старости у истца принято к зачету 15 лет 10 месяцев 11 дней специального стажа и не включены в подсчет специального стажа педагогической деятельности периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-09-18) - учеба в Дубовском районе педагогическом училище им. Ленина;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-00-16) - в должности воспитателя Тормосиновской вспомогательной школы - интернат;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05-11-15) - в должности воспитателя, учителя (ДД.ММ.ГГГГ) социального педагога (ДД.ММ.ГГГГ) Тормосиновского реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
В вышеуказанный период имел место отпуск без сохранения заработной платы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-02);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-04);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-05);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-10-05) - в должности педагога - психолога ГКОУ "Тормосиновская школа - интернат" с учебной нагрузкой 0, 55 ставки, поскольку не выполнялось основное условие - работа на полную ставку, согласно п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N;
В вышеуказанный период имели место отвлечения:
Период нахождения в командировке:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-0004);
Отвлечение по сведениям индивидуального лицевого счета:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-03).
Кроме того, не подлежащие включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение:
Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-09-25);
Нахождение на курсах повышения квалификации:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-13);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-11);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-13);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-06);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-06);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-06);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-06);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-06);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-06);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-06);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-06);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-06);
Период нахождения в командировке: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-00-05).
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении в подсчет специального стажа истца периодов работы в должности воспитателя Тормосиновской вспомогательной школы-интерната, в должности воспитателя, учителя, социального педагога Тормосиновского реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебные инстанции правильно исходили из того, что работа истца имела место в учреждениях, предусмотренных соответствующим Списком (Список N) и одновременно в указанных в этом Списке должностях.
Согласно статьи 8 Закона N 400-ФЗ (в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) страховая пенсия по старости устанавливается при достижении определенного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет). Причем в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и или иные, приравненные к ним платежи.
Вместе с тем, для отдельных категории граждан Закон N 400-ФЗ предусматривает повышенный уровень пенсионного обеспечения (статьи 30 и 32), связанный с определенными показателями социального или профессионального характера. При этом, представляя пенсионные льготы, в том числе возможность досрочного выхода на пенсию, законодатель определяет специфические условия реализации пенсионных прав.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Досрочные страховые пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.
Возможность реализации права на досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников поставлена законодателем в зависимость от совокупности особых условий, а именно педагогическая деятельность должна иметь общую продолжительность 25 лет и должна осуществляться в определенных должностях и определенных учреждениях для детей.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, - должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого с целью реализации статьи 30 Закона N 400-ФЗ Правительство Российской Федерации, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.2002;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Список N463), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (подлежащего применению к периоду работы Николаенко Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В разделе "Наименование учреждений" Списка от ДД.ММ.ГГГГ N в числе учреждений указаны школы и школы-интернаты всех типов и наименований, а в разделе "Наименование должностей" этого же списка -должность воспитателя.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") (далее - Перечень и Положение N 1397) - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Судом установлено, что истец работала: с 16.08.1993 по 31.08.1994 - в должности воспитателя Тормосиновской вспомогательной школы - интернат; с 01.09.1994 по 15.08.2000 - в должности воспитателя, учителя социального педагога Тормосиновского реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Волгоградская областная санаторно-лесная школа перепрофилирована в Тормосиновскую вспомогательную школу-интернат (основание: Решение Облисполкома N 20/340 от 17.07.1986).
На основании постановления Совета Министров СССР от 08.12.1990 N1238 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии", а также письма Минобразования России от 04.02.1992 N22-шт, ставка заработной платы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) для детей с дефектами умственного или физического развития выплачивается воспитателям за 25 часов педагогической работы в неделю, а учителям-логопедам и учителям-дефектологам - за 20 часов педагогической работы в неделю.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 N191 установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 25 часов в неделю - воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии.
ДД.ММ.ГГГГ Тормосиновская вспомогательная школа - интернат перепрофилирована в Тормосиновский реабилитационный центр для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Основание: Постановление Администрации Чернышковского района N от 19.07.1994
ДД.ММ.ГГГГ Тормосиновский реабилитационный центр для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей перерегистрирован в государственное образовательное учреждение "Тормосиновская школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Основание: Постановление Администрации Чернышковского района N от ДД.ММ.ГГГГ)
ДД.ММ.ГГГГ государственное образовательное учреждение "Тормосиновская школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся для попечения родителей" переименован в государственное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Тормосиновская школа - интернат" (Основание: Приказ Комитета по образованию Администрации Волгоградской области N 1313 от 04.06.2009).
ДД.ММ.ГГГГ государственное казенное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Тормосиновская школа - интернат" создано путем изменения типа государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Тормосиновская школа - интернат" (Основание: Постановление Администрации Волгоградской области N 717 от 21.11.2011).
ДД.ММ.ГГГГ государственное казенное образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Тормосиноская школа-интернат" (Основание: Приказ комитета образования и науки Волгоградской области N 1684 от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ государственное казенное образовательное учреждение "Тормосиновская школа - интернат" реорганизовано в форме присоединения в государственное казенное общеобразовательное учреждение "Нижнечирская школа - интернат" (Основание: Постановление Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N-н).
Решением Исполнительного комитета Народных депутатов Волгоградской области N от ДД.ММ.ГГГГ постановлено было закрыть санаторно-лесную школу, расположенную в х. Тормосин Чернышковского района и на ее базе открыть школу-интернат для детей с дефектами умствен-ного и физического развития с контингентом воспитанников 80 человек.
Постановлением администрации Чернышковского района Волгоградской области N от ДД.ММ.ГГГГ постановлено, с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовать Тормосиновскую вспомогательную школу - интернат в реабилитационный центр для подростков и детей, нуждающихся в постоянной поддержке государства, в том числе и для детей, оставшихся без попечения родителей (на 110 человек).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 право устанавливать тождественность учреждений, предусмотренных Списками, с аналогичными учреждениями и структурными подразделениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по предоставлению соответствующего министерства по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 - "Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки".
В силу пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Поскольку сведения об условиях труда не содержатся в трудовой книжке, администрация предприятия (организации) представляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, уточняющую справку, выданную на основании первичных документов того периода, когда производились работы, а также подтверждает, что указанные работы выполнялись в течение полного рабочего дня, что закреплено пунктом "а" части 12 Перечня документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н, а также приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда, дающих право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
При оценке трудового стажа, представляемого для назначения страховой пенсии, органы ПФР руководствуются статьей 14 Закона N 400-ФЗ, в соответствии с которой, при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды страхового стажа, имевшего место после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Такие сведения представляются страхователями в соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ, с проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения.
Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления страховых пенсий, в том числе представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии со статьей 28 Закона N 400-ФЗ возложена на страхователей (работодателей). Статьей 16 Закона N 27-ФЗ определена обязанность территориального органа ПФР по осуществлению контроля за правильностью представления страхователями сведений.
Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
При таких данных, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что учреждение, в котором осуществляла истец трудовую деятельность в спорные периоды времени, поименовано Списком N, и постановилправильное решение об удовлетворении требований истца о включении в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя Тормосиновской вспомогательной школы - интернат и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя, учителя социального педагога Тормосиновского реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судом было постановлено правильное решение и в части признания отказа ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Волгограда включить в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации незаконным и возложения на ответчика обязанности о включении в подсчет специального стажа периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и период нахождения в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости (пенсии за выслугу лет), о зачете или незачете в специальный стаж времени курсов повышения квалификации ничего не сказано.
Кроме того, согласно ст. 196 ТК РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором
В соответствии со ст. 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ N 516 (ред. от 26.05.2009) "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя по направлению работников на курсы повышения квалификации и право работника на профессиональную подготовку, а также гарантии для работников, обучающихся на курсах повышения квалификации.
Судом установлено, что в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец Николаенко Е.А. продолжала состоять в трудовых отношениях с учреждением, где осуществляла свою трудовую деятельность, направлялась на курсы работодателем, они предоставлялись ей в соответствии с нормами действующего законодательства, данные периоды нахождения на курсах были ей оплачены, за ней сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, следовательно, производились отчисления в пенсионный фонд, в орган социального страхования и др.
Доводы апелляционной жалобы о том, что учреждения, в которых осуществляла трудовую деятельность истец в спорные периоды времени, не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, убедительными к отмене решения суда не являются.
Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, действовавшему в период спорных периодов работы истца, право на досрочное пенсионное обеспечение имели воспитатели в школах-интернатах всех типов и наименований, а в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, также действовавшего в спорные периоды работы истца, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользовались воспитатели, учителя, социальные педагоги (п.1 наименования должностей) реабилитационного центра несовершеннолетних, центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей (п.13 наименования учреждений).
Доводы кассационной жалобы фактически были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, всем доказательствам по делу судом дана надлежащая правовая оценка, выводы суда основаны на совокупности и достаточности допустимых доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами первой и апелляционной инстанций не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в обжалуемых заявителем судебных актах, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 20.02.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 03.07.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Центра ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.