N 88-18393/2020
г. Кемерово 7 декабря 2020 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Латушкиной С.Б.
рассмотрел гражданское дело N 2-216/2020, УИД 38RS0023-01-2020-000082-76 по иску Тулунского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Лотоцкого Андрея Васильевича к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району" о признании права на получение мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на определение Тулунского городского суда от 13 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 сентября 2020 г. об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении процессуального срока для подачи апелляционной жалобы на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 29 января 2020 г, установил:
Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Лотоцкого Андрея Васильевича с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району" о признании права на получение мер социальной поддержки.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 29 января 2020 г. исковые требования Тулунского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Лотоцкого Андрея Васильевича к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району" о признании права на получение мер социальной поддержки, удовлетворены.
25 марта 2020 г. Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области направило в суд апелляционную жалобу на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 29 янврая 2020 г. с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на её подачу. В качестве уважительных причин пропуска процессуального срока указано на нарушение судом первой инстанции срока изготовления мотивированного решения и направление его в адрес заявителя по истечении срока, установленного статьёй 214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также большое количество аналогичных дел.
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от 13 мая 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Иркутского областного суда от 7 сентября 2020 г, в удовлетворении ходатайства о восстановлении процессуального срока для подачи апелляционной жалобы на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 29 января 2020 г. отказано.
В поданной Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области кассационной жалобе ставится вопрос об отмене определения Тулунского городского суда от 13 мая 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 сентября 2020 г, как незаконных, принятых с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания.
Проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, следует признать жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из обжалуемых судебных постановлений, таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В силу с части 1 статьи 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение, и могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (часть 1, 2 статьи 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 109 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока. Поданные по истечении процессуальных сроков жалобы и документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы.
Таким образом, гарантией для лиц, не имеющих возможности реализовать своё право на совершение процессуальных действий в установленный срок по уважительным причинам, является институт восстановления процессуальных сроков.
Согласно части 1 статьи 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" для лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска срока на подачу апелляционных жалобы, представления, в частности, могут быть отнесены обстоятельства, связанные с личностью лица, подающего апелляционную жалобу (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.); получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных апелляционных жалобы, представления; неразъяснение судом первой инстанции в нарушение требований статьи 193 и части 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядка и срока обжалования решения суда; несоблюдение судом установленного статьёй 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного статьей 214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срока высылки копии решения суда лицам, участвующим в деле, но не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, если такие нарушения привели к невозможности подготовки и подачи мотивированных апелляционных жалобы, представления в установленный для этого срок, (абзац 3).
В соответствии с частью 1 статьи 214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направляются им не позднее пяти дней после дня принятия и (или) составления решения суда.
Отказывая Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в восстановлении указанного процессуального срока, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что доказательств, подтверждающих уважительные причины пропуска процессуального срока, заявителем не представлено.
При этом судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 29 января 2020 г. Тулунским городским судом Иркутской области оглашена резолютивная часть решения по гражданскому делу N 2-216/2020, мотивированное решение изготовлено 3 февраля 2020 г.
Копия мотивированного решения направлена ответчику Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области 12 февраля 2020 г. и согласно отчёту об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N получено Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области 17 февраля 2020 г.
25 марта 2020 г. в суд в электронном виде от Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области поступила апелляционная жалоба, к которой было приложено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы.
Срок на подачу апелляционной жалобы на вышеуказанное решение суда, исчисляемый с даты принятия решения в окончательной форме 3 февраля 2020 г, истекал 3 марта 2020 г.
Со дня получения копии решения суда 17 февраля 2020 г. до истечения срока на подачу апелляционной жалобы, оставалось 15 дней для подготовки и направления апелляционной жалобы, то есть половина процессуального срока, предусмотренного положениями статьи 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, у Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, являющегося юридическом лицом, был достаточный срок для подачи апелляционной жалобы.
Вместе с тем, апелляционная жалоба с ходатайством о восстановлении срока на её подачу направлена заявителем 25 марта 2020 г, т.е. за пределами процессуального срока, предусмотренного на обжалование, в том числе и спустя один месяц с момента получения копии решения суда.
Доказательство того, что времени, оставшегося после получения копии решения до истечения месячного срока, было явно недостаточно для составления апелляционной жалобы, Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не представлено.
Доводы ответчика о пропуске срока по причине санитарно-эпидемиологической ситуации и введения режима ограничительных мер, не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
В соответствии с Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 г. N 59-уг "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на территории Иркутской области с 20-00 часов 18 марта 2020 г. введён режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, ограничительные меры были введены после истечения срока апелляционного обжалования.
В соответствии с пунктом 10 Указа Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 г. N 59-уг территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, расположенным в Иркутской области, иным органам государственной власти Иркутской области, государственным органам Иркутской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области, постановлено обеспечить соблюдение правил по режиму труда в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями и рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что деятельность Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области была приостановлена в связи с введением Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 г. N 59-уг режима функционирования повышенной готовности, заявителем не представлено, как и не представлено доказательств отсутствия у заявителя реальной возможности направить апелляционную жалобу в установленный срок (до 3 марта 2020 г.), в том числе через интернет-приёмную суда или через организацию почтовой связи.
В указанной связи, учитывая, что каких-либо доказательств уважительности пропуска предусмотренного законом срока для подачи апелляционной жалобы стороной заявителя не представлено, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи апелляционной жалобы, следует признать законным и обоснованным.
Приведённые в обоснование ходатайства обстоятельства не доказывают наличие уважительных причин пропуска процессуального срока.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций следует признать верными, в судебных постановлениях мотивированными, в жалобе по существу не опровергнутыми, а потому не могут повлечь их отмену применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
определение Тулунского городского суда от 13 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Судья С.Б. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.