Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Климовой С.В, судей Рачиной К.А, Жолудовой Т.В, при помощнике судьи Стебивко А.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе с дополнениями Иванова А.И.
на решение Чертановского районного суда города Москвы от 29 июля 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Иванова А.И. к ОСЗН района Чертаново Южное ЮАО г. Москвы о признании незаконным решения об отказе в предоставлении срочной социальной услуги, отмене записи в решении, взыскании компенсации морального вреда, а также возмещении судебных расходов - отказать, установила:
Иванов А.И. обратился в суд с уточненным иском к УСЗН ЮАО г. Москвы в лице ОСЗН района Чертаново Южное ЮАО г. Москвы о признании незаконным решения от 20.01.2020 года об отказе в признании нуждающимся в предоставлении срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата; отмене незаконной записи в решении, а также о взыскании компенсации морального вреда в размере 7 500 руб, почтовых и иных расходов в размере 429 руб. Требования мотивированы тем, что истец является пенсионером старше ** лет, инвалидом ******** группы, оказался в трудной жизненной ситуации, поскольку потерял часть пенсии и документы, в том числе, социальную карту, обратился к ответчику за продовольственной помощью в виде выдачи 2 000 бонусов на еду, бесплатных обедов, в чем ему незаконно было отказано, кроме того, незаконным решением ответчика, а также бездействием ему причинен моральный вред, также в связи с обращением в суд он был вынужден нести почтовые и иные расходы.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, представитель УСЗН ЮАО г. Москвы возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы и дополнений просит истец Иванов А.И.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, выслушав объяснения истца, представителя УСЗН ЮАО г. Москвы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке в части по доводам апелляционной жалобы с дополнениями, имеются.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Иванов А.И, ********** г.р, зарегистрирован по месту жительства по адресу: *****************************; состоит на учете в Отделе социальной защиты населения района Чертаново Южное ЮАО г. Москвы как неработающий пенсионер, ветеран труда, получает пенсию по старости, ежемесячную денежную выплату по инвалидности (ЕДВ); мерами социальной поддержки как ветеран труда не пользуется.
20.01.2020 года Иванов А.И. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении срочных социальных услуг, а именно электронного социального сертификата на продукты питания, указав, что находится в трудной жизненной ситуации, необходимы затраты на поддержание здоровья, хозяйственные нужды; помощи со стороны нет; доход только пенсия. Указал, что проживает один, субсидия по оплате ЖКУ отсутствует, передвигается самостоятельно, получает пенсию по старости, родственники есть; достоверность сведений и их полноту, в т.ч. о доходах для расчета среднедушевого дохода получателя услуг подтвердил.
Решением ОСЗН района Чертаново Южное г. Москвы УСЗН ЮАО г. Москвы от 20.01.2020 года истцу было отказано в признании нуждающимся в социальном обслуживании в связи с отсутствием оснований и превышением среднедушевого дохода получателя услуг (******* руб. ** коп.) 1, 5 -кратного размера прожиточного минимума на душу населения на дату принятия решения (******** руб. ** коп.), копия решения вручена заявителю 03.02.2020 года.
Также, судом установлено, что решением Чертановского районного суда г. Москвы от 26.09.2018 года, вступившим в законную силу, определены доли в оплате коммунальных услуг в жилом помещении по адресу: *********************************; Иванову А.И. определена доля в размере ***. Данным решением установлено, что Иванов А.И. и ответчики Иванов А.А, Иванова С.Н. членами одной семьи не являются, совместного хозяйства не ведут, имеют раздельный бюджет.
Кроме того, Иванов А.И. обращался в ОСЗН района Чертаново Южное ЮАО г. Москвы за предоставлением срочной социальной помощи в связи с утратой денежных средств и просил выдать временную социальную карту 27.02.2020 года, т.е. после вынесения обжалуемого решения. Истцу был выдан временный единый социальный билет с 27.02.2020 года.
Ответчик также ссылался на то, что с заявлением в установленном порядке о предоставлении ему срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата именно в связи утерей части пенсии и социальной карты, а также с заявлением об обеспечении бесплатными обедами истец не обращался.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку п ринимая решение от 20.01.2020 года об отказе в признании Иванова А.И. нуждающимся в социальном обслуживании и в предоставлении срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата, ответчик обоснованно исходил из того, что факты понесенных истцом затрат, связанных с поддержанием здоровья, затрат на хозяйственнее нужды, невозможность получить материальное содержание от родственников (алименты) и обстоятельства, которые способны ухудшить условия жизнедеятельности заявителя документально не были подтверждены, как и те обстоятельства на которые истец ссылался - утрата полученной пенсии и документов (полисов, социальной карты и т.п.), а с учетом сведений, предоставленных пенсионным органом, его среднедушевой доход составляет в месяц 28 555 руб. 83 коп, что значительно превышает величину прожиточного минимума для нетрудоспособного населения по городу Москве.
Судебная коллегия полагает, что указанный вывод сделан судом без учета всех юридически значимых фактических обстоятельств дела и положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (ч. 1).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ п олучателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ч. 1); порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ч. 2).
Положениями ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что г осударственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1); представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (ч. 2); порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации (ч. 4).
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" установлены Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Положения Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ устанавливали, что учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи (ст. 2). Орган социальной защиты населения вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи: о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина; о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина; о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности. Гражданин, обратившийся с заявлением об оказании ему государственной социальной помощи, представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность. Орган социальной защиты населения направляет межведомственный запрос о предоставлении документов, копий документов или сведений, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения (ст. 3).
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период) (ч. 4).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" о снованием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Согласно ч. 2 ст. 15 указанного Федерального закона уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме; решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве" определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, болезнью, одиночество, малообеспеченность, беспризорность или безнадзорность несовершеннолетних, отсутствие определенного места жительства, иные обстоятельства).
Положения ст. 19 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 34 устанавливают, что адресная социальная помощь предоставляется гражданам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, в том числе горячего питания, средств ухода, санитарии и гигиены, одежды, обуви и других предметов первой необходимости; указанная социальная помощь предоставляется также на основании социального контракта (ч. 1); гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, адресная социальная помощь предоставляется в неотложном порядке, в том числе путем разового обеспечения горячим питанием или продуктовыми наборами (ч. 2); порядок предоставления, виды, категории получателей адресной социальной помощи устанавливаются Правительством Москвы (ч. 3).
Такой порядок оказания в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации установлен Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009 N 215-ПП, которым утверждено Положение о порядке оказания адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее - Положение), которое устанавливает виды а дресной социальной помощи: материальная (денежная) помощь; продовольственная помощь; вещевая помощь, и предусматривает, что ее оказание производится в соответствии с индивидуальной нуждаемостью обратившегося, при этом факт оказания одного вида помощи не может являться основанием для отказа в оказании другого вида помощи и носит заявительный характер.
Согласно разделу 2 указанного Положения а дресная социальная помощь предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, имеющим место жительства в г. Москве.
Порядок предоставления продовольственной и вещевой помощи, которая оказывается гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающимся в социальной поддержке, отделениями срочного социального обслуживания центров социального обслуживания по месту фактического проживания, установлен в разделе 4 Положения, согласно которому п омощь оказывается на основании заявления установленной формы с представлением: - паспорта, удостоверяющего личность обратившегося; - пенсионного удостоверения; к заявлению прилагаются: - копия справки о субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или справки о доходах заявителя из управления социальной защиты населения города Москвы и Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области; - копия справки Государственного казенного учреждения города Москвы Инженерной службы района города Москвы; - справка медицинской организации о наличии заболевания диабетом в случае нуждаемости в диабетическом продовольственном наборе; - акт обследования.
В целях повышения эффективности работы по оказанию адресной помощи и удовлетворения индивидуальных потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также внедрения современных технологий предоставления социальной поддержки Постановлением Правительства Москвы от 02.04.2013 N 185-ПП утверждено Положение о порядке оказания в городе Москве адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, с использованием электронного социального сертификата, участниками обслуживания электронного социального сертификата на оказание адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в городе Москве розничную торговлю продовольственными товарами, зарегистрированные в качестве участников обслуживания электронного социального сертификата в соответствии с Положением и принявшие Условия, установленные этим Постановлением, которое предусматривает, что а дресная продовольственная помощь с использованием электронного социального сертификата предоставляется остро нуждающимся в социальной поддержке гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, из числа держателей социальной карты.
Как следует из обжалуемого решения, истцу отказано в оказании единовременной адресной социальной помощи в виде продовольственной помощи в связи с тем, что его среднедушевой доход п ревышает величину прожиточного минимума для нетрудоспособного населения по городу Москве, не подтверждена трудная жизненная ситуация и заявителем не представлены документы, подтверждающие понесенные расходы.
Вместе с тем, адресная социальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, относится к государственной социальной помощи и предоставляется лицам, оказавшимся в таких обстоятельствах, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
При этом, при рассмотрении заявления Иванова А.И. ответчиком не учтено, что он является гражданином пожилого возраста - ** года (**** г.р.), является неработающим пенсионером, ветераном труда, получает пенсию по старости, ежемесячную денежную выплату по инвалидности (ЕДВ); мерами социальной поддержки как ветеран труда не пользуется, также является слабовидящим инвалидом ** группы. Тяжелая жизненная ситуация была обусловлена тем, что он, получив пенсию, потерял кошелек, в котором находились полученные им денежные средства и документы, включая социальную карту, медицинскую страховку. В связи с отсутствием родственников, которые ему могли бы оказать помощь (крайне тяжелые и конфликтные отношения с бывшей супругой и сыном, наличие с ними судебных споров - в материалы дела представлен судебный акт об определении долей по оплате ЖКУ), он фактически лишился средств к существованию до момента получения следующей пенсии.
В суде апелляционной инстанции и в апелляционной жалобе истец также ссылался на то, что выжить он смог до получения очередной пенсии только благодаря поддержке посторонних людей, предоставлявших ему ежедневно возможность получить бесплатный обед в кафе по адресу: *************************.
Как усматривается из материалов дела, в связи с утратой документов истцу был выдан временный единый социальный билет с 27.02.2020 года и оформлено АО "МАКС" 03.03.2020 года временное свидетельство, подтверждающее процесс оформления полиса обязательного медицинского страхования, что также подтверждает доводы истца.
Ссылку ответчика на то, что з аявление в установленном порядке о предоставлении истцу срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата именно в связи утерей части пенсии и социальной карты, а также заявление об обеспечении бесплатными обедами истец не подавал, судебная коллегия находит несостоятельной, учитывая, что представленное в материалы дела заявление Иванова А.И. имеет унифицированную форму, в которую в электронном порядке внесены общие основания предоставления социальной услуги с указанием нормы закона "п. 8 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ трудная жизненная ситуация, затраты на поддержание здоровья, хозяйственные нужды, помощи со стороны нет, доход только пенсия", указанный печатный текст подписан Ивановым А.И. (л.д. 63). Такое оформление при обращении к сотрудниками УСЗН ЮАО г. Москвы заявления, по мнению судебной коллегии, делало невозможным для истца указание каких-либо иных причин для обращения, а также указание полного объема необходимой ему помощи, учитывая возраст истца и наличие инвалидности.
Учитывая направленность адресной социальной помощи, при изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец на момент обращения к ответчику относился к категории лиц, которым могла быть предоставлена адресная социальная помощь, при этом наличие трудной жизненной ситуации должно определяться с учетом фактических жизненных обстоятельств, индивидуальной нуждаемости обратившегося, в связи с чем у ответчика при рассмотрении заявления Иванова А.И. и принятии решения отсутствовали достаточные основания для отказа в оказании ему адресной социальной продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата, по мотивам, изложенным в этом решении, в том числе принимая во внимание, что сведений о систематических обращениях истца об оказании такой помощи на тех же основаниях не представлено.
С учетом вышеуказанного, решение суда, которым отказано в удовлетворении требований Иванова А.И. о признании незаконным решения от 20.01.2020 года об отказе в признании нуждающимся в предоставлении срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата не может быть признано законным, обоснованным и мотивированным, соответствующим требованиям ст. 195 ГПК РФ, в связи с чем подлежит в этой части отмене с признанием за истцом права на получение такой помощи.
При этом, в связи с признанием незаконным решения УСЗН ЮАО г. Москвы от 20.01.2020 года полностью, оснований для удовлетворения требований об отмене отдельной записи в этом решении, не имеется.
В то же время судебная коллегия не усматривает законных оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, применительно к положениям ст. 151 ГК РФ, определяющей необходимым условием для взыскания такой компенсации как нарушение личных неимущественных прав, что в данном случае не усматривается, так и наличие вины причинителя вреда, поскольку причинение истцу моральных страданий именно в связи с действиями ответчика не установлено, при этом судебная коллегия, принимая решение об удовлетворении материальных требований Иванова А.И, исходила из установленных по делу обстоятельств тяжелой жизненной ситуации, в которой оказался истец, а не из неправомерности действий ответчика.
Отсутствовали основания и для возложения на ответчика обязанности по возмещению почтовых расходов и расходов на копирование документов, понесенных истцом, поскольку необходимость несения таких расходов не доказана.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Чертановского районного суда города Москвы от 29 июля 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Иванова А.И. к УСЗН ЮАО г. Москвы о признании незаконным решения от 20.01.2020 года об отказе в признании нуждающимся в предоставлении срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата, принять по делу в этой части новое решение.
Признать незаконным решение УСЗН ЮАО г. Москвы от 20.01.2020 года об отказе Иванову А.И. в признании нуждающимся в предоставлении срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата. Признать за Ивановым А.И. право на предоставление срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата.
В остальной части решение Чертановского районного суда города Москвы от 29 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями Иванова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.